Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России. Международные стандарты финансовой отчетности.
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов. Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 06 декабря 2011 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В настоящее время издано 24 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению. Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации. В соответствии с ФЗ " О бухгалтерском учете" одним из основных принципов регулирования бухгалтерского учета является «применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов». Международные стандарты финансовой отчетности — это нормативные документы, определяющие требования к содержанию и методологии формирования бухгалтерской информации на основе увязки разных национальных систем учета стран с развитой рыночной экономикой. Международные стандарты разработаны на основе опыта экономически развитых стран по ведению бухгалтерского учета и раскрытию информации в отчетности. МСФО выпускались Комитетом, а с 2001 года Советом по Международным стандартам финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.
1.4.Бухгалтерский баланс: его значение, содержание, связь с бухгалтерскими счетами. Виды балансов. Баланс - форма бухгалтерской отчётности, характеризующая в денежных показателях состояние хозяйственных средств и источников их образования на отчётную дату. Баланс состоит из 2 частей – актива и пассива. Баланс состоит из 5 разделов, каждый из которых включает статьи. Разделы: 1 – Внеоборотные активы; 2 – Оборотные активы; 3 – Капитал и резервы; 4 – Долгосрочные обязательства; 5 – Краткосрочные обязательства. В балансе обязательно равенство итогов актива и пассива. Данные бухгалтерского баланса – сальдо бухгалтерских счетов. Виды балансов: По назначению и времени составления: а) вступительный баланс или организационный, составляется только 1 раз в момент организации предприятия, т.е. регистрации его устава. б) текущий баланс, который может составл. за квартал, полугодие, 9 мес. в) санируемые, составляются в тех случаях, когда организация находится на пороге банкротства и не в состоянии выплачивать свои долги. Для составл. санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы. г) ликвидационный баланс, состал. в случ. ликвидации орг., ликвидацион. комиссией д) разделительные балансы, составляются в момент разделения организации на несколько более мелких организаций. е)о бъединительные, составляются в момент слияния неск. орг. в одну более крупную орг. По источникам составления: а) инвентарные балансы, сост. только на основании инвентарн. ведомостей имущ., средств в расчетах или обязательств орг. Пример: вступительный баланс. б) книжные балансы, строятся по данным бух.уч. и представляют собой перечень остатков по счетам.Пример: текущий бух.баланс. в) генеральные балансы, ститаются самыми реальными, т.к. в их основу положены данные текущего бух.уч., подтвержденные инвентаризацией. По объему информации: а) единичные балансы, кот. отраж. деят. только одной орг. б) сводные (консолидированнные), кот. характ.деят. группы орг. Сводные балансы разг. министерства, холдинги, концерны. По полноте: а) баланс брутто(грубый), включает регулирующие статьи, которые уточяют величину оценки основных статей баланса, до их остаточного значения. б) баланс нетто(чистый) – не включает регулирующие статьи. Например: амортиз. ос и нма и позволяет определить реальную стоимость имущества орган. В зависимости от расположения актива и пассива: а) односторонние(вертикальные), в которых сначало располаг. статьи актива, а потом статьи пассива. б)двусторонний (горизонтальный) баланс, в который в левой части отражаются активы орг., а в правой пассивы. 1.5.Отчет о прибылях и убытках: значение, содержание, связь со счетами финансовых результатов. Отчет о фин. результатах - отчет о доходах, расходах организации и разности между ними за определенный период; характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации. Составляется за отчетный период. Данными для отчета служат обороты по бухгалтерским счетам, которые содержат данные по финансовым результатам, в корреспонденции с другими счетами за период. Отчет о прибылях и убытках содержит статьи:
1.6.Счета бухгалтерского учета: классификация, строение и содержание. Двойная запись. Активные счета – это бухгалтерские счета, на которых учитываются различные виды имущества их наличие, состав, движение. К активным счетам относятся счета 01, 50, 51 и т.д. На активных счетах сальдо дебетовое. Поступление средств в организацию записывается по дебету, а выбытие по кредиту. Пассивные счета – счета, на которых учитываются источники формирования имущества (капитал), их наличие, состав, движение, а так же обязательства организации. К пассивным счетам относятся 80, 66, 67 и т.д. На пассивных счетах сальдо только кредитовое. Увеличение источника средств отражается по кредиту, уменьшение по дебету. Активно – пассивные счета – на них отражается одновременно и имущество организации и источники его формирования. Использование активно – пассивных счетов применяется в учете расчетных операций и расчете финансовых результатов. Синтетические счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета и наличия и движения средств предприятия, их источников и совершаемых процессов. Аналитические счета – предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, движении средств, источников, содержащейся в синтетических счетах. Забалансовые счета — счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Двойная запись – способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерская запись– оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции.
|