![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назовите источники и факторы снижения себестоимости. Дайте им характеристику.
Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить и анализировать по двум направлениям - источникам и факторам. Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы. Под факторами понимают мероприятия, вызывающие изменения себестоимости продукции. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные. Народнохозяйственные факторы — это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок. Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышение уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. Внутрипроизводственные факторы предусматривают экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования и др. Выделяются следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы, заработная плата, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, рост производительности труда. Классификация источников и факторов снижения себестоимости продукции
Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на те виды продукции, на выпуск которых они были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции. 33.Назовите виды затрат на производство и реализацию продукции по следующим признакам: по времени возникновения, по экономической роли в процессе производства, по составу, с точки зрения отдельного предприятия. Дайте им характеристику. В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость затраты подразделяются на расходы текущего периода, расходы будущих периодов и предстоящие расходы. Под расходами текущего периода понимают расходы, связанные с производством и реализацией продукции в данный период. К расходам будущих периодов относятся затраты, которые возникли в данном периоде, но подлежат погашению в следующих отчетных периодах (освоение новых предприятий, производств и др.). К предстоящим расходам относятся зарезервированные расходы (расходы на оплату отпусков и т.д.). По экономической роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные. Основные затраты связаны непосредственно с процессом производства, а накладные - с организацией, управлением, технической и технологической подготовкой производства и его обслуживанием. По составу (однородности) затраты подразделяются на одноэлементные (простые) и комплексные (сложные). Одноэлементные (простые) затраты однородны по своему экономическому содержанию, комплексные (сложные) состоят из нескольких экономических элементов. С точки зрения отдельного предприятия затраты подразделяются на индивидуальные и общественные. Индивидуальные затраты представляют собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта, общественные - затраты на производство определенного объема какой-то продукции с точки зрения всей национальной экономики. 34.Назовите виды затрат на производство и реализацию продукции по следующим признакам: по способу включения в себестоимость, по отношению к объему производства, по периодичности возникновения, по эффективности. Дайте им характеристику. По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством отдельных видов продукции и относятся непосредственно на эту продукцию по прямому признаку. Косвенные затраты связаны с производством продукции нескольких видов и распределяются между ними пропорционально какому-либо признаку (производственной себестоимости и др.). По отношению к объему производства затраты подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные затраты — это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства изменяется незначительно (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы). Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально росту объема производства. По периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные. Текущие затраты - это расходы, имеющие частую периодичность возникновения (расход сырья и материалов и т.д.). Единовременные затраты - это затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, запуск нового производства и др. По эффективности или степени целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительные затраты - это затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства. 35. Дайте определения понятию «цена». Опишите ее виды и функции. Цена - это денежное выражение стоимости товара. Субъекты ценообразования РБ: юридические лица и предприниматели. Роль цены в экономике проявляется на макро и микро уровнях. Основные признаки классификации и виды цен: 1. По степени участия государства в регулирование цен: 1.1Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. 1.2Регулируемые (изменяемые) устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину. 1.3Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем. 1.4Свободные (рыночные) — освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. 2. В зависимости от обслуживаемого оборота: 2.1Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления. 2.2Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером. 2.3Розничная цена — цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером. 3. В зависимости от включения в цену расходов по транспортировки предприятия: 3.1. Цена франко-станция отправления – расходы по транспортировке товара несет продавец 3.2. Цена франко-станция назначения – расходы по транспортировке товара несет покупатель 3.3. Цена ДАФ – до границы продавец поставляет товар 3.4. Цена СИФ – все расходы несет продавец 3.5. Цена ФОБ – продавец несет расходы по доставке товара на борт судна 3.6. Цена ФАС – расходы по доставке груза до причала 3.7. Цена КАФ – не включает расходы по страхованию 4. В зависимости от экономических особенностей продукции: 4.1. Оптовые цены 4.2. Закупочные цены – цены на с/х продукцию 4.3. Цены на продукцию строительства 4.4. Розничные цены и тарифы на услуги 5. В зависимости от договорных условий совершения сделок: 5.1.Базисные цены 5.2.Биржевые цены 5.3.Контрактные цены 5.4.Твердые цены 5.5.Справочные цены 5.6.Демпинг 5.7.Ценовая дискриминация 6. В зависимости от рынка: 6.1.Для внутреннего рынка 6.2.Для внешнего рынка 6.3.Для импорта 6.4.Для экспорта 7. В зависимости от сроков действия: 7.1.Постоянные цены 7.2.Скользящие цены 7.3.Ступеньчатые цены 7.4.Сезонные цены 8. Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете: 8.1.Планово-расчетные цены 8.2.Учетные цены 8.3.Цены производителей 8.4.Потребительские цены 8.5.Текущие цены 8.6.Сопоставимые цены 9. По степени обоснованности: 9.1.Базисные цены 9.2.Прейскурантные цены 9.3.Фактические цены Функции цены: 1. Информационная функция — распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников сведений о конъюнктуре рынка по данному товару. 2. Распределительная функция — распределение ресурсов между производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. 3. Стимулирующая — создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек. 4. Уравновешивающая — обеспечение равновесия между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается. 5. Обеспечение доходности — не только возмещение издержек производства продукции, но и получение прибыли. 6. Учетная функция, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена служит средством исчисления стоимостных показателей: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем товарооборота, объем производства продукции предприятиями, рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д. 36.Назовите виды цен по следующим классификационным признакам: степень участия государства в регулировании цен, обслуживаемый оборот. Дайте им характеристику. 1. По степени участия государства в регулирование цен: 1.1Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. 1.2Регулируемые (изменяемые) устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину. 1.3Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем. 1.4Свободные (рыночные) — освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. 2. В зависимости от обслуживаемого оборота: 2.1Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления. 2.2Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером. 2.3Розничная цена — цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером. 37.Дайте определение понятию «прибыль». Назовите виды прибыли. Изложите методику расчета прибыли отчетного года. Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и реализацию этих товаров. Прибыль предприятия – это часть выручки от реализации продукции, которая остается после вычета из неё налогов уплачиваемых из выручки и затрат на производство. Прибыль за отчетный период формируется нарастающим итогом с начала периода к его концу; отражается прибыль (убыток) от реализации, от операционных доходов и расходов и прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов. Это финансовый результат производственной деятельности предприятия. Прибыль за отчетный период определяется по формуле: П=Пр+Под+Пвд Прибыль от реализации рассчитывается как выручка от реализации товаров за минусом налогов, включаемых в цену продукции и выплачиваемых из выручки, минус себестоимость реализуемых товаров, а также расходов на реализацию. Прибыль от операционных доходов и расходов представляет собой финансовый результат, не связанный с основным видом деятельности предприятия. Прибыль рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей за минусом налогов (включаемых в цену и выплачиваемых из выручки) и затрат, связанных с реализацией материальных ценностей. Прибыль от внереализационных доходов и расходов – это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией основных средств. Она образуется путём вычитания из доходов, полученных по данным операциям, расходов связанных с осуществлением этих операций. В состав внереализационной прибыли (убытков) включается сальдо, полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций; сюда же относится прибыль прошлых лет, доходы от аренды; проценты по денежным средствам числящимся на счетах предприятия. Чистая (нераспределенная) прибыль – она остается в распоряжении предприятия и расходуется на различные цели. Нераспределенная прибыль распределяется на фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд. Чистая прибыль служит источником финансовой ответственности предприятия по своим обязательствам и используется им для развития, совершенствования производства, для материального поощрения работников, а также для удовлетворения личных потребностей владельца предприятия: ЧП=П-Нпр
|