Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты и условия юридической ответственности.






Субъект права, субъект правоотношения, субъект правонарушения, субъект ответственности – близкие, но не тождественные понятия. Не любой субъект права может быть субъектом правоотношения, как и не любой субъект правоотношения может быть субъектом правонарушения и субъектом ответственности.

Употреблять термин «субъект правонарушения» можно в двух значениях. Во-первых, абстрактно как о субъекте вменяемом (деликтоспособном), в силу чего способным отвечать за содеянное. Во-вторых, как о конкретном лице, совершившем правонарушение. Понятие субъекта юридической ответственности по своим смысловым характеристикам ближе всего к понятию субъекта правонарушения, употребляемому в его первом значении. К выводу о том, кто выступает субъектом юридической ответственности, субъектом правоотношения, мы приходим, анализируя понятие субъекта правонарушения. Признаки, которые характеризуют субъекта правонарушения, одновременно характеризуют субъекта правоотношения и субъекта юридической ответственности.

Субъект правоотношения ответственности должен обладать признаками, характеризующими субъекта правонарушения, т.к. только от данного субъекта другая сторона правоотношения вправе требовать ответственного поведения и именно к такому субъекту имеется возможность применить меры государственного принуждения.

Правоотношение ответственности имеет, по меньшей мере, двух субъектов. С одной стороны правоотношения выступает лицо, наделенное правами и обязанное совершить определенные действия, а с другой стороны – субъект, обладающий правом и обязанностью требовать совершения определенных в правовой норме действия или бездействия. Если рассматривать регулятивные отношения ответственности, с одной стороны будет находиться деликтоспособное физическое или юридическое лицо, а с другой стороны – государство.

Однако такое деление носит условный характер, т.к. государство в регулятивных отношениях тоже выступает как обязанное лицо. Это можно проиллюстрировать на примере обращения граждан, юридических лиц в Конституционный суд РФ с заявлениями об оспаривании правовых норм как не соответствующих конституции. В случае признания их таковыми, эти нормы не подлежат применению, таким образом, государство становится обязанным изменить статус установленных ранее им норм – признать их не действующими.

Аналогичная ситуация возникает при оспаривании ненормативных актов в рамках главы 23 Арбитражно-процессуального кодекса РФ «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов судом по интеллектуальным правам». Только в этом случае государство прекращает действие оспариваемого акта или отдельных его положений в случае установления судом не соответствия его иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. [8]

Схожая, но не тождественная ситуация имеет место при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. (Глава 24 Арбитражно-процессуального кодекса РФ).[9] Здесь можно говорить о должностном лице, как о субъекте юридической ответственности, поскольку должностное лицо, хотя и в рамках представленных полномочий, но своей волей приняло решение, как действовать, государство в этом случае не уполномочивало его на совершение действий не соответствующих установленным нормам, следовательно, государство здесь не является субъектом юридической ответственности.

Спорным является вопрос о том, кто выступает субъектом, обладающий правом и обязанностью требовать совершения определенных в правовой норме действий или бездействия. Наиболее распространенным является утверждение, что субъект отношений ответственности – это государство в лице своих компетентных органов, которые непосредственно и вступает в правоотношения ответственности.

Итак, кто же является другой стороной отношений: государство, уполномоченные органы, или государство в лице уполномоченных органов? Государство осуществляет свою деятельность через уполномоченные им органы, которые опосредуют волю государства в своей деятельности, а сами государственные органы всегда действуют от имени государства. Поэтому другой стороной в правоотношении ответственности будет выступать государство в лице уполномоченных органов. В общерегулятивных отношениях ответственности ввиду относительной неопределенности круга субъектов таких отношений другой стороной правоотношения будет выступать государство как властный субъект, адресующий требования по соблюдению и исполнению предписаний норм, предусматривающих юридическую ответственность неопределенному кругу лиц. В конкретных регулятивных отношениях ответственности (например, в гражданско-правовых) другой управомоченной стороной выступает физическое или юридическое лицо, а государство, в лице уполномоченных органов присутствует абстрактно, т.к. субъект наделен правом обратиться к уполномоченным органом для применения мер государственного принуждения в случае неисполнения обязательства.

Уяснив субъектный состав юридической ответственности, необходимо определить условия ее наступления.

Основным условием наступления юридической ответственности является нарушение лицом законодательно установленных норм и правил выразившееся в действии или бездействии.

При этом, как указано выше, субъект правонарушения должен обладать такими свойствами как: деликтоспособность и вменяемость. Эти свойства позволяют оценить субъект правонарушения с качественной стороны.

Деликтоспособность - это признаваемая государством способность каждого носителя прав и обязанностей отвечать за свои действия, влекущие правовые последствия. Деликтоспособность физических лиц наступает по достижении определенного законом возраста. Так, уголовная Деликтоспособность в полном объеме наступает по достижении шестнадцати лет, а в ограниченном объеме (за совершение отдельных видов преступлений) - по достижении четырнадцати лет. Административная Деликтоспособность наступает по достижении шестнадцати лет и т.д.

Юридические лица приобретают Деликтоспособность, также как и другие свойства субъекта права, с момента их государственной регистрации. Следует обратить внимание на различное содержание деликтоспособности физических и юридических лиц. Физические лица обладают универсальной деликтоспособностью, т.е. они могут нести юридическую ответственность любого вида из предусмотренных законом (в зависимости оттого, какое деяние они совершили). Юридические лица обладают ограниченной деликтоспособностью, так как они не могут нести уголовную и дисциплинарную ответственность.

Следующее условие наступления юридической ответственности связано с психическим состоянием субъекта - это вменяемость, т.е. способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Данное свойство присуще только физическим (но не юридическим) лицам. Ответственность наступает лишь за волевые осознанные действия субъектов права, поэтому обратное вменяемости состояние (невменяемость) служит основанием освобождения от ответственности.[10]

Еще одно условие наступления юридической ответственности связано с психическим отношением лица к содеянному им деянию и определяется условием виновности. Вина - это волевое сознательное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Виновность выражается в форме умысла и неосторожности.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

1. Необходимая оборона. Самостоятельная защита лицом своей жизни, прав и свобод, а также жизни, прав и свобод других лиц, действие, совершаемое при защите интересов государства, общества, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения нападающему вреда, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства. Необходимой она является потому, что совершаемые действия – причинение вреда посягающему – являются неизбежными. Действия, совершаемые в состоянии необходимой обороны, не должны влечь за собой совершение преступления, быть актом самоуправства или мести.

2. Крайняя необходимость. Представляет собой сознательное причинение определенного вреда правоохраняемым интересам в целях недопущения еще большего вреда. Это действие, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред был меньше, чем предотвращенный.

3. Малозначительность правонарушения. Деяние, не представляющее общественной опасности.

Кроме названных обстоятельств, освобождающих от юридической ответственности при определенных условиях, относятся те, которые непосредственно оговорены в нормах законов, устанавливающих ответственность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал