Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи контрольной работы.. 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Кафедра «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса» И.Ю. Левитина И.Ю. Попова Автоматизация управления деятельностью предприятия сервиса Методические указания По выполнению контрольной работы Для студентов специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»
Санкт-Петербург Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры «Экономика и управление на предприятии сферы сервиса», протокол № 1 от 29.08.2009 г.
Одобрено и рекомендовано к изданию учебно-методическим советом СПбГУСЭ, протокол № 3 от 27.01.2010 г.
Левитина И.Ю. Автоматизация управления деятельностью предприятия сервиса. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 080502.65(060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)» / И.Ю.Левитина, И.Ю. Попова. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 15 с.
Составители: канд. экон. наук, доц. И.Ю.Левитина ст. преподаватель И.Ю. Попова
Рецензент: канд. экон. наук, доц. Е.Е. Шарафанова
Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики 2010 г. Содержание Цели и задачи контрольной работы.. 4 2. Содержание и порядок выполнения контрольной 3. Методические рекомендации по выполнению Литература…………………………………………………………….. 14 Приложение 1…………………………………………………………. 15
1. Цели и задачи контрольной работы «Автоматизация управления деятельностью предприятия» является одной из завершающих дисциплин специализации в системе подготовки экономиста-менеджера по специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса». Целью курса является изучение современного экономического механизма, обеспечивающего эффективную жизнедеятельность предприятия в условиях новой информационной экономики, приобретение базовых теоретических и практических навыков, необходимых для успешного ведения бизнеса с применением современных автоматизированных методов управления. Данный курс, обобщая навыки, полученные в процессе изучения специальных дисциплин, направлен на получение навыков использования современного программного обеспечения для повышения эффективности управления предприятием сервиса. Основная цель дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области основных теоретических процессов, практическими навыками использования современных технологий в решении задач управления проектами. Задачи дисциплины – научить студентов: - решать задачи автоматизации управления предприятием по отраслям; - использовать специализированные пакеты прикладных программ (ППП); - использовать перспективные и наиболее распространённые методы и средства автоматизации задач управления всех уровней. В результате изучения дисциплины студент должен: · знать: - основные теоретические положения использования информационных технологий и современный уровень автоматизации решения задач управления предприятием; - научные основы рациональной организации деятельности предприятия; - методы проектирования рациональных процессов производства продукции и услуг и методы проектного управления развитием предприятия. · уметь: - осуществлять постановку и создавать алгоритм решения на ЭВМ типовых задач моделирования и оптимизации при управлении процессами; - использовать пакеты прикладных программ в качестве конечного пользователя при решении типовых задач или квалифицированного пользователя при решении задач, определённых пользователем; - использовать научные основы рациональной организации деятельности предприятия при исследовании и проектировании социально-экономических процессов на предприятиях сферы сервиса. · получить навыки: - самостоятельного овладения новыми знаниями по проблемам развития новых информационных технологий в управлении деятельностью предприятия сервиса; - постановки и создания алгоритмов решения на ЭВМ типовых задач моделирования и оптимизации в управлении предприятием сервиса; - анализа полученных результатов для эффективного использования при принятии разумного управленческого решения.
Контрольная работа дает возможность расширить, систематизировать и закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения курса, а также приобрести опыт использования Интернет-источников для поиска информации о новых типах программного обеспечения, аналитические данные об опыте использования и качестве разработок, о поставщиках и сервисном обслуживании специализированного программного обеспечения. Основной целью контрольной работы является формирование у студентов навыков проведения научно-исследовательских работ опыта освоения нового программного обеспечения, используемого для управления бизнес-процессами в сфере сервиса. Основные задачи: - формулировка проблематики работы и систематизация методов ее решения; - отработка навыков поиска информации по заданной теме; - самостоятельное теоретическое изучение методов экономического управления бизнес-процессами с помощью ЭВМ; - анализ и осмысление изученного материала, его структуризация в соответствии с планом работы, грамотное выполнение реферата; - отработка навыков грамотного оформления результатов проведенной работы;
2. Содержание и порядок выполнения контрольной работы Общая тематика всех контрольных работ соответствует названию курса, однако каждый студент имеет возможность углубить и расширить свои знания в одном из направлений исходя из своих интересов, поэтому тема конкретной работы будет соответствовать теме реферата, выполненного студентом. Основное содержание контрольной работы представляется в виде пояснительной записки, которая содержит: введение, теоретическую часть (реферат по выбранной теме), практическую часть (в виде отчета об освоении конкретного специализированного программного обеспечения), список использованной литературы. Примерная тематика теоретической части контрольной работы: 1. Программное обеспечение для организации интернет-продаж; 2. Программное обеспечения для систем управления качеством; 3. Системы управления проектами; 4. Системы моделирования бизнес-процессов; 5. Системы автоматизации управления персоналом; 6. Базы данных справочной и нормативно-правовой информации; 7. Системы учета и анализа результатов хозяйственной деятельности; 8. CRM – системы; 9. ERP. – системы; 10.Системы электронного документооборота; 11.Системы планирования времени и ведения контактов (электронные секретари); 12.Системы автоматизации для предприятий жилищно-коммунального хозяйства; 13.Системы автоматизации для предприятий торговли; 14.Системы автоматизации для предприятий гостиничного бизнеса; 15.Системы автоматизации для банков и бирж; 16.Специализированные информационно-поисковые системы для бизнеса. Данный список может быть расширен исходя из профессиональных интересов студента, однако в этом случае необходимо обязательное согласование новой темы с преподавателем на установочной лекции. Практическая часть представляет собой краткий отчет об освоении студентом конкретного специализированного пакета прикладных программ. Выбор программного обеспечения осуществляется студентом исходя из индивидуальных интересов и возможностей, однако желательно, чтобы оно соответствовало той группе задач, о которой написана теоретическая часть. При оформлении необходимо помнить, что это единая работа и практическая и теоретическая части в ней составляют единое целое. Оформляется контрольная работа в папке-скоросшивателе, на листах формата А4 (размер 297х210), все страницы, таблицы, иллюстративный материал должны иметь сквозную нумерацию, приведение списка использованной литературы, оформленного в соответствии со стандартом, обязательно. Качественное выполнение контрольной работы является условием получение зачета по данной дисциплине.
3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.
Во введении как обычно указывают цели и задачи выполнения контрольной работы, актуальность выбранной темы, краткое резюме на материал теоретической части. В теоретической части необходимо выполнить реферат на заданную тему. Для раскрытия любой из тем списка необходимо осветить следующие вопросы: 1. Для чего создана данная группа систем автоматизации бизнеса, кто ее потенциальные пользователи. 2. Основные функции, которые выполняют эти системы, в чем экономическая эффективность их внедрения. 3. Основные программные продукты (наименования) или основные производители данных программных продуктов (наименования), чем они отличаются друг от друга. 4. Как осуществляется система информационно-технологического сопровождения и обучения пользователей. 5. Состояние и динамика данного рынка программного обеспечения, используемые ценовые стратегии и стратегии маркетинга. Объем реферата не ограничивается, однако освещение всех вышеперечисленных позиций (кроме последней) является обязательным. Поощряется широкое использование Интернет-ресурсов (кроме использования уже готовых рефератов и работ-дублей) с обязательным указанием ссылок на сайты. Минимальный набор литературы и специализированных сайтов имеется в конце методических указаний. При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое основное, необходимое для работы. Излагать лучше своими словами, учитывая современную ситуацию в экономике России. Помните, что данное направление деятельности динамично развивается, постоянно обновляются технологии управления, появляются новые системы, поэтому информация должна быть современной и актуальной. Реферат должен: - демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ источников информации; - показывать умение искать, обрабатывать и анализировать информацию по исследуемой проблеме; - проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы; - предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы; - содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного в реферате анализа исследуемой проблемы. После выполнения теоретической части работы студент самостоятельно выбирает любой программный продукт для автоматизации управления деятельностью предприятия сферы сервиса, осваивает его и пытается применить его для решения несложной практической задачи. Желательно, чтобы выбранный программный продукт относился к той же группе, что и рассматривалась в теоретической части. Отчет о проделанной работе должен сопровождаться иллюстративным материалом и содержать распечатку результатов решения задачи. Для того, чтобы вставить в текст работы картинку с изображением исполняемой функции необходимо сохранить изображение путем нажатия клавиши «Print screen» (в буфере обмена появится картинка с изображением того, что в этот момент было на экране), а затем перейти в WORD и вставить картинку из буфера обмена в текст контрольной работы. Ниже представлен сокращенный вариант отчета для практической части контрольной работы.
Отчет об обучении работе с ППП «Rillsoft Project 2006» Rillsoft Project предназначен для расчета оптимального календарного плана работ на стадии исходного планирования и в темпе технологического процесса управления проектом, а также проведения анализа выполнения проекта и его коррекции. Программа позволяет уложить календарный план в директивные сроки, минимизировать ресурсы и получить наиболее стабильную загрузку персонала. С помощью Rillsoft Project успешно осуществляется управление проектами средней и высокой степени сложности и ответственности. При составлении календарного плана Rillsoft Project 2006 позволяет: - Планировать трудовые ресурсы в терминах: специальностей; команд; конкретных исполнителей. - С помощью " Ассистента персонала" переходить от назначенных специальностей к персоналу. - Присвоить специальности несколько степеней квалификации. - Описать команду: без указания исполнителей, задавая ее производительность и стоимость в час; через список персонала. - Задать, что конкретный исполнитель: принадлежит к нескольким командам; имеет несколько специальностей с разной продуктивностью. - При описании работы задавать трудоемкость и физический объем. - Регламентировать потребность в материалах и оборудовании. - При помощи различных типов календарей определить доступность ресурсов. - Использовать подпроекты и WBS коды для структурирования информацию и отражения иерархии проекта. - Представить в Интернет или интранет план проекта, сохраненный в XML формате, что делает его доступным для всех участников разработки. - Оптимизация позволяет минимизировать ресурсы и получить наиболее стабильную загрузку персонала. При контроле и анализе исполнения проекта Rillsoft Project 2006 предлагает проводить: - Актуализацию проекта, путем внесения процента выполнения работ. - Сравнение План-Факт, учитывающее временные, стоимостные и ресурсные затраты. - Мониторинг с помощью линии отклонения факта от плана. - При управлении проектом в Вашем распоряжении: - Разделение работы по проценту выполнения на выполненную и невыполненную части. - Нормализация проекта посредством переноса отстающих работ на актуальные сроки. - Снятие команд/персонала с работ и подпроектов. - Назначение новых команд и исполнителей. - Добавление персонала на критические работы для ускорения их выполнения. - Оптимизация загрузки ресурсов еще не выполненной части проекта.
Отличительные особенности Rillsoft Project 2006 1. Создание задач, присвоение ресурсов, указание длительности работ с получением модели, максимально приближенной к реальности. 2. Ресурсы подразделяются на возобновляемые (люди, механизмы) и не возобновляемые (материалы). 3. и т.д.. ППП предоставляет возможность использовать различные формы представления проекта: Гантт; План-Факт; Сетевая диаграмма; Технологический Гантт; График ресурсов; Специальности; Команды; Персонал; Материалы; Оборудование; График стоимости; Дополнительный график ресурсов; Дополнительный график стоимости. Данный пакет позволяет не только планировать работы, но и контролировать их исполнение, а также проводить анализ вариантов реализации проекта. В процессе контроля за ходом исполнения проекта выполняются следующие действия: регистрация информации о выполнении проекта; установка контрольного времени; нормализация проекта; анализ фронта проекта; повторная оптимизация; использование временных резервов; оценка линии отклонения факта от плана. И т.д. и т.п. В процессе выполнения контрольной работы мною освоен учебный курс, прилагаемый к свободно распространяемой версии данного проекта. На первом этапе создается новый проект и проводится календарное планирование работ (см. рис.1), вводятся данные о ресурсах (и т.д. с рисунками и краткими пояснениями основных функций).
Рис.1.Этап 1.Ввод эсходной информации о работах, их длительности и необходимых ресурсах
В левой части экрана вводится список работ, их длительность. В правой части отображается графически введенная информация в виде диаграммы Гантта (далее можно описать для чего используется эта диаграмма). В нижней части экрана отображается и редактируется детальная информация по каждой работе. Туда необходимо ввести список требуемых для выполнения каждой работы ресурсов. Из этой части экрана можно перейти к форме редактирования общего списка имеющихся ресурсов и их стоимости. В качестве примера проведено редактирование списка имеющихся рабочих с соответствующими разрядами и ставками оплаты труда (см. рис.2).
Рис.2.Этап 2.Редактирование списка ресурсов.
После ввода информации о ресурсах и работах необходимо создать логические связи между работами. Они отображаются стрелками и позволяют существенно упростить процесс календарного планирования (см. рис.3). Далее можно описать какие бывают связи, для чего и как они устанавливаются. В процессе календарного планирования работ путем перемещения или изменения их длительности в правой графической части экрана достигается оптимизация загрузки ресурсов и финансовых показателей проекта в целом. Автоматически происходит расчет показателей загрузки и коммерческой эффективности проекта (описываются какие именно показатели и как рассчитываются) и может быть выведен итог расчетов в виде графика или таблицы (см. рис. 4).
Рис.3. Этап 3. Календарное планирование работ
Допустимо создание нескольких альтернативных вариантов реализации проекта. Это позволяет рассмотреть возможные сценарии в узловых точках проекта, которые могут существенно изменить график реализации проекта при каких-то внешних условиях. Далее возможно использование полученных расчетов для оперативного управления реализацией проекта. На графике можно отражать не только план, но и факт выполнения работ и использования ресурсов. ППП позволяет составить оперативный план работ на конкретную дату или период, показывает как изменяется загрузка и потребность в ресурсах при отклонении сроков выполнения работ или появлении непредвиденных работ. По окончании проекта возможно составление финансового отчета и проведение анализа хода исполнения проекта с выявлением причин отклонений.
Рис. 4. Контрольные точки финансирования работ. После освоения учебного курса мною выполнен календарный план ремонта моей квартиры. В приложении представлены результаты в виде диаграммы Ганта, сетевой диаграммы, а также финансовый план данного проекта.
ЛИТЕРАТУРА 1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник /под ред. проф. Г.А. Титоренко. – М.: «Компютер», Изд. объединение «ЮНИТИ», 1999. 2. Врублевский, Н. Д. Сборник задач по управленческому учету издержек производства и калькулированию себестоимости продукции: учеб. пособие / Н. Д. Врублевский. – М.: Солон-Пресс, 2005. 3. Карминский А.М.. Информатизация бизнеса / А.М. Карминский, П.В. Нестеров – М.: Финансы и статистика, 1997. 4. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник. Второе издание / А.А Козырев – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. 5. Мазур, И. И. Управление проектами: учеб. пособие / И. И. Мазур; под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро, И. Г. Ольдерогге. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2004. 6. Маликова, Л. В. Практический курс по электронным таблицам MS Excel: учеб. пособие / Л. В. Маликова. – 2-е изд., испр. – М.: Горячая линия-Телеком, 2006. 7. Новые информационные технологии: учеб. пособие / под ред. К. Н. Дьяконова. – М.: Солон-Пресс, 2005. 8. Никитин В.А. Управление предприятием (фирмой) с использование информационных систем / В.А. Никитин, И.А. Рачковская, И.В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2007 9. Попов, Ю. И. Управление проектами: учеб. пособие / И. Ю. Попов, О. В. Яковенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. 10. Хорошилов, А. В. Управление информационными ресурсами: учебник / А. В. Хорошилов. – М.: Финансы и статистика, 2006. 11. https://www.iteam.ru – портал технологий корпоративного управления 12. https://www.erpnews.ru –новости, достойные внимания, по системам автоматизации предприятия 13. https://compage.narod.ru/ – коллекция электронных книг и учебников ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|