Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственная физическая культура

Лекция № 9. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Производственная физическая культура

 

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к определенной профес­сиональной деятельности.

Цель ППФП — достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Каждая профессия требует не одинакового уровня развития психо­физических качеств, умений, навыков, поэтому в военном вузе профес­сионально-прикладная подготовка будет одного содержания, в педаго­гическом — другого. Основу этого раздела должна составлять общая физическая подготовка, направленная на достижение минимально необ­ходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к осо­бенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии.

Задачи ППФП — приобретение, воспитание и формирование при­кладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психи­ческих и личностных качеств, прикладных умений и навыков.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

• формировать необходимые прикладные навыки;

• осваивать прикладные умения и навыки;

• воспитывать прикладные психофизические качества;

• воспитывать прикладные специальные качества.

Наиболее важным физическим качеством для представителей любой профессии является выносливость, необходимая для поддержания оп­тимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня. Для представителей гуманитарных профессий хорошая общая физическая подготовка решает почти все задачи обеспечения специальной психо­физической готовности к будущей профессии.

Основными факторами, определяющими конкретное содержание ППФП к будущему труду, являются:

• формы труда специалистов (физический, умственный, смешан­ный);

• условия и характер труда (продолжительность, комфортность, вредность, величина физической и эмоциональной нагрузки);

• режим труда и отдыха (начало и окончание работы, график от­пусков, организация внутрисменного отдыха);

• динамика работоспособности в процессе труда, специфика про­фессионального утомления и заболеваемости;

• дополнительные факторы, включающие индивидуальные осо­бенности, климатогеографическое своеобразие региона и др.

Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

• прикладные физические упражнения и отдельные элементы раз­личных видов спорта;

• прикладные виды спорта (их целостное применение);

• оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

• вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

Средства физической культуры в процессе ППФП могут активно воздействовать на совершенствование отдельных функций не только в период обучения студентов, но и со значительным отдаленным эффек­том, обеспечивая качественную работу специалиста. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофи­зиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, для представителей гуманитарных профессий необходима общая вынос­ливость, устойчивая работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, следовательно, прикладными видами спорта для них могут быть цикли­ческие виды спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, вело­спорт), различные виды туризма и т.д. Кроме этого будущие учителя должны овладеть в вузе знаниями по методике проведения физкультур­но-оздоровительной работы с детьми, по организации занятий спортом и др. Учитель должен не только сам регулярно использовать средства физической культуры, активно применять их в организации своего тру­да, но и быть умелым организатором массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Укрепление здоровья, повышение работоспособности школьников, привитие им потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями зависят не только от учителей физкультуры, но и от участия в решении этой задачи всего педагогического коллектива школы. Многие учителя регулярно плани­руют и проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, органи­зуют подвижные игры, экскурсии, туристические походы, беседы на физкультурные темы, физкультурные паузы и минутки, подготовку и комплектование команд к соревнованиям. В условиях дефицита дипло­мированных преподавателей физической культуры часто этот учебный предмет ведут преподаватели другого профиля. К этому они должны быть в достаточной степени подготовлены.

К особенностям учительского труда, сказывающимся на состоянии здоровья и работоспособности, можно отнести отсутствие двигательно­го компонента в работе, статическую нагрузку на ноги, неустойчивый режим дня, повышенную нагрузку на голосовой аппарат, зрение, слух. Работа учителя требует четкого взаимодействия анализаторных систем, памяти, мышления, внимания, воображения. И все это порой в условиях дефицита времени.

Учительская деятельность является причиной различных патологи­ческих состояний нервно-психической сферы, заболеваний органов ды­хания, слуха, зрения. Большинство учителей в конце рабочего дня отме­чают усталость, снижение внимания, слабость, головокружение, голов­ные голи и боли в области сердца. У многих нарушается сон. Примерно половина учителей имеют какие-либо расстройства нервно-психической сферы.

Некоторые заболевания имеют тенденцию к распространению уже в студенческие годы. В последние годы значительно увеличилось число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. К заболева­ниям, наиболее часто встречающимся у студентов, относят функцио­нальные заболевания нервной системы, гипертонические состояния, заболевания органов пищеварения и дыхания.

Специальной заботой учителя должно стать укрепление здоровья, закаливание, формирование умения не только работать, но и отдыхать. Деятельная сущность физической культуры личности учителя выража­ется как в собственной активности в занятиях физическими упражне­ниями, так и в проведении воспитательной работы с учащимися средст­вами физической культуры. Регулярно занимающиеся физическими уп­ражнениями более активны в общественной жизни, рациональнее ис­пользуют свое свободное время, более коммуникабельны, быстрее адаптируются в коллективе. В то же время отмечается низкий уровень физкультурной активности и слабая вовлеченность учителей-предметников в работу по физическому воспитанию учащихся. В общей структуре бюджета времени учителя значительное место занимает его рабочее время. У учителей-предметников оно составляет до 11 часов в день, а у многих руководителей школ — до 12 часов. При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изме­нения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выража­ется это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кро­веносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Специфика педагогического труда такова, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека. При систематическом перенапряжении нервной системы воз­никает переутомление, для которого характерны постоянное чувство усталости, отсутствие интереса к работе, повышенная раздражитель­ность, потливость, потеря сна и аппетита, снижение защитных сил орга­низма.

Для такой напряженной деятельности необходимы крепкое здоровье, оздоровительная направленность всего режима учебно-трудовой дея­тельности, быта и отдыха студентов и учителей, обеспечивающие под­держание высокого уровня умственной и физической работоспособно­сти на весь период обучения в вузе и после его окончания.

Профессиональную направленность физического воспитания буду­щих учителей не следует понимать как направленность лишь на работу с учащимися. ППФП должна также решать задачу овладения знаниями, умениями и навыками, важными для самих студентов.

Наряду с применением физических упражнений в качестве средства компенсации недостатка движений и решения других важных задач, они должны максимально использоваться учителями для активного отдыха в течение рабочего дня как средство производственной физической культуры.

2. Производственная физическая культура (ПФК) — это рацио­нально избранная и методически осуществляемая система физических упражнений, направленных на достижение, повышение и сохранение дееспособности человека в общественном производстве.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Задачи ПФК:

• подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

• активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

• профилактика возможного влияния на организм человека небла­гоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Основа ПФК — теория активного отдыха. Для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Работоспособность вос­станавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В ре­зультате в утомленных функциональных системах усиливаются процес­сы восстановления, и их работоспособность повышается.

Методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет " контрастный" характер:

• чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

• чем меньше в активную деятельность включены большие мы­шечные группы, тем в большей степени они подключаются при заняти­ях различными формами ПФК;

• чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разно­образных физических упражнениях ПФК.

В настоящее время существуют различные формы ПФК в рабочее и свободное время. В рабочее время ПФК осуществляется в виде вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минутки.

Комплекс вводной гимнастики состоит из 7—10 общеразвивающих упражнений по воздействию на организм близких к движениям, выпол­няемым во время работы. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Не вызывая усталости они призваны активизировать деятельность орга­нов и систем, играющих ведущую роль в данном виде трудовой дея­тельности. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости и увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня.

Физкультурные паузы (7—8 упражнений) выполняются в течение 5—10 минут через 2—2, 5 часа после начала работы и за 1—1.5 часа до ее окончание с целью активного отдыха, для предупреждения или ос­лабления наступившего утомления и профилактики снижения работо­способности в течение рабочего дня.

Физкультурная минутка используется главным образом для местно­го воздействия на утомленную группу мышц. Применяется тогда, когда нет возможности прервать работу для физкультурной паузы, а человек нуждается хотя бы в кратковременном отдыхе. В режиме дня их прово­дится столько, сколько потребуется. Продолжительность— 1—3 минуты.

В свободное от работы время физическая культура и спорт должны занимать значительное место в жизни специалиста любой профессии в виде утренней гигиенической гимнастики, попутной тренировки (пешее передвижение на работу и обратно), физкультурно-спортивных занятий с целью активного отдыха и повышения функциональных возможно­стей, короткие занятия физическими упражнениями в обеденный пере­рыв. Каждый взрослый должен набирать за день не меньше 30 минут физической активности умеренной интенсивности. Людям, испыты­вающим боли в спине, трижды в неделю рекомендуется совершать про­гулки быстрым шагом, а также бег, велосипед, плавание, лыжи, Время — не менее 45 минут. В то же время тем, кто желает укрепить свой позво­ночник, не следует играть в футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и за­ниматься видами спорта, связанными с неизбежными падениями, столкновениями и ушибами.

Пропаганда массовой физической культуры и спорта является важ­ным звеном в развитии оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в школьном коллективе. К формам пропаганды относят­ся устная (лекции, доклады, радиопередачи, беседы, диспуты), печатная (центральная печать, многотиражная газета, стенная печать), наглядная (стенды, витрины, плакаты, фотоальбомы, доска почета, просмотр спор­тивных телефильмов и передач, реклама), показательная (соревнования, парады, показательные выступления). Выбор форм пропаганды зависит от имеющихся условий, но цель они преследуют одну — формирование у школьников, преподавателей, родителей ценностных ориентации в области физической культуры и спорта, осознание важности и необхо­димости занятий физическими упражнениями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика ФОМ в режиме учебного дня | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал