Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношейСтр 1 из 2Следующая ⇒
Возрастные особенности развития детей школьного возраста Организация физического воспитания учащихся Формы организации физического воспитания в школе
1. При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активности и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподинамия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ССС, желез внутренней секреции, нарушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса скелетной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление позвоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожирение, близорукость. В то же время умеренные физические нагрузки, использование специальных комплексов корригирующих упражнений способны снизить негативное влияние гиподинамии, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников. Кроме того, правильная организация физического воспитания с учетом индивидуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников. Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей Младший школьный возраст (6—11.пет).
При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе кровообращения и дыхания и быстрым восстановлением. Подростковый возраст (12 — 15 лет)
Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а рационально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению. Юношеский возраст (16—18 лет).
Систематические занятия физической культурой приводят к изменению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются. Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей: 1)Силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. 2)Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. 3)Сложнокоординационные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражнения на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Эффективность выполнения упражнений на выносливость зависит от природных данных ребёнка. Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопившейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника являются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость. 2. Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности руководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического воспитания учащихся является учитель физической культуры. Кроме того, за физическое воспитание в школе отвечают также директор школы, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, классные руководители и учителя. Их основные обязанности отражены в следующей таблице:
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. В процессе физического воспитания решается три группы задач: • оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всестороннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соответствии с возрастом), содействие закаливанию организма; • образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, лазания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способствующих повышению общеобразовательной культуры школьника; • воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эстетическому, умственному воспитанию. Формы организации физического воспитания
По признаку обязательности все формы физического воспитания делятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные. По признаку организации обучения — на урочные, урочного типа и неурочные. Основные признаки урочной формы: • наличие квалифицированного педагога; • определяемое программой содержание урока; • обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки; • обязательная оценка результатов деятельности; • систематичность проведения занятий по стабильному расписанию; • относительно стабильный и однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся. Задачи и содержание физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков физической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня определяются " Комплексной программой физического воспитания учащихся 1—11 классов общеобразовательной школы". 3. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают: • учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания); • организационно-управленческую и контролирующую деятельность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов); • учебно-познавательную деятельность учеников, результат которой является главным критерием оценки качества проведения уроков. Урок физической культуры состоит из трех частей: 1. Вводно-подготовительная часть (5—12 мин). Цель — организация класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к решению задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты. 2. Основная часть (30—35 мин). Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется комплексной программой. 3. Заключительная часть (3—5 мин). Цель — приведение организма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Задачи и содержание применяемых средств направлены на снижение физиологического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Сюда включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания. Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение общей и моторной плотности урока. Робщ.= (tзанятия/ tобщ)х100% Рмот.= (tакт./ tобщ)х100% Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической культуры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок обладает несколькими характерными признаками.
|