Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов






Лекция №4. Психофизические основы

учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Работоспособность и влияние на нее различных факторов

Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов

 

1. В студенческом возрасте завершается физическое созревание орга­низма. Этот период характеризуется " пиками" развития физиологиче­ских потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщения крови кислородом и др.). К 17-18 годам энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22—24 ккал/кг в сутки, к этому времени завершается формирование того соотношения топографии силы различных мышечных групп, завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия. К этому времени выносливость — одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств — составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20—29 лет ее развитие достигает наивыс­шего уровня. Поэтому в студенческом возрасте следует больше внимания обращать на развитие различных форм выносливости.

Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебно­го труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физиче­ская культура и спорт становятся для них важнейшим средством укреп­ления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией.

Процесс перестройки высшего образования предусматривает акти­визацию и увеличение объема самостоятельного учебного труда студен­тов. Это приведет к интенсификации учебного труда. Фактор здоровья при этом играет все повышающуюся роль в успешном выполнении тре­бований обучения.

Трудности обучения в ВУЗе связаны с:

— резко отличающимися от школьных методами и организацией обуче­ния, требующих значительного повышения самостоятельности в овла­дении учебным материалом;

— отсутствием хорошо налаженных межличностных отношений и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося кол­лектива;

— ломкой старого, сложившегося за годы учебы в школе или на произ­водстве жизненного стереотипа и формированием нового, " вузовского";

— сопутствующими поступлению в вуз новыми заботами, которые чаше возникают у проживающих в общежитии (самообслуживание, само­стоятельное ведение бюджета, планирование своего учебного и свобод­ного времени и др.).

Учебное время студентов, включая самоподготовку, составляет 52—58 ч в неделю, т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8—9 часам. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. При этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин. Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов.

Происходящие явления связа­ны с трудностями процесса адаптации к обучению в ВУЗе.

Среди средств адаптации важное место принадлежит физической культуре, влияние которой многофункционально. Она оказывает как непосредственное воздействие (например, повышая работоспособность, расширяя диапазон двигательных умений и навыков и др.), так и опо­средованное (например, оптимальная физическая активность благо­творно влияет на повышение устойчивости умственной работоспособ­ности, рациональную организацию учебного труда, что, в конечном сче­те, сказывается на улучшении академической успеваемости и др.).

Объем учебных нагрузок легче переносят студенты с более крепким здоровьем.

Мед. группа Кол-во недостаточного восстановления
Основная 5, 2%
Подготовительная 10, 7%
специальная 19, 4%

Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами (зимняя и весенняя сессии), ко­торые являются своеобразным критическим моментом. Так, до 40% студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоцио­нальную напряженность, 60% — плохо спят накануне, пульс в покое может повыситься до 80—90 уд/мин. в покое. Зачастую после сессии, из-за перенапряжения организма, возникают простудные заболевания, отклонения в состоянии здоровья.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что студенты, со­стояние здоровья которых требует больших затрат времени на его кор­рекцию, прилагают для этого меньше усилий, чем студенты-спортсмены. Средние затраты времени на физи­ческую культуру и спорт в структуре свободного времени большинства студентов не превышают 5—7% (норма физической активности 1, 3-1, 8 ч. в день. При этом не имеет принципиального значения, одно­кратно или дробно в течение дня используются физические упражне­ния). При этом, как правило, более высокие показатели наблюдаются на I—II курсах, а на старших — снижаются. У женщин затраты времени на 18—33% ниже, чем у мужчин.

Луч­шим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность; целесообразно использование средств психической саморегуляции.

Итак, положительными эффектами физической культуры являются:

1) укрепление здоровья,

2) облегчение процесса адаптации к обучению в ВУЗе (адаптация к увеличению объёма учебных нагрузок, адаптация к новому коллективу),

3) повышение успеваемости (при умеренных регулярных занятиях физической культурой),

4) повышение психоэмоциональной устойчивости к различным стрессовым факторам (сессия, конфликты и т.п.).

 

2. В динамике умственной работоспособности проявляется опреде­ленная ритмика. Наилучшие по работоспособности 3-й и 4-й часы после начала работы. Умственная работоспособность в это время повышается на 17% по сравнению с началом работы, а количество ошибок снижает­ся на 28%. К 6-му часу работоспособность падает незначительно. Резкое снижение работоспособности отмечается к 8-му часу работы. При этом количественные показатели работоспособности снижаются на 9%, а качественные — на 39% по отношению к исходному уровню.

В недельном цикле работоспособность повышается к среде и четвер­гу и более низкая — в понедельник, пятницу и субботу. Подобная ди­намика работоспособности сохраняется и в течение семестра. Наиболее высокая работоспособность отмечается в середине семестра. В это вре­мя количественные показатели работоспособности увеличиваются на 5, 5%, а качественные — на 22% по сравнению с началом семестра и, со­ответственно, на 5 и 15% — по сравнению с концом периода обучения.

Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к сниже­нию трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуля­ции. В головном мозге при утомлении наблюдается уменьшение кон­центрации аденазинтрифосфорной кислоты (АТФ), снижение активно­сти окислительных ферментов и содержания основного энергетического субстрата — гликогена. Среди типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение мыслительных функ­ций и процессов решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сочетается с отвращением к работе и сниженной работоспособностью, а иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной актив­ности, а также раздражительность и эмоциональная лабильность.

Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление:

1) длительную умственную работу, требующую усиленной кон­центрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

2) тяжелый физический труд;

3) однообразную работу в монотонном ритме;

4) шум, слабое освещение и температуры, неудобные для труда;

5) конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;

6) заболевание, боль и недостаточное питание.

Умственное утомление в отличие от мышечного утомления может исчезать мгновенно при некоторых условиях, напри­мер когда:

1) одна утомляющая деятельность сменяется другой;

2) изменяется обстановка;

3) организм попадает в состояние тревоги при страхе или угро­жающей опасности;

4) интерес к работе возобновляется благодаря новой информации;

5) изменяется аффективное состояние (настроение).

Учёные предполагают, что нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией (совокупность структур, расположенных в центральных отделах спинного мозга), работа которой изменяет активность деятельности головного мозга.

Переутомление является результатом неполноценного и недоста­точного отдыха в процессе трудового и учебного года, неправильной организации труда. Выделяют четыре стадии переутомления.

1. Начинающееся — нет снижения умственной работоспособно­сти, наблюдается временное падение интереса к работе. Эта стадия пе­реутомления не сопровождается нарушением сна, аппетита и не опасна для здоровья, а желательна, так как является стимулом, ускоряющим восстановительные процессы.

2. Легкое — трудно сосредоточиться, трудно засыпать или про­сыпаться, временами неустойчивость настроения, снижение трудоспо­собности.

3. Выраженное — временами забывчивость, сонливость, раздра­жительность, выраженное снижение работоспособности, усталость при облегченных нагрузках.

4. Тяжелое — заметное ослабление внимания, бессонница, угне­тение, резкая раздражительность, резко выраженное снижение трудо­способности, усталость без всякой нагрузки,

При 1-й и 2-й стадиях достаточно разумного режима труда и отдыха, при 3-й и, особенно, 4-й стадиях необходимо значительное снижение нагрузки и длительное лечение.

Физическая и умственная работоспособности являются обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Основным итогом утомления всегда является снижение эффективности труда, его продуктивности.

Все формы утомления проявляются в субъективном чувстве устало­сти, которое выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяже­сти в конечностях и т.д.

Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов: физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, пита­ние, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.;

физические, воз­действующие на организм через органы чувств, — степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические — самочувствие, настроение, мотивация и др.

На работоспособность в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и различные их сочетания.

Человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продол­жительное время или более интенсивно выполнять одно и то же произ­водственное задание, чем слабо подготовленный человек. Это положе­ние подчеркивает роль заблаговременной физической подготовки к профессиональному труду.

Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умствен­ной деятельности. Возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обуче­ния и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. В пожилом возрасте это уже требует больших временных затрат и интеллектуаль­ных усилий, привлечения жизненного и профессионального опыта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал