Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Отечественная сфера услуг, хотя на ее долю и приходится примерно половина ВВП, в настоящее время развита в недостаточной мере






Отечественная сфера услуг, хотя на ее долю и приходится примерно половина ВВП, в настоящее время развита в недостаточной мере. Это рельефно проявляется, в частности, в сфере обмена услугами с другими странами. Отношение стоимостного объема экспорта услуг к экспорту товаров в последние годы у России находится на уровне 16-19%, что ниже среднемирового показателя на 6-9 процентных пунктов. Импорт услуг превышает их экспорт в 1, 2 -1, 4 раза.

В торговле услугами, в отличие от торговли товарами, Россия постоянно имеет отрицательное сальдо, что говорит об импортной ее направленности. Дисбаланс в торговле услугами финансируется за счет положительного сальдо в торговле товарами.

Масштабы и интенсивность участия России в международном обмене услугами в решающей степени определяются состоянием национальной экономики. Очевидно, глубокий социально-экономический кризис затронул и сферу услуг, хотя и в меньшей мере, чем реальный сектор. Как известно, в отличие от внешней торговли товарами, либерализация национальной сферы услуг носила постепенный и ограниченный характер, что предопределило более прочные позиции компаний-резидентов на внутреннем рынке. Структура и основные качественные параметры российской сферы услуг значительно отличаются от западных преобладанием традиционных видов деятельности, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции (свыше 70% валовой добавленной стоимости, созданной в сфере услуг, против примерно 30% в США), что затрудняет и заметно снижает эффективность интеграции отрасли в мировую торговую систему. Более того, крайне низкие объемы инвестиций в обновление материально-технической базы сферы услуг обусловили высокую степень старения и износа основных фондов, способствовали росту издержек и подрыву конкурентных позиций страны на международной арене. В результате в настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 2008 г. 1, 0 и 1, 2% соответственно (удельный вес России в мировом товарном экспорте достигал в последние годы 1, 4-1, 7%). По итогам 2008 г. Россия занимала лишь 23-е место в списке крупнейших экспортеров услуг, незначительно уступая Таиланду и почти в 2 раза - Китаю. Вместе с тем важно подчеркнуть, что показатели зависимости российского ВВП от экспорта услуг, несмотря на его в целом незначительные объемы, достаточно высоки и вполне сопоставимы с аналогичными средними величинами для важнейших регионов мира.

Анализ динамики торговли услугами позволяет выделить два различных периода: постепенное увеличение экспортно-импортных объемов, достигших пика в 1997 г., и их значительное снижение в последующий период. При этом, динамика экспортно-импортных операций в сфере услуг не имела ярко выраженной специфики по сравнению с торговлей товарами.

В географической структуре российского экспорта и импорта услуг, как и в случае торговли товарами, доминируют страны дальнего зарубежья, удельный вес которых в последнее время находится на уровне 77-78% по экспорту и 80-82% по импорту. Баланс России в торговле услугами, в отличие от обмена товарами, имеет устойчиво отрицательные значения, что объясняется низким экспортным потенциалом в этой сфере при сохраняющейся потребности в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущем спросе на прогрессивные, технически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе непропорционально большим (в сопоставлении с доходами) увеличением масштабов выездного туризма. В целом же, являясь производным от состояния национальной сферы услуг, участие России в международной торговле услугами сравнимо с проблемами российского товарного экспорта, где доминируют сырье и продукция первичной переработки.

Импортная деятельность в сфере услуг также имеет аналогии с ввозом товаров, в том числе в принципиальном плане их объединяет выраженный пропотребительский характер, ориентация на удовлетворение потребностей, формирующих основу западных ценностей и образа жизни. Причем ценностей уже устаревших и подвергшихся значительной ревизии в условиях информационного общества. Речь идет о том, что в российском импорте услуг доминирует туризм, преимущественно в чистом виде (примерно три четверти от статьи «поездки»), тогда как приобретение услуг связи, компьютерных и информационных услуг крайне невелико и даже снижается.

Важнейшей статьей отечественной торговли услугами все последние годы является международный туризм. Удельный вес России в мировом экспорте и импорте туристических услуг находился на уровне 17-го и12-го мест в мировой иерархии, соответственно, а это существенно выше показателей, характеризующих торговлю услугами в целом. На сегодняшний день Россия фактически выступает одним из наиболее крупных и активных импортеров туристических услуг в группе стран со средним и низкам уровнем доходов. Второй по значимости статьей российской торговли услугами являются транспортные операции (включая страхование перевозок). Как и во всем мире, относительная роль транспортных услуг в российском экспорте постепенно сокращается, однако не за счет увеличения других прогрессивных статей торговли услугами, а под влиянием вытеснения отечественных транспортных компаний с рынка международных перевозок. В условиях сокращения доходов от международного туризма и транспортных операций особенно актуальной становится задача диверсификации отечественного экспорта услуг, хотя, конечно же, понятно, что полностью и в короткие сроки компенсировать выпадающие доходы вряд ли удастся. На сегодняшний день услуги, не связанные с поездками и транспортной деятельностью, в экспорте России занимают не более 20-25% по сравнению с 45% в среднем по миру, а их удельный вес в соответствующем рыночном сегменте не достигает и 0, 5%. В импорте услуг доля рассматриваемой группы несколько выше и колеблется в пределах 30- 35%. Входящие в указанную группу позиции весьма разнообразны и включают как традиционные (например, строительные), так и многие новые виды услуг (международные телекоммуникации, услуги в области компьютерной информации и электронного обмена данными). Услуги связи тактически с самого начала переходного периода прочно занимают третью строчку в структуре отечественного экспорта услуг, а в последние пять лет вышли на третью позицию и в импортной деятельности, превысив расходы на приобретение строительных услуг. Увеличение экспорта услуг связи во многом зависит от ввода в коммерческую эксплуатацию трансроссийских волоконно-оптических линий.

Особое значение для России имеет налаживание эффективного обмена технологиями с зарубежными странами. В то же время на сегодняшний день Россия поставляет на мировой рынок преимущественно технологическое «сырье» (научные исследования выступают основным предметом экспортных соглашений), и одновременно закупает дорогостоящие, готовые к немедленному практическому использованию зарубежные технологии. В случае с крупными открытиями и разработками мы продаем преимущественно патенты, тем самым, лишаясь всех прав на изобретение, а покупаем дорогостоящие патентные лицензии. Кроме того, в структуре запродаж отечественных технологий не только низкий удельный вес коммерциализированных промышленных разработок, но и сами соглашения ограничиваются, как правило, исключительно предметом сделки, не предполагая дополнительных услуг по упаковке, транспортировке и монтажу оборудования на месте его использования.

Нельзя отрицать, что в отдельных видах деятельности в сфере услуг Россия располагает ощутимыми конкурентными преимуществами, однако реализация имеющихся экспортных возможностей осложняется факторами экономического и политического характера. В частности, предоставление услуг в области освоения космоса и космической связи, где Россией накоплен солидный научно-технический потенциал, сегодня уже не является сферой влияния узкой группы стран, а отличается чрезвычайной требовательностью и острой конкурентной борьбой большого числа участников. В то же время такие потенциальные направления увеличения экспорта услуг, как продажа военных технологий и технологий мирного использования ядерной энергии, а также ока-

зание услуг по утилизации промышленных (прежде всего ядерных) отходов имеют жесткие политические ограничения и могут создавать долгосрочные угрозы национальной безопасности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал