![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг.
Цели и задачи анализа себестоимости продукции. Обобщенный показатель анализа себестоимости – затраты на один рубль товарной продукции. Количественная оценка влияния отдельных факторов на снижение себестоимости продукции (факторы: объем выпуска; нормы расхода материалов, топлива, энергии, цены на сырье; производительность труда и размер заработной платы: накладные расходы). Выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг. Целью анализа себестоимости продукции является определение предпочтительных методов совершенствования политики затрат предприятия. Для достижения этой цели решаются следующие аналитические задачи. - Изучение структуры затрат и динамики величины отдельных ее статей. По результатам такого изучения делаются выводы о рациональности сложившейся на предприятии структуры затрат и принимаются решения о необходимости ее корректировки. - Выявление факторов, влияющих на себестоимость продукции. Эти факторы многочисленны и в различной степени, через разные виды затрат влияют на себестоимость, величина которой может быть не одинакова даже для предприятий, производящих одинаковую продукцию или выполняющих аналогичные по характеру и объему услуги. Для анализа себестоимости продукции в практике, чаще всего, рассчитывается показатель затраты на рубль товарной продукции. Показатель рассчитывается как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. Расчет показателя, характеризующего уровень затрат на один рубль товарной продукции (издержкоемкость)выполняется по формуле: h = ∑ (Qi х Zi) / ∑ (Qi х Pi) где Qi - количество выпущенной продукции, шт.; При значении показателя уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным. Данный показатель является важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он выгодно отличается своей универсальностью: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Показатель уровня затрат на рубль товарной продукции может быть интерпретирован, во-первых, как сумма затрат, необходимых для производства одного рубля товарной продукции; во-вторых, как относительная величина, характеризующая структуру стоимости продукции. Влияние выхода годного при производстве продукции может быть определено: DCq = C1(q2-q1) / q2 где DCq - изменение себестоимости единицы продукции при изменение выхода годного; q1, q2 - выход годной продукции в базовом и отчетном периоде. Изменение себестоимости в результате изменения норм расхода материалов, топлива, энергии и т.д: DСн = (Н2 – Н1)* Ц1 где Н1, Н2 - нормы расхода материалов в базовом и отчетном периодах; Н2 - норма расхода материала по плану. Влияние объема выпуска на изменение себестоимости единицы продукции в результате изменения при прочих равных условиях: DСВ = С(В2- В1)/ В1 где В1, В2 - объем выпуска продукции в базовом и отчетном периодах; С -величина условно- постоянных расходов на единицу продукции в базово периоде. Влияние роста производительности труда при одновременном росте заработной платы на снижение себестоимости продукции: DСПТ = (JПТ – JЗП / JПТ) * YЗП * С1 где JПТ – индекс производительности труда (отношение выработки в отчетном периоде к базовому); JЗП - индекс заработной платы YЗП – доля заработной платы в структуре себестоимости базового периода; С1 -себестоимость единицы продукции базовом периоде Влияние изменения накладных расходов по управлению и обслуживанию производства на изменение себестоимости: DСнак =(100- Jнак *100) * Yнак * С1 где Jнак - индекс накладных расходов (отношение накладных расходов на единицу продукции в отчетном периоде к базовому) Yнак - доля накладных расходов в общей себестоимости продукции в базовом периоде. Одной из задач анализа себестоимости продукции (работ, услуг) является выявление упущенных возможностей снижения себестоимости. Мобилизация внутренних резервов снижения себестоимости обеспечивает повышение прибыли, а следовательно, и повышение эффективности производства в целом. Источники резервов снижения себестоимости можно разделить на две группы. Во-первых, это эффективное использование производственной мощности, обеспечивающей увеличение объема производства; во-вторых, это сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда; сокращение непроизводительных расходов, производственного брака; сокращение потерь рабочего времени и т.д. Величина резервов не постоянна. Она зависит от качества проводимой аналитической работы, в ходе которой выявляются упущенные возможности (резервы) снижения себестоимости.[43] Величина резервов по снижению себестоимости определяется по формуле: Р↓ С = Св – Сф = ((3ф – Р↓ З + Зд)/(Vвп.ф + Р↑ Vвп)) – (Зф/Vвп.ф) где: Св, Сф – соответственно возможный и фактический уровни себестоимости изделия; Р↓ С – резерв снижения себестоимости; Зф – затраты фактические; Р↓ З – резерв снижения затрат; Зд – затраты дополнительные, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции; Vвп.ф – фактический объем выпуска продукции; Р↑ Vвп– резерв роста объема выпуска продукции. Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расхода за счет конкретных организационно-технических мероприятий, которые способствуют экономии сырья, материалов, энергии, зарплаты и т.д. К организационно-техническим мероприятиям относят улучшение организации производства и труда, внедрение прогрессивной технологии. Экономию затрат по заработной плате за счет организационно-технических мероприятий (Р↓ ЗП) можно рассчитать по формуле: Р↓ ЗП = (Те1 – Те0) * Зпл.ч * Vвп.пл где: Те0, Те1 – трудоемкость единицы изделия соответственно до внедрения и после внедрения соответствующих мероприятий; Зпл.ч – уровень среднечасовой заработной платы на планируемый период; Vвп.пл – планируемый объем выпуска продукции. При определении экономии по зарплате следует учитывать то, что в зарплату должны быть включены отчисления во внебюджетные фонды, это увеличивает сумму экономии. Резерв снижения материальных затрат (Р↓ МЗ) на запланированный выпуск продукции за счет внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать по формуле: Р↓ МЗ = (Рм1 – Рм0) * Vвп.пл * Zпл где: Рм0, Рм1 – расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения мероприятий; Zпл – плановые цены на материалы. Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в аренду, списания ненужных, лишних, не используемых зданий, оборудования, (Р↓ ОФ) определяют по формуле: Р↓ А = ∑ (Р↓ ОФ х На) где: Р↓ А – резерв снижения за счет амортизации, Р↓ ОФ – в уменьшения первоначальной стоимости, На — норма амортизации. Резерв экономии накладных расходов осуществляется факторным способом по каждой статье затрат. По каждой определяется отклонение от плановых затрат, которое является экономии накладных расходов.
|