Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природа внезапного стресса.
На предыдущих страницах мы работали с хроническим стрессом. Имеется много моделей, работающих с этой формой напряжения. Минимум два издания в год посвящены этой теме. Однако бывают случаи, когда изначальные условия стресса настолько неожиданны, что мы оказываемся шокированы. Мы внезапно обнаруживаем себя “размазанными по стенке” и так быстро, что не успеваем опомниться. Мы чувствуем нехватку дыхания и ресурсов. Способы управления хроническим стрессом неэффективны в этом случае. Каковы успешные составляющие успешного управления внезапным стрессом? Связь между мышлением и телом такова, что в такой ситуации выделяется много химических реагентов, повреждающих внутренние системы организма. После повреждения необходимо время на восстановление. Процесс выделения, повреждения и восстановления полезен во многих угрожающих жизни ситуациях. Однако часто первоначальное высвобождение веществ может быть больше, чем оправдано ситуацией, а в результате возникает излишняя травма. \ Как можно изменить свои реакции? Искажая, замедляя время, мы замедляем наши реакции и получаем больше выборов. (Под словами “замедление времени” подразумевается, конечно, не физическое замедление, а психологическое замедление в мозгу. - прим. перев.) Секрет управления стрессом в СПОСОБНОСТИ ИСКАЖАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ так, что появляется больше времени между первоначальным напряжением и ресурсным ответом на внешнее воздействие. Случаи ИСКАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ, ЗАМЕДЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ у некоторых людей в некоторых случаях известны. Баскетболист Тэд Вильям считает, что может замедлять движение мяча, летящего к корзине, и видеть каждое его малейшее движение. Никто не может победить его. Многие из нас замечали, что в момент трагической ситуации время для нас “останавливалось”. Техника “искажения реальности” разработана в Западном Поведенческом институте, применяется для обучения управлению стрессом' на семинарах по НЛП. Из-за сложности и эмоциональности этих упражнений их рекомендуется применять под руководством опытного в навыках психолога. 1. Участники игры/тренинга разбиваются на четверки, распределяя следующие роли: обучаемый, помощник и два актера (играющих роль коллег, учеников, начальников, родителей - соответственно придуманной стрессовой ситуации). 2. Каждый из обучаемых вспоминает сильное позитивное состояние из прошлого (здесь называемое “ресурсным кругом”). 3. Помощник отводит обучаемого от актеров и просит подумать о человеке, чей внешний вид, тон голоса, фразы могут немедленно вызвать нехватку ресурсов - внезапный стресс. 4. Когда обучаемый вспомнил человека, являющегося источником стресса, он возвращается к актерам и действует/ведет себя в манере, свойственной для этой ситуации. Актеры отражают его (поддерживают своей игрой данное состояние). 5. Помощник наблюдает за обучаемым. Как только обучаемый полностью вовлечен в игру, помощник сразу отводит его, а актеры прекращают играть роли. 6. Обучаемый делает дополнительный шаг в установленное ранее позитивное состояние (ресурсный круг). Помощник тщательно напоминает ему сделать вдох, затем второй. Несомненно, кислород проникает в тело и все жизненные органы, поддерживая их вживание и функционирование. Мозг получает максимальное количество кислорода по сравнению с другими органами - соответственно имеется прямая зависимость между дыханием и ресурсностью организма. Поговорка “Дышите глубже” отчасти верна. 7. Обучаемый продолжает стоять в стороне от актеров, но делает шаг из круга, оставляя там ресурсы, и затем подходит лицом к лицу к актерам. 8. Актеры демонстрируют поведение, досаждающее обучаемому. 9. Как только обучаемый ощущает напряжение, он отходит от актеров и возвращается в ресурсное состояние. Помощник напоминает сделать два вдоха, затем спрашивает: “Где первоначальное место напряжения? ” Определив его, обучаемый готов перейти к п. 10. 10. Обучаемый снова перед актерами, и достаточно долго, чтобы почувствовать не только первоначальное напряжение, но и последующее. 11. Как только обучаемый почувствует второе напряжение, он отходит от актеров, шагает к позитивному, ресурсному кругу и делает два вдоха. Помощник спрашивает: “Это то же самое место, что было вначале или нет? ” Оказывается, что человек определяет первоначальное место между его десятым и пятнадцатым шагом. Это подтверждает способность мозга экранироваться и терять контакт с телом. Второе имеет место разрыв между видением и слышанием внешнего стрессового раздражителя и последовательным движением от одного места к другому.
|