Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика использования условно-графических обозначений при изучении тем «Предложения с прямой речью», «Диалог».
Способы передачи чужой речи на письме. Общее знакомства с прямой и косвенной речью Ознакомление учащихся со способами передачи чужой речи проводится практически. Сначала учитель уточняет понятие «чужая речь» (речь какого-то лица, в том числе и автора), затем сообщает, что существуют разные способы ее передачи, и записывает предложения для анализа Учащиеся читают предложения, выделяют чужую речь, указывают способы ее выражения и приходят к выводу, что чужая речь может по-разному включаться в предложение и передаваться с различной степенью точности. Далее по этим признакам сопоставляются два последних предложения и дается понятие о прямой и косвенной речи. При рассмотрении вопросов, связанных с пунктуацией прямой и косвенной речи, необходимо обратиться к графическим схемам правил. В ныне' действующих учебниках пунктуационный материал излагается по-иному: в правилах обычно сообщается одна норма, имеющая своё основание. Таких основании выделяется несколько: 1) прямая речь как речь чужая, передаваемая в форме прямого высказывания, выделяется кавычками или тире, если предложение, выряжающее ее, начинается с кроеной строки; 2) прямая речь сохраняет коммуникативно-интонационные особенности предложения, поэтому после нее ставится конечные знаки: точка (она в некоторых случаях заменяется запятой), вопросительный знак пли восклицательный знак; 3) прямая речь и вводящие ее слова представляют собой разные планы речи, связь между ними взависимости от позиции показывается двоеточием или тире. 1.прямая речь заключается в кавычки, 2.после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. В правиле пунктуации в предложениях с прямом речью, стоящей перед словами автора, сначала сообщается о постановке конечных знаков после прямой речи, затем о тире. Каждое в отдельности правило излагает не все нормы. Так, в первом правиле отсутствует указание о постановке конечных знаков, а во втором, хотя такие указания сеть, ничего не говорится о выделении прямой речи кавычками, Но несмотря на это, в целом правила указывают все основания употребления знаков препинания в двух позициях прямой речи по отношению к словам автора. Таким образом, работа над правилами употребления знаков препинания при прямой речи в V классе должна подготовить учащихся к изучению этой темы в VIII классе. Пунктуации в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора. При изучении этой темы в VII классе обращается внимание на основания употребления каждого из сочетающихся знаков в отдельности. Даются 2 примера с прямой речью, где в 1-м примере слова автора после прямой речи, а во 2-м перед. Установив различия л построении предложений, учитель продолжает беседу: -Как выделяется прямая речь на письме? (ГЗ научном и деловом стилях прямая речь выделяется кавычками. В художественной литературе вместо кавычек обычно используется тире. В последнем случае прямая речь пишется с повой строки.) -Какие знаки ставятся в конце прямой речи? С какими знаками они сочетаются? В какой последовательности располагаются знаки препинания? Если прямая речь стоит после слов автора, вопросительный и восклицательный зняки ставятся перед кавычками, точка после них. Так же ставятся знаки, если прямая речь стоит перед словами автора, только в этом случае- вместо точки ставится запятая. Порядок расположения знаков таков: кавычки, запятая, тире. Пунктуация впредложениях с прямой речью, разрываемой словами автора. С этим пунктуационным вариантом учащиеся VIII класса знакомятся впервые. Особенность его изучения заключается в том, чтобы найти в новых построениях уже известные учащимся обоснования употребления знаков препинания, сделать перенос изученных правил на новый вариант предложений с прямой речью. Это даст возможность активизировать познавательный процесс, повысить степень самостоятельности, учащихся при работе над данной темой. При изучении правил сохраняется принцип изложения материала по отдельным основаниям употребления знаков. Прямая речь выделяется кавычками: кавычки ставятся перед парной ее частью и после второй. Отрезок прямой речи перед словами автора не закрывается кавычками, также кавычки не ставятся перед прямой речью, продолжающейся после слов автора. Па отсутствие внутренних кавычек надо обратить внимание, чтобы предупредить отрицательное влияние одного навыка на другой, что может выразиться, например, в постановке лишних кавычек перед прямой речью, если в словах автора есть указание на ее продолжение. Слова автора с обеих сторон выделяются тире. Функция знака здесь выделительная, и знак парный. Выделяются два основных пунктуационных варианта: 1) прямая речь, разрываемая словами автора, является одним самостоятельным предложением; 2) слова автора стоят между двумя самостоятельными предложениями. Пунктуация в предложениях с прямей речью, стоящей внутри слов автора. Зная основания постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, учащиеся по аналогии сами решают вопросы о постановке некоторых знаков препинания в предложениях, в которых прямая речь стоит внутри слов автора. Прямая речь выделяется кавычками. Перед прямой речью для отделения ее от слов автора ставится двоеточие (по аналогии с пунктуацией в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора), а после прямой речи для отделения ее от следующих за ней слов автора ставится тире. Вывод школьников правилен для тех случаев, когда в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, а также если на месте разрыва слов автора не должно быть никакого знака препинания. Пунктуация при диалоге. Первое знакомство с диалогом учащиеся получают в V классе, где им дается определение диалога п сообщается правило постановки тирс, если каждая реплика диалога начинается с новой строки. Учащиеся VIII класса знакомятся с другим пунктуационным вариантом: реплики записываются в строку, каждая реплика берется в кавычки, и одна от другой отделяется тире. При закреплении материала следует учесть ошибки, которые допускают учащиеся при записи диалога таким способом, и их причины. При записи диалога, в котором реплики не сопровождаются словами автора, часто пропускаются внутренние кавычки крайних реплик и кавычки для выделения реплик, находящихся внутри диалога. Ошибки не случайны. Сложное сочетание разных функций знаков и графических способов их обозначения затрудняет применение правил. Учащиеся, с одной стороны, не разграничивают разные функции тире — разделяющую (между репликами) и выделяющую (вместо кавычек), с другой — забывают, что выделение прямой речи может обозначаться разными графическими средствами — кавычками и тире. Способы отделения реплик, принадлежащих разным лицам, сочетаются с определенными способами их выделения как чужой речи и образуют пунктуационные варианты: 1) сели реплика записывается с новой строки, в этом случае для ее выделения используется тире; 2) при записи в строку одна реплика от другой отделяется тирс, в этом случае каждая реплика выделяется кавычками.
4.Как Вы будете комментировать в ХI классе финал поэмы Блока «Двенадцать»? Какие вопросы зададите учащимся? Изучение жанровых признаков поэмы на уроках литературы. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ " двенадцати", и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения - от приветствия новой революционной России, " идущей державным шагом", до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: " Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не " нищий" пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади. Как видим, от голодного пса - старого мира - красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом. Вопросы: -Какова символика в финале произведения? -На каких контрастах строится отрывок? -Что символизирует образ Христа? -Каков идейный смысл поэмы? -Назовите конфликт и проблематику отрывка.? -Какое место занимает данный отрывок в раскрытии идеи всего произведения?
Из эпопеи родилась поэма, получившая воплощение во многих разновидностях. Некоторые ученые полагают, что поэма сеть порождение всех трех литературных родов, поскольку можно найти немало поэм, где сюжета как такового почти нет; существуют и поэмы, построенные по драматическому принципу в форме диалога или даже монолога. Подавляющее большинство поэм написаны в стихах, но есть и поэмы в прозе («Мертвые души» Н. Гоголя). Поэмой принято считать большое стихотворное произведение, в котором отчетливо выражена сюжетно-повествопательная организация. Заметная роль в поэме принадлежит повествователю — лирическому герою. Существуют различные разновидности поэм. Среди них поэма героическая, в которой обычно действуют исторические персонажи, совершающие великие деяния; дидактическая, ставящие своей целью запечатлеть достижения трудовой деятельности или науки. Бурлескная поэма имела комический характер, определяющийся контрастом между темой и способом ее трактовки. Иногда вместо термина «бурлеск» используется другой — «травести». В бурлеске «высокая» тема излагается подчеркнуто «низким слогом», как, например, в «Энеиде» И. Котляревского (1798), где похождения древнеримского героя описаны с помощью сниженно-бытовой лексики, а персонажи ставятся в грубовато-комические ситуации. Поэма является лироэпическим жанром. Как видно из названия- это синтез эпического и лирического начал. От эпоса берёт наличие повествования, сюжетность, систему персонажей, воспроизведение предметного мира. От лирики- выражение субъектного переживания, наличие лирического героя (объединённого с повествователем в одном лице), тяготение к малому объёму и стихотворной речи, часто психологизм. В анализе важно не разделять лирическое и эпическое начало, а их синтез.
|