Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органы высшей государственной власти в 1944-1991 гг.
В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил Указ " О преобразовании Совета Народных Комиссаров БССР В Совет Министров БССР», а также об образовании новых союзно-республиканских министерств. В 1947 г. были проведены выборы в новый состав Верховного Совета БССР, сформирован состав Совета Министров и Верховного Суда. Кроме того, была создана редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в Конституцию. В результате её деятельности в июле 1947 г. был принят Закон " Об изменении и дополнении текста Конституции БССР". В соответствии с ним, за высшими органами государственной власти было закреплено право на принятие законодательства о браке и семье, утверждение государственного бюджета БССР, гарантии прав граждан на отдых и образование. После XX съезда КПСС Президиум Верховного Совета, стал созывать сессии Верховного Совета в строгом соответствии с требованиями Конституции - не реже двух раз в год. В законодательной деятельности стала проявляться общесоюзная тенденция расширения прав союзных республик в решении вопросов хозяйственного и социально-культурного строительства. Уменьшилась опека союзных органов в вопросах планирования, местных финансов. В 1960 г. были определены направления деятельности постоянных комиссий Верховного Совета - подготовка законопроектов и контроль за выполнением законов и их эффективностью. До конца 1969 г. количество постоянных комиссий достигло 15 (по иностранным делам, промышленности, образованию, медицинскому обслуживанию населения, сельскому хозяйству, социальному обеспечению и т. д.). Всё это вызвало рост законодательной активности Верховного Совета БССР. В течение 1959—67 гг.- им было принято 124 законодательных акта. Среди особенно важных документов были новые кодексы: Уголовный и Уголовно-процессуальный (1960 г.), Гражданский и Гражданско-процессуальный (1964 г.), Кодекс о браке и семье (1969 г.) и другие. Был принят Закон о судоустройстве (1959 г.). Высшим исполнительным органом БССР являлся Совет Министров, состав которого формировался заново на каждой сессии Верховного Совета. Количество членов Совета Министров колебалось от 35 до 50 человек; во главе стоял Председатель. Регламентировал деятельность правительства Закон о Совете Министров БССР. Высшим судебным органом являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССР (первоначально на 5 лет, по Конституции 1978 г. — на 10). Структурными звеньями Верховного Суда БССР являлись судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Местными органами власти и управления оставались местные Советы трудящихся и их исполнительные комитеты. Сохранилась трёхзвенная система Советов: областные Советы и исполкомы; городские (районные) Советы и их городские (районные) исполнительные комитеты; сельские, поселковые Советы и их исполкомы во второй половине 1950-х гг. роль местных Советов заметно повысилась. Им было предоставлено больше возможностей в вопросах формирования и расходования средств местного бюджета, выработке и реализации планов развития местной экономики, здравоохранения, просвещения и культуры. 1977 г. была принята новая Конституция СССР и, в связи с этим, началась работа по изменение республиканских конституций. Верховный Совет БССР создал Конституционную и Редакционную комиссии под председательством П.М.Машерова, 1-го секретаря ЦК КПБ. 18 марта 1978 г. проект Конституции БССР был опубликован в печати для всенародного обсуждения, 14 апреля новая Конституция БССР была введена в действие. Конституция 1978 г. состояла из 10 разделов, 19 глав и 172 статей. Ее содержание отражало демократическую тенденцию развития общества, наметившуюся после смерти Сталина. Так, определенные изменения были внесены во 2 раздел Конституции " Государство и личность". Впервые закреплялось право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, право на жилище, на государственную охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, право обращаться с жалобами на действия должностных лиц. Возраст, дающий право участвовать в выборах, снижался с 21 года до 18 лет. Высшими органами государственной власти по Конституция 1978 г. являлись Верховный Совет БССР (высший законодательный орган) и Совет Министров БССР (высший орган исполнительной власти). Раздел 6 Конституции был посвящен местным органам государственной власти и управления: определялась компетенция всех трёх уровней местных Советов народных депутатов. Их права, равно как и права их исполнительных комитетов, заметно расширялись. Это касалось проблем оперативного управления повседневными вопросами хозяйственно-экономической и социально-культурной жизни.
27.Органы высшей государственной власти в 1994 – октябре 1996 гг. 15 марта 1994 г. новая Конституция Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь. Конституция объявляла Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Общеизвестно, что на роль социального может претендовать то государство, которое реализует свою деятельность в интересах всего общества. Впервые Конституция Республики Беларусь 1994 г. объявила на конституционном уровне права человека, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. Важным принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривала деление властей на законодательную, исполнительную и судебную, причем Конституция сформулировала генеральную схему издержек и противовесов. В ст. 7 Конституции говорилось, что государство и все его органы связаны правом, действуют в границах Конституции и принятых в соответствия с ней законов. Высшим представительным законодательным органом в Республике Беларусь объявлялся Верховный Совет, который состоял из 260 депутатов, избранных сроком на 5 лет. В компетенцию Верховного Совета входили принятие и изменение Конституции, принятие законов и постановлений, осуществление контроля за их выполнением, толкование Конституции и законов, назначение выборов депутатов Верховного Совета, выборов Президента, избрание судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов, Генерального прокурора, Совета Контрольной палаты, председателей и членов руководства Национального банка, ратификация и денонсация международных договоров и пр. Законы и постановления Верховного Совета считались принятыми, когда за них голосовало большинство депутатов (при условии, когда другое не предусматривалось Конституцией). В десятидневный срок со дня принятия законы должны были направляться на подпись Президенту. Конституцией Республики Беларусь 1994 г. был предусмотрен перечень субъектов, которым принадлежало право законодательной инициативы: депутаты Верховного Совета, постоянные комиссии Парламента, Президент, Конституционный суд, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк, а также граждане республики в количестве не менее чем 50 тысяч человек, которые обладали избирательным правом. Правом толкования Конституции обладал белорусский Парламент. Конституция регламентировала деятельность постоянных комиссий Верховного Совета и других органов Республики Беларусь, необходимых для ведения законопроектных работ, определяла правовой статус депутата Верховного Совета. Большое внимание придавала Конституция статусу Президента Республики Беларусь. Глава государства и исполнительной власти в Республике Беларусь избирался непосредственно народом сроком на пять лет. Президент вступает в должность после принятия присяги. Одно и то же лицо могло избираться на должность Президента не более чем на два срока. Соответственно с Конституцией Республики Беларусь Президент Республики Беларусь являлся Главнокомандующим Вооруженными силами республики, осуществлял руководство системой органов исполнительной власти, обеспечивал их взаимодействие с представительными органами, создавал и ликвидировал министерства, государственные комитеты, центральные органы управления республики, представлял Верховному Совету кандидатуры для избрания на должность председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, председателя и руководства Национального банка, представлял государство в отношениях с другими странами и международными организациями, вел переговоры и подписывал международные соглашения, подписывал законы, имел право не позже чем в десятидневный срок со дня получения закона возвратить его со своими замечаниями в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Когда Верховный Совет большинством не менее двух третей голосов подтверждал ранее принятое им решение, Президент обязан был в трехдневный срок подписать закон. Не возвращенный в указанный срок закон считался подписанным Президентом. В Конституции регламентировалась деятельность Кабинета Министров, члены которого назначались и освобождались от должности Президентом. В 1994 г. первым Президентом Республики Беларусь был избран А. Г. Лукашенко. 10 июля во втором туре голосования за него проголосовал 81% граждан. Важными положениями предвыборной программы Президента были: борьба с коррупцией и преступностью, обеспечение суверенитета, экономической и политической стабильности республики, проведение курса на реформирование общественных отношений, улучшение материального положения народа.Построение правового социального государства, провозглашенное Конституцией Республики Беларусь, потребовало радикального обновления законодательства. Конституционные нормы служили основой для дальнейшего совершенствования законодательства республики и его кодификации. 28.Органы высшей государственной власти с ноября 1996 г. Следующий этап развития законодательства Беларуси был связан с референдумом 1996 г., принявшим Конституцию Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, которая и сейчас является действующим Основным Законом. В Основном Законе был закреплен принцип верховенства права (ст. 7), что обеспечивает более полную реализацию концепции раздела властей и большую свободу судебных органов при осуществлении правосудия. Наиболее существенные изменения произошли в разделе, посвященном организации и деятельности высших органов государства — Президента, Парламента, правительства и судов. Были перераспределены и уточнены полномочия между этими органами. В соответствия с новыми положениями Конституции главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти и др. Новыми положениями Конституции был расширен перечень актов законодательства декретами и указами Президента Республики Беларусь. Согласно Конституции, Национальное собрание является высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь. Оно состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан, которые обладают избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента и пр. Палата представителей принимает решения и по другим вопросам, предусмотренным законодательством. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты других законов, дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного Суда, председателей и судей Верховного Суда, председателей Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателей и членов Руководства Национального банка, избирает шесть судей Конституционного Суда, рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении им государственной измены или другого тяжелого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее за двух третей голосов от полного состава принимает решение о снятии Президента с должности. Законопроекты становятся законами после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Согласно Основному закону, Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью принятых нормативных правовых актов. Относительно новых положений Конституции нужно отметить, что значительно возрос объем полномочий правительства, более выразительно был сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властью. Конституция Республики Беларусь регламентирует важные вопросы государственной жизни. Особенными признаками Основного Закона Беларуси стали: делегированный характер Конституции, закрепление в качестве экономической основы разнообразных форм собственности, установление равенства государства и гражданина, наличие в них взаимных обязательств, закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права, раздел и взаимодействие властей, прямой характер действия норм Конституции. Конституция явилась основой для дальнейшего развития законодательства Республики Беларусь.
|