Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Культура образования.Стр 1 из 24Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Методы и техники, используемые без понимания лежащего в их основе способа организации учебного процесса, почти наверняка обречены на короткую жизнь, как любая причуда образования. Это дает возможность понять феномен, когда каждые 5-10 лет одни и те же методы и техники появляются под разными названиями. При поверхностном взгляде нейро-лингвистическое программирование может восприниматься как новое название старых вещей. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что идеи и техники НЛП представляют собой точную модель ВОСПРИЯТИИ, ОПЫТА, СТРАТЕГИИ МЫШЛЕНИЯ. В выборе названия НЛП сыграло роль то, что связь “мышление -тело” организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. “Нейро” означает также способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А “лингвистическое” указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) с помощью языка в словах. Буквально НЛП изучает “слова и нервы”. С проникновением НЛП в сферу образования наметилась тенденция использовать психотерапевтические шаблоны для обучения в работе с учащимися. Однако эти техники предполагали, как правило, стиль работы “один на один”, в отличие от класса с его 28-ю учениками. Вследствие этого возникла необходимость такой реорганизации техник НЛП, которая бы соответствовала групповым занятиям и специфике образования. Мой опыт образования охватывает 17 лет стажа и все три образовательных уровня. Последние 5 лет я потратил на то, чтобы привести его в соответствие с НЛП. Для этого мы организовали большую группу учителей, наблюдали за работой друг друга, помогали советами и замечаниями, а если это было уместно, то и демонстрацией своих методов обучения. Побывав в 100 различных классах, я имел возможность наблюдать паттерны (установившиеся правила, шаблоны поведения - прим. перев.), приносящие успех учителя в классе или группе. Часть этих паттернов представлена в этой книге и является результатом продолжающихся исследований. Поскольку читатель знает, что названия - это просто “полезные соглашения”, операционные определения реальности, давайте договоримся о названиях в этой книге. Например, термины “визуальный ученик”, “аудиальный ученик”, “кинестетический ученик” используются в книге так, как если бы на самом деле ученик мог быть описан только в этих категориях. Однако читатель никогда не найдет ученика, имеющего только одну модальность. ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЯ. Школа имеет свою собственную уникальную культуру, в рамках которой имеется несколько субкультур с собственными паттернами процесса обучения и невербальной коммуникации (невербальная -несловесная, то есть осуществляемая посредством жестов, мимики). Поскольку образовательные уровни школы естественно дифференцированы, каждый порождает собственные паттерны эффективных обучающих стилей. Уровни группируются в следующие категории: начальные(третьи - четвертые) классы, подростки, старшие классы, специальное образование.
|