Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О практической значимости философии и науки






Разделение науки и философии частенько проводится со ссыл­кой на то, что наука обладает непосредственной практической зна­чимостью, а философия нет. На основании открытий и достиже­ний науки можно построить технические сооружения, интелли­гибельные же рассуждения философии не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. Любопытны в связи с этим возражения знаменитого философа науки Ф. Фран­ка, который был уверен, что философия тоже служит практичес­кой цели. В то время как наука использует свои методы для дос­тижения собственных целей, философия дает методы, с помо­щью которых можно направлять поведение людей. Таким обра­зом, она достигает своей практической цели даже еще более пря­мым путем, чем собственно наука.

Многие мыслители объясняли эту парадоксальную ситуацию тем, что философия требовала близкого соответствия между все­общими принципами и опытом здравого смысла. Наука же, чем больше углублялась в теоретическую область, тем более удален­ными от обыденного понимания становились формулировки ее 'бщих принципов. (Вспомним дефиниции законов классической механики, или основоположения коперниканской, гелиоцентри­ческой системы, второе начало термодинамики.) Считается, что успех в науке в большей степени зависит от удачной замены мира обыденного здравого смысла миром абстрактных символов и что для ученого чрезвычайно важно отказаться от естественного язы­ка и уметь пользоваться искусственным языком абстрактных сим­волов, увязывая их в единую систему. Таким образом, филосо­фия, несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее оказывается ближе к обыденному здравому смыслу, че^ наука.

Стремление к демаркации (разделению) науки и философш вызвано желанием освободить науку от экзистенциальных пред­посылок, идеологических наслоений и иррациональных мифооб-разований, квазинаучных явлений. Вместе с тем уязвимым пунк том одного из критериев науки — опытной проверки (верифика ции) — является ее несамодостаточность. Это означает, что могу! быть встречены такие факты, которые не подтверждают данную теорию. Опытное знание не может привести к полной уверенное ти, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоре­чащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фаль­сификация. Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебе дей. Принимая во внимание эти обстоятельства, британский фи лософ и социолог Карл Поппер предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, ее фальси фикацию. Иначе говоря, в отличие от научных теорий, в принци­пе фальсифицируемых, ненаучные построения, и в частности фи­лософия, в принципе неопровержимы. Их не может опровергнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют.

В ответ на потребность осмыслить статус и социокультурные функции науки в условиях НТР возникла новая молодая дисцип лина — философия науки, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. Однако образ науки всегда приковывал к себе внимание философов и методологов. Воссоздавая его, филосо фия веком раньше оформилась в специальное направление, полу­чившее название «философия науки». У истоков возникновения философии науки как направления современной философии сто­ят имена Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля. Концепция «позитивной (положительной) науки» была представ лена достаточно обширной деятельностью французского мысли теля Огюста Конта (1798—1857). По его мнению, наука— этч «здоровая философия», которая коренным образом изгоняет вес вопросы, неизбежно неразрешимые. В другой («метафизической» философии нужды нет. Позитивная философия одновременно л есть универсальный метод.

Философия и наука совпадают и отождествляются в пределах позитивизма при условии, что философия отказывается от имид­жа метафизики (с ее стремлением к смысложизненным пробле­мам) и остается только поглощенной контекстом физики — науки о природе. Подобная постановка проблемы, как и само возникно­вение позитивизма, не являлась беспочвенной. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биоло­гии и, конечно же, физики — делали науку все более и более по­пулярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевали умами людей, престиж ученых повышался, наука превращалась в социальный институт, отстаивая свою ав­тономию и специфические принципы научного исследования. О самой философии пытались говорить как о сугубо строгой систе­ме, и только в этом качестве она пользовалась успехом.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии» в шести томах, изданных в 1830—1846 гг., О. Конт широко пропа­гандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества. И до сих пор его имя вспоминается в связи с созданной им оригинальной классификацией наук и с самой идеей социологии как науки об общественной жизни, включающей в себя социальную статику и социальную динамику.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал