Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №4. Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов Работоспособность и влияние на нее различных факторов Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов
1. В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период характеризуется " пиками" развития физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщения крови кислородом и др.). К 17-18 годам энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22—24 ккал/кг в сутки, к этому времени завершается формирование того соотношения топографии силы различных мышечных групп, завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия. К этому времени выносливость — одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств — составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20—29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. Поэтому в студенческом возрасте следует больше внимания обращать на развитие различных форм выносливости. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией. Процесс перестройки высшего образования предусматривает активизацию и увеличение объема самостоятельного учебного труда студентов. Это приведет к интенсификации учебного труда. Фактор здоровья при этом играет все повышающуюся роль в успешном выполнении требований обучения. Трудности обучения в ВУЗе связаны с: — резко отличающимися от школьных методами и организацией обучения, требующих значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом; — отсутствием хорошо налаженных межличностных отношений и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива; — ломкой старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формированием нового, " вузовского"; — сопутствующими поступлению в вуз новыми заботами, которые чаше возникают у проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование своего учебного и свободного времени и др.). Учебное время студентов, включая самоподготовку, составляет 52—58 ч в неделю, т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8—9 часам. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. При этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин. Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации к обучению в ВУЗе. Среди средств адаптации важное место принадлежит физической культуре, влияние которой многофункционально. Она оказывает как непосредственное воздействие (например, повышая работоспособность, расширяя диапазон двигательных умений и навыков и др.), так и опосредованное (например, оптимальная физическая активность благотворно влияет на повышение устойчивости умственной работоспособности, рациональную организацию учебного труда, что, в конечном счете, сказывается на улучшении академической успеваемости и др.). Объем учебных нагрузок легче переносят студенты с более крепким здоровьем.
Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами (зимняя и весенняя сессии), которые являются своеобразным критическим моментом. Так, до 40% студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 60% — плохо спят накануне, пульс в покое может повыситься до 80—90 уд/мин. в покое. Зачастую после сессии, из-за перенапряжения организма, возникают простудные заболевания, отклонения в состоянии здоровья. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что студенты, состояние здоровья которых требует больших затрат времени на его коррекцию, прилагают для этого меньше усилий, чем студенты-спортсмены. Средние затраты времени на физическую культуру и спорт в структуре свободного времени большинства студентов не превышают 5—7% (норма физической активности 1, 3-1, 8 ч. в день. При этом не имеет принципиального значения, однократно или дробно в течение дня используются физические упражнения). При этом, как правило, более высокие показатели наблюдаются на I—II курсах, а на старших — снижаются. У женщин затраты времени на 18—33% ниже, чем у мужчин. Лучшим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность; целесообразно использование средств психической саморегуляции. Итак, положительными эффектами физической культуры являются: 1) укрепление здоровья, 2) облегчение процесса адаптации к обучению в ВУЗе (адаптация к увеличению объёма учебных нагрузок, адаптация к новому коллективу), 3) повышение успеваемости (при умеренных регулярных занятиях физической культурой), 4) повышение психоэмоциональной устойчивости к различным стрессовым факторам (сессия, конфликты и т.п.).
2. В динамике умственной работоспособности проявляется определенная ритмика. Наилучшие по работоспособности 3-й и 4-й часы после начала работы. Умственная работоспособность в это время повышается на 17% по сравнению с началом работы, а количество ошибок снижается на 28%. К 6-му часу работоспособность падает незначительно. Резкое снижение работоспособности отмечается к 8-му часу работы. При этом количественные показатели работоспособности снижаются на 9%, а качественные — на 39% по отношению к исходному уровню. В недельном цикле работоспособность повышается к среде и четвергу и более низкая — в понедельник, пятницу и субботу. Подобная динамика работоспособности сохраняется и в течение семестра. Наиболее высокая работоспособность отмечается в середине семестра. В это время количественные показатели работоспособности увеличиваются на 5, 5%, а качественные — на 22% по сравнению с началом семестра и, соответственно, на 5 и 15% — по сравнению с концом периода обучения. Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. В головном мозге при утомлении наблюдается уменьшение концентрации аденазинтрифосфорной кислоты (АТФ), снижение активности окислительных ферментов и содержания основного энергетического субстрата — гликогена. Среди типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение мыслительных функций и процессов решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сочетается с отвращением к работе и сниженной работоспособностью, а иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и эмоциональная лабильность. Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление: 1) длительную умственную работу, требующую усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка; 2) тяжелый физический труд; 3) однообразную работу в монотонном ритме; 4) шум, слабое освещение и температуры, неудобные для труда; 5) конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе; 6) заболевание, боль и недостаточное питание. Умственное утомление в отличие от мышечного утомления может исчезать мгновенно при некоторых условиях, например когда: 1) одна утомляющая деятельность сменяется другой; 2) изменяется обстановка; 3) организм попадает в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности; 4) интерес к работе возобновляется благодаря новой информации; 5) изменяется аффективное состояние (настроение). Учёные предполагают, что нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией (совокупность структур, расположенных в центральных отделах спинного мозга), работа которой изменяет активность деятельности головного мозга. Переутомление является результатом неполноценного и недостаточного отдыха в процессе трудового и учебного года, неправильной организации труда. Выделяют четыре стадии переутомления. 1. Начинающееся — нет снижения умственной работоспособности, наблюдается временное падение интереса к работе. Эта стадия переутомления не сопровождается нарушением сна, аппетита и не опасна для здоровья, а желательна, так как является стимулом, ускоряющим восстановительные процессы. 2. Легкое — трудно сосредоточиться, трудно засыпать или просыпаться, временами неустойчивость настроения, снижение трудоспособности. 3. Выраженное — временами забывчивость, сонливость, раздражительность, выраженное снижение работоспособности, усталость при облегченных нагрузках. 4. Тяжелое — заметное ослабление внимания, бессонница, угнетение, резкая раздражительность, резко выраженное снижение трудоспособности, усталость без всякой нагрузки, При 1-й и 2-й стадиях достаточно разумного режима труда и отдыха, при 3-й и, особенно, 4-й стадиях необходимо значительное снижение нагрузки и длительное лечение. Физическая и умственная работоспособности являются обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Основным итогом утомления всегда является снижение эффективности труда, его продуктивности. Все формы утомления проявляются в субъективном чувстве усталости, которое выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяжести в конечностях и т.д. Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов: физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.; физические, воздействующие на организм через органы чувств, — степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические — самочувствие, настроение, мотивация и др. На работоспособность в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и различные их сочетания. Человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание, чем слабо подготовленный человек. Это положение подчеркивает роль заблаговременной физической подготовки к профессиональному труду. Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности. Возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. В пожилом возрасте это уже требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий, привлечения жизненного и профессионального опыта.
|