Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы воздействия органов административной власти на управляемые объекты.
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций административной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. Метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности и достижения ее целей. Составляющими частями методов деятельности административной власти являются способы: воздействия, обеспечения, организации и достижения целей управления. Методы государственного управления имеют следующие особенности: - Выражают управляющее воздействие субъектов административной власти. В них находит свое выражение государственный (публичный) интерес, воля государства; - Выражают принадлежащие государству полномочия юридически властного характера; - Являются средством реализации закрепленной за органами управления компетенции; Следует различать метод правового регулирования управленческих общественных отношений и метод управления. Главный критерий их разграничения в том, что: метод правового регулирования — функция административного права; метод управления — функция субъекта административного права. Методы правового регулирования распространяются на всех участников регулируемых общественных отношений, включая и эти органы (должностных, лиц), в то время как методы управления используются только ими. Методы государственно-управленческой деятельности производны от методов административно-правового регулирования. Следует также различать: - Методы управляющего воздействия; они всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение и являются собственно методами управления; - Методы организации работы, аппарата управления; они имеют чисто внутриаппаратное значение; - Методы совершения отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера. Наиболее распространенным является выделение двух групп методов — административных и экономических. Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия на объекты управления, которое имеет императивный (директивный) характер. Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или предприятие и т.п.). Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы убеждения, поощрения и принуждения. Убеждение - воздействие на сознание и волю управляемого субъекта и через них на поведение путем разъяснительных, воспитательных, организационных мер (просвещение, пропаганда, агитация, объяснение) для формирования или изменения системы ценностей, ориентации. Он проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Для убеждения характерно следующее: - оно используется постоянно и в отношении всех граждан; - оно обеспечивает добровольное выполнение норм, указаний, предписаний, а в конечном итоге воспитывает убежденность, " привычку" законопослушания. Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: - овладение вниманием; - внушение; - воздействие на сознание; - оперирование эмоциями; - формирование интереса. Одной из форм убеждения является поощрение. Поощрение - установление и реализация мер, стимулирующих совершение полезных действий (с точки зрения поощряющего), повышение положительных результатов деятельности. Поощрение персонифицировано, косвенно воздействует на волю поощряемого, оказывая стимулирующее воздействие путем морального одобрения, наделения определенными правами, материальными ценностями и может применяться к коллективным и индивидуальным субъектам. Административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет карательную функцию. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей. Принуждение заключается в применении субъектами административной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями, невозможности решить проблему методом убеждения. Государственное принуждение в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое. Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших. Административное взыскание - это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому и юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права. Конкретное содержание административно-правовых методов достаточно разнообразно: - Установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера; - Утверждение конкретных (адресных) заданий; - Предписания о совершении определённых действий; - Назначение на должности; - Удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений; - Запрещение определенных действий; - Выдача разрешений различного рода; - Проведение контроля и надзора; - Материальное и моральное поощрение; - Применение материальных санкций; - Разрешение споров между участниками управленческих отношений; - Установление стандартов; - Оформление государственных заказов; - Применение административно-принудительных мер и т.п. Итак, меры административного предупреждения - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций. Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.
|