Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема:жизненный и творческий путь Марины Ивановны Цветаевой
Цель: дать ученикам понятие о жизненном и творческом пути великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой; воспитывать интерес к мастерству слова, к музыке.
Тип урока: интегрированный. Форма урока: урок – концерт.
Оборудование: портрет Марины Цветаевой, выставка
сборников её произведений, магнитофон,
аудиозапись стихотворений и песен на стихи
Цветаевой.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
Слово учителя. Объявление темы и цели урока. (Для проведения данного урока предварительно выбираются два ведущих и ученики, которые будут выразительно наизусть читать стихи, данные учителем.
1-й ведущий: Почти 90лет тому назад совсем юная и никому еще не известная Марина Цветаева высказала уверенность:
“Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берёт!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд”.
Она была права – это время настало. АУДИОЗАПИСЬ стихотворения '’Кто создан из камня, Кто создан из глины…’’ 2-й ведущий: Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 года. По церковному календарю это был день Иоанна Богослова, апостола и евангелиста. АУДИОЗАПИСЬ стихотворения “ Красною кистью рябина зажглась…” Есть что-то символическое в этом: горечь рябины – предвестница горечи жизни. Стихи Марина начала писать с 6 лет(и не только по-русски, но и по-французски и по- немецки), печататься – с 16 –ти, а в 18 лет выпустила свой первый сборник “ Вечерний альбом “ (тайком от семьи). Самая резкая, самая глубокая черта её характера – своеволие, постоянное стремление быть ''противу всех'', оставаться '' самой по себе ''. Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, доброту и беспощадность, доверчивость и одинокость, предельную гордость и беззащитность. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок. АУДИОЗАПИСЬ песни “ Уж сколько их упало в эту бездну…” АУДИОЗАПИСЬ(музыкальный фон для текста): 1-Й ВЕДУЩИЙ: Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что “чувство собственности” у неё “ограничивается детьми и тетрадями” (для стихов).Она хорошо знала себе цену как поэту, но ровным счётом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу. Из её письма: ’’ Всё в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь”. И при всём том Цветаева была очень жизнестойким человеком. Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто – непомерные. Жизнь не баловá ла Марину Цветаеву, - наоборот, она преследовала её с редким ожесточением. Цветаева всегда была обездоленна и страшно одинока. Ощущение своего '' сиротства ''и '' круглого одиночества '' было для неё проклятием, источником неутихающей душевной боли. Но не в её природе было жаловаться и стенать, тем более – упиваться собственным страданием. '' Русского страдания мне дороже гётевская радость'', - упрямо твердила она вопреки всем ударам судьбы. Свою душевную муку она прятала глубоко, под бронёй гордости и презрительного равнодушия. На самом же деле она тосковала по простому человеческому счастью: '' Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею! '' Редкие мгновения счастья всё же у неё были, любовь не обошла её. С Сергеем Эфроном они встретились на пустынном коктебельском берегу, она загадала, если этот красивый юноша с поразительными, огромными глазами найдёт и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл, не отрывая своих серых глаз от её зелёных, вложил его в её ладонь. Она хранила этот камень всю жизнь. Короткий промежуток между их встречей и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. АУДИОЗАПИСЬ песни '' Под лаской плюшевого пледа…''
2-Й ВЕДУЩИЙ: Мужу посвящено стихотворение: Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности - жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно-безполезны! - Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны.
В его лице я рыцарству верна, Всем вам, кто жил и умирал без страху! – Такие – в роковые времена – Слагают стансы и идут на плаху! '' По материнской линии Марина Цветаева тоже из старинного рода (но польско-немецких корней). Прабабушке, чей портрет висел в доме отца, и посвящено стихотворение с вопросами и поиском себя:
АУДИОЗАПИСЬ стихотворения '' Бабушке ''.
1-Й ВЕДУЩИЙ: В своих детях Марина стремилась развивать присущие ей лучшие качества: способность преодолевать трудное, самостоятельность мыслей и действий. В послереволюционные голодные годы, выхаживая заболевшую старшую дочь Алю(Ариадну), Марина теряет младшую Ирину. Эмигрировав вслед за мужем, Марина живёт в Германии, в Чехии(где рождается сын Георгий), во Франции. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Но вера не покидает её. АУДИОЗАПИСЬ песни '' Когда я стану бабушкой…''
АУДИОЗАПИСЬ органной музыки - (фон для текста):
2-Й ВЕДУЩИЙ:
Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Эмигрантская литература была мелководна. Марина думала и писала только о большом – о жизни и смерти, о любви и искусстве, о Пушкине и Гёте… Независимость Цветаевой, её смелые эксперименты со стихом, самый дух и направление её творчества раздражали и восстанавливали против неё большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей '' некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться ''. Из её письма: '' Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моём бесправии (защиты - нет)''. А нужда была действительно велика. Из письма: ''вчетвером…просто медленно подыхаем с голоду ''. В таких лишениях, в такой изоляции Цветаева героически работала как поэт. '' Ни с кем, одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, - без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато…
А зато – всё! '' Всё – потому что с ней оставалась поэзия, её ''напасть'', её ''богатство'', её ''святое ремесло''. И какая упрямая вера в свои силы!
Немыслимо трудно работать художнику, когда он остаётся в таком безвоздушном пространстве, как эмиграция, - без родной земли под ногами, без родного неба над головой. Нужно обладать незаурядными душевными силами, чтобы в таких условиях сохранить хотя бы последнее – свою личность, без которой вообще нет и не может быть искусства. Ценой громадных усилий Цветаева сохранила свою личность, свою ''душу живу ''. Период зрелого творчества – ненависть к ''бархатной сытости '', всяческой пошлости оттеняют ранние стихи о любви, о друзьях, о будущем. АУДИОЗАПИСЬ песни '' Мне нравится, что вы больны не мной…'' АУДИОЗАПИСЬ стихотворения ''Мой день беспутен и нелеп…'' АУДИОЗАПИСЬ песни ''Хочу у зеркала, где муть…''
АУДИОЗАПИСЬ(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН ДЛЯ ТЕКСТА):
1-Й ВЕДУЩИЙ:
Особого внимания заслуживают стихотворения, посвящённые поэтам, с которыми Цветаева была знакома, или дружила, или боготворила их. Циклы стихов Блоку, Ахматовой, Мандельштаму, Пастернаку, Пушкину, стихи Маяковскому, Есенину.
III. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКАМИ.
Осипу Мандельштаму: '' Никто ничего не отнял…'' '' Откуда такая нежность…'' Александру Блоку: “Имя твоё – птица в руке…'' Анне Ахматовой: '' О муза плача, прекраснейшая из муз!..''
Борису Пастернаку:
'' В мире, где всяк сгорблен и взмылен…'' Владимиру Маяковскому: '' Превыше крестов и труб…'' 2-Й ВЕДУЩИЙ: В эмиграции, далеко от России, от друзей, понятие ''родина'' наполняется новым содержанием. Не принявшая революции, Цветаева начинает понимать эту ''лавину из лавин'', новый мир новых людей, тоскует, думает о новой родине и принимает решение вернуться домой. Личная драма Цветаевой переплелась с трагедией века. Она увидела Раньше звериный оскал фашизма и прокляла его, она верит в бессмертие народа, не склонившего головы, предрекает неизбежную гибель его палачам, но сама в ужасе, закрыв глаза и зажав уши, отступает перед кровавым безумием, охватившим мир. Проклиная фашизм, Цветаева теряла уж6е последнюю надежду – спасительную веру в жизнь. Эти стихи её – как крик живой, но истерзанной души: '' О чёрная гора, Затмившая весь свет! Пора - пора – пора Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть. В бедламе нелюдей Отказываюсь – жить. С волками площадей.
Отказываюсь – выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть – Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
1-Й ВЕДУЩИЙ:
На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто существование. В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Цветаева долго мечтала, что вернётся в Россию ''желанным и жданным гостем ''. Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились плохо: муж и дочь были репрессированы, вскоре муж погиб, а дочь 16 лет провела в заключении. Цветаева, поселившись в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихотворений. Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, потом в Элабугу. Чужой город, чужие люди, работы нет, жить не на что.
Тут-то и настиг её тот '' одиночества час'', о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая волю, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.
2-Й ВЕДУЩИЙ: Судьба созданного художником не сводится к его личной судьбе: художник уходит – искусство остаётся. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. 13 изданных ею книг и 3 вышедшие посмертно вобрали в себя лишь малую часть написанного. Другая часть рассыпана по почти недоступным изданиям. Многое осталось неопубликованным. Среди созданного Цветаевой кроме лирики, - 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза. Обширное наследие это неравноценно. Есть в нём и то, что пережило своё время или было продиктовано соображениями случайными, злобой давно минувшего дня. Но без лучших стихов и поэм Марины Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное и ясное представление о русской поэзии XX века.
IV. Итоги урока. V. Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Чем меня привлекла судьба великой русской поэтессы Марины Цветаевой?»
1. https://www.mlis.ru/literature/171-lingvistika-i-literaturovedenie-kak-chasti-filologii.html 2. https://www.dslib.net/obw-pedagogika/sistema-vospitanija-cennostnogo-otnoshenija-k-materinstvu.html 3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. – М., 1999. – 333с. 4. Григорьева Е.А. Концепты ирреального мира в русском, чувашском, английском языках. – Казань, 2005 5. Александрова 3.Е. Словарь синонимов русского язык (под редакцией Л.А. Чешко). М., Русский язык 1986. 9. Фромм Э. Здоровое общество // Хорни К., Фромм Э. Психоанализ и культура. М., 1995. 10. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // М.Ю. Лермонтов pro et contra. СПб., 2002. 11. Федотов Г.П. Сумерки отечества // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. М., 1960. 12. Там же. С. 326. 13. Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – 1989, № 6. 14. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры, 2002. 15. Воркачев С.Г. «Поединок роковой»: концепт любви в русской поэзии. // Жанры речи: Вып. IV: Жанр и концепт. Саратов: Колледж, 2005. 16. Буров А.А. Когниолингвистические вариации на тему русской языковой картины мира. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2003. 17. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3т. М.: Наука, 1985. Т.II. 6. 18. https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/realizatsiya_zmistu_osviti_suchasniy_shkoli.htm
|