Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей






Возрастные особенности развития детей школьного возраста

Организация физического воспитания учащихся

Формы организации физического воспитания в школе

 

1. При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активно­сти и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподи­намия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ССС, желез внутренней секреции, на­рушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса ске­летной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление по­звоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожи­рение, близорукость.

В то же время умеренные физические нагрузки, использование спе­циальных комплексов корригирующих упражнений способны снизить негативное влияние гиподинамии, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.

Кроме того, правильная организация физического воспитания с учетом индиви­дуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоро­вья школьников.

Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей

Младший школьный возраст (6—11.пет).

Функциональная система организма Физиологические процессы Внешнее проявление Рекомендации по физическому воспитанию
ЦНС 1. Высокая пластичность нервных процессов 2. Недоста­точная сила и уравновешенность нервных процессов 3. Преобладание воз­буждения над торможением 4. Быстрая истощаемость клеток коры головного мозга 1. Дети легко овладевают сложными по координации движениями 2. При сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устой­чивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможе­ние В двигательный режим необходимо включать боль­ше разнообразных физических упражнений и игр
ССС 1. Увеличивается объем сердца, 2. Снижается частота сердечных сокращений, 3. АД относительно низкое 1. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение 2. При перегрузках могут возникать аритмия, перепады АД Необходимо следить за интенсивностью физических нагрузок
Дыхательная система 1. ЖЕЛ в 11 лет составляет примерно 1/2 объема взрослого. 2. Частота дыхания высо­ка: от 23 до 19 циклов в минуту, 3. Минутный объем дыхания в покое от 3, 5 до 4, 4 л/мин. Невозможность долго работать в условиях кислородного голодания Необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными на­грузками

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе крово­обращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (1215 лет)

Функциональная система организма Физиологические процессы Внешнее проявление Рекомендации по физическому воспитанию
ЦНС 1. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения 2. Недостаточная сила тормозных процессов 1. Повышенная возбудимость 2. Эмоциональная неустойчивость, 3. Неадекватные реакции Уделять больше внимания волевой регуляции движений
ССС 1. Пульс понижается до 70—76 уд/мин 2. Увеличиваются размеры сердца 3. Аритмия из-за несовер-шенства нейросекреторной регуляции 4. Возрастная ВСД по гипертоническому типу. В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых. Занятия физическими упражнениями строить в зависимости от типа ВСД
Дыхательная система 1. Глубина дыхания повышается до 375 мл, 2. Минутный объем ды­хания до 5, 4 л/мин 3. ЖЕЛ до 3200 мл. В период по­лового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности, а также кратковременной и очень интенсивной работы. Давать длительные физические нагрузки большой интенсивности

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а ра­ционально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет).

Функциональная система организма Физиологические процессы Внешнее проявление Рекомендации по физическому воспитанию
ЦНС 1. Завершение развития ЦНС 2. Совершенствование деятельности мозга 3. Развитие процессов тор­можения 4. некоторое преобладание процессов возбужде­ния Движения становятся плавнее, исчезает подростковая неуклюжесть Целесообразно давать сложнокоордина-ционные физические упражнения
ССС 1. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближа­ются к уровню взрослого человека 2. ЧСС у девушек выше, чем у юношей 3. Возможна юношеская гипертония Исчезают головные боли, связанные с резким изменением АД Можно давать детям упражнения умеренной и большой мощности на длительное время
Дыхательная система Показатели ЖЕЛ и частоты дыхания приближаются к уровню взрослого человека. Повышается способность к выполнению длительной работы, увели­чивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности Можно давать упражнения на развитие выносливости

Систематические занятия физической культурой приводят к изме­нению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально раз­виваются.

Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей: 1)Силовые упраж­нения могут служить препятствием к увеличению роста. 2)Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. 3)Сложнокоординаци­онные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражне­ния на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Эффективность выполнения упражнений на выносливость зависит от природных данных ребёнка.

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопив­шейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника явля­ются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

2. Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности ру­ководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического вос­питания учащихся является учитель физической культуры.

Кроме того, за физическое воспитание в школе отвечают также директор школы, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, классные руководители и учителя. Их основ­ные обязанности отражены в следующей таблице:

 

Ответственные за физическое воспитание Обязанности
Учитель физической культуры • несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня; • ведет систематический учет физической подготовленности учащихся; • организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе; • обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов; • организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешко­льным спортивным соревнованиям; • содействует профориентации учащихся и т.д.
Директор школы • обеспечение необходимых условий для проведения уроков фи­зической культуры, организации физкультурно-оздоровительных меро­приятий в режиме дня школы, внеклассной спортивно-массовой работы; • обеспечение систематического контроля за работой по физиче­скому воспитанию учащихся; • организация регулярных медицинских осмотров учащихся.
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы несет ответственность за организацию и проведение внекласс­ной физкультурно-оздоровительной работы; • предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию; • участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы.
Классные руководители и учителя добиваться соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвовать в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня; • содействовать вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечение соблюдения гигиенических требований к прове­дению урока по своему предмету, следить за правильной осанкой уча­щихся.

Целью физического воспитания в школе является содействие все­стороннему развитию личности. В процессе физического воспитания решается три группы задач:

оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всесто­роннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соот­ветствии с возрастом), содействие закаливанию организма;

образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, ла­зания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способ­ствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;

воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эс­тетическому, умственному воспитанию.

Формы организации физического воспитания

в школе в семье Во внешкольных учреждениях
классно-урочная; • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; • ежедневные занятия физическими упражнениями в группе про­дленного дня; • внеклассная работа. • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; • самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическо­му воспитанию; • самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлече­ния, в том числе с участием взрослых; * участие семей в соревнованиях по месту жительства. • систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования; • массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха; • массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах.

По признаку обязательности все формы физического воспитания де­лятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные. По признаку организации обучения — на урочные, урочного типа и неурочные. Основные признаки урочной формы:

наличие квалифицированного педагога;

• определяемое программой содержание урока;

• обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;

• обязательная оценка результатов деятельности;

• систематичность проведения занятий по стабильному расписа­нию;

• относительно стабильный и однородный по возрасту и подго­товленности состав занимающихся.

Задачи и содержание физиче­ского воспитания школьников, осуществляемого в рамках уроков фи­зической культуры, внеклассной работы, физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий в режиме учебного дня определяются " Комплексной программой физического воспитания учащихся 1—11 классов общеоб­разовательной школы".

3. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают:

• учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

• организационно-управленческую и контролирующую деятель­ность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

• учебно-познавательную деятельность учеников, результат кото­рой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

1. Вводно-подготовительная часть (5—12 мин). Цель — организа­ция класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к реше­нию задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эс­тафеты.

2. Основная часть (30—35 мин). Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется ком­плексной программой.

3. Заключительная часть (3—5 мин). Цель — приведение орга­низма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Зада­чи и содержание применяемых средств направлены на снижение физио­логического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Сюда включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упраж­нения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение об­щей и моторной плотности урока.

Робщ.= (tзанятия/ tобщ)х100% Рмот.= (tакт./ tобщ)х100%

Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической куль­туры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок облада­ет несколькими характерными признаками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал