Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика международного туризма во второй половине XX в.
Распространение современного международного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью. В самом общем виде она отражает разные условия социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Согласно расчетам специалистов, на постиндустриальные страны приходится около 60% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – около 28%, на страны с переходной экономикой – 12-13%. За основу регионального анализа международного туризма лучше всего принять членение мира на туристские макрорегионы, предложенное специалистами ВТО, выделившими пять таких регионов: 1. Европейский (все страны Европы, страны бывшего СССР + Турция, Кипр и Израиль. 2. Американский (все страны Северной и Латинской Америки). 3. Азиатско-Тихоокеанский (все страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания) и Южноазиатский (страны Южной Азии). 4. Ближневосточный (страны Юго-Западной Азии + Египет и Ливия). 5. Африканский (все страны Африки за исключением Египта и Ливии). Для всех шести туристских макрорегионов мира характерна поступательная динамика развития, не обнаруживающая на протяжении последних десятилетий ни одного сильного «сбоя». И, тем не менее, темпы роста прибытий и доходов от туризма в перечисленных макрорегионах не были одинаковыми. Если в 1970 г. в мире было только два крупных туристских макрорегиона – Европа и Северная Америка, которые принимали 94% всех международных туристов, то сегодня к ним добавился третий, Азиатско-Тихоокеанский регион, где темпы роста туристских потоков оказались наиболее высокими. На три указанных выше макрорегиона приходится более 90% всех мировых туристских прибытий и 95% всех денежных поступлений от международного туризма. В 2001 году география приема интуристов по регионам мира выглядела следующим образом: 1. Европа – 402, 5 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 0, 7%). 2. Америка – 128, 5 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 6, 0%). 3. Азиатско-Тихоокеанский регион – 109, 2 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 5, 5%). 4. Африка – 27, 2 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 4, 3%), 5. Ближний Восток – 23, 2 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 2, 5%). 6. Южная Азия – 6, 1 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 4, 5%). Несмотря на некоторое сокращение доли, главным туристским регионом мира остается Западная Европа. Это объясняется, с одной стороны, наличием здесь самых разнообразных природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов, а с другой – действием ряда социально-экономических и инфраструктурных факторов, таких как высокий уровень жизни, урбанизированность, транспортная подвижность, уровень развития транспортной сети. Очень важен для Европы и фактор географического положения, так как все страны компактны и расположены близко друг к другу. Статистика ВТО позволяет также выявить роль, которую играют в европейском туризме отдельные субрегионы. Первое место занимает Западная Европа, от которой по числу прибытий туристов и поступлениям от туризма немного отстает Южная Европа. На эти субрегионы приходится 2/3 всех прибытий туристов в Европу. Третье место по туристским прибытиям (1/5 всех европейских) занимает Центрально-Восточная Европа, уступающая, однако в поступлениях от туризма Северной Европе. И замыкает список субрегион Восточного Средиземноморья. Американский макрорегион по масштабам международного туризма уступает только Европейскому. В последнее время он стал терять свою привлекательность и ему «наступает на пятки» Азиатско-Тихоокеанский регион. В Америке, как и в Европе, преобладает внутрирегиональный туризм (почти 3/4 всех прибытий), а главными центрами притяжения туристов были и остаются три страны Северной Америки – США, Канада и Мексика. При этом отмечается сильное доминирование США. Немногим более 1/4 всех международных туристов, посещающих Америку, приезжает из других регионов мира. В первую очередь к ним относятся Европа и Азия, а из отдельных стран – Великобритания и Япония. Второе место Америки связано с высоким уровнем жизни североамериканцев, отличными коммуникациями и высокой степенью моторизации людей, высокоразвитой туристской инфраструктурой, обилием природных достопримечательностей, а также отсутствием языкового барьера между США и Канадой; тягой северян к теплым морским курортам США и Мексики и т. д. Отодвинуть же с первого места Европу и занять его Северной Америке препятствовало пока большое удаление ее от других регионов мира; малое число стран в Северной Америке (3), сравнительно меньшая, по сравнению с Европой, насыщенность культурно-историческими памятниками. Среди туристских субрегионов Америки особое место занимает Карибский бассейн. Развитию туризма здесь способствуют тропический климат с мягкой зимой, богатая растительность, обилие хороших пляжей, наличие большого количества достопримечательностей, а также соседство с США. Карибское Средиземноморье стало наиболее специализированным туристским районом всего мира. Ежегодно он принимает не менее 15-20 млн. туристов, а доля доходов от туризма в его ВВП в среднем составляет 30-40%. В наши дни в этом бассейне концентрируется 3/4 всех морских круизов мира. Азиатско-Тихоокеанский регион – самый бурно развивающийся туристский макрорегион мира, в котором число международных туристов за последние 30 лет увеличилось в 17 раз, а доходы от этой отрасли выросли в 75 раз! Такой скачок АТР в области туристского бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки, успехами индустрии туризма. В этом макрорегионе также преобладает внутрирегиональный туризм (около 4/5), а из отдельных его субрегионов ведущее место принадлежит Восточной Азии – в первую очередь благодаря Японии, Китаю, Республике Корея и Тайваню. На втором месте находится Юго-Восточная Азия (особенно Малайзия и Сингапур), тогда как роль Австралии и Океании пока еще невелика. Африка, несмотря на заметное ускорение темпов роста международного туризма, все еще остается в числе аутсайдеров международного туризма. Это объясняется социально-экономической отсталостью африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и туристской инфраструктуры, политической нестабильностью и широким распространением ряда опасных инфекционных заболеваний. Здесь туристов, прибывающих в основном из Европы, чаще всего интересуют некоторые страны Северной (Тунис, Марокко), Западной (Мавритания, Сенегал), Восточной (Танзания и Кения) и Южной (Зимбабве, ЮАР) Африки. Внутрирегиональные потоки в Африке большого развития не получили. Пока еще сильно отстает в предоставлении туристских услуг и район Ближнего Востока. Большое развитие получило лишь паломничество и начинающий свое становление шоппинг. Развитию туризма в регионе в большей степени мешает политическая нестабильность, постоянные вспышки экстремизма, войны, конфликты. На Ближнем Востоке развитие получил как межрегиональный, так и внутрирегиональный туризм. Основными принимающими странами являются Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт. На последнем месте среди макрорегионов мира находится Южная Азия, в которой более половины всех иностранных туристов принимает Индия. Развивается туризм и в других странах региона – Непале, Шри-Ланке, Бутане, Мальдивах. Такой рейтинг туристских макрорегионов во многом предопределяет и участие в международном туризме отдельных стран (табл. 2).
Таблица 2.
|