Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производственная физическая культура
Лекция № 9. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей Профессионально-прикладная физическая подготовка Производственная физическая культура
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Цель ППФП — достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Каждая профессия требует не одинакового уровня развития психофизических качеств, умений, навыков, поэтому в военном вузе профессионально-прикладная подготовка будет одного содержания, в педагогическом — другого. Основу этого раздела должна составлять общая физическая подготовка, направленная на достижение минимально необходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к особенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии. Задачи ППФП — приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических и личностных качеств, прикладных умений и навыков. Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы: • формировать необходимые прикладные навыки; • осваивать прикладные умения и навыки; • воспитывать прикладные психофизические качества; • воспитывать прикладные специальные качества. Наиболее важным физическим качеством для представителей любой профессии является выносливость, необходимая для поддержания оптимальной интенсивности труда в течение всего рабочего дня. Для представителей гуманитарных профессий хорошая общая физическая подготовка решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии. Основными факторами, определяющими конкретное содержание ППФП к будущему труду, являются: • формы труда специалистов (физический, умственный, смешанный); • условия и характер труда (продолжительность, комфортность, вредность, величина физической и эмоциональной нагрузки); • режим труда и отдыха (начало и окончание работы, график отпусков, организация внутрисменного отдыха); • динамика работоспособности в процессе труда, специфика профессионального утомления и заболеваемости; • дополнительные факторы, включающие индивидуальные особенности, климатогеографическое своеобразие региона и др. Средства ППФП можно объединить в следующие группы: • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; • прикладные виды спорта (их целостное применение); • оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; • вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП. Средства физической культуры в процессе ППФП могут активно воздействовать на совершенствование отдельных функций не только в период обучения студентов, но и со значительным отдаленным эффектом, обеспечивая качественную работу специалиста. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, для представителей гуманитарных профессий необходима общая выносливость, устойчивая работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, следовательно, прикладными видами спорта для них могут быть циклические виды спорта (легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, велоспорт), различные виды туризма и т.д. Кроме этого будущие учителя должны овладеть в вузе знаниями по методике проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми, по организации занятий спортом и др. Учитель должен не только сам регулярно использовать средства физической культуры, активно применять их в организации своего труда, но и быть умелым организатором массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе. Укрепление здоровья, повышение работоспособности школьников, привитие им потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями зависят не только от учителей физкультуры, но и от участия в решении этой задачи всего педагогического коллектива школы. Многие учителя регулярно планируют и проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, организуют подвижные игры, экскурсии, туристические походы, беседы на физкультурные темы, физкультурные паузы и минутки, подготовку и комплектование команд к соревнованиям. В условиях дефицита дипломированных преподавателей физической культуры часто этот учебный предмет ведут преподаватели другого профиля. К этому они должны быть в достаточной степени подготовлены. К особенностям учительского труда, сказывающимся на состоянии здоровья и работоспособности, можно отнести отсутствие двигательного компонента в работе, статическую нагрузку на ноги, неустойчивый режим дня, повышенную нагрузку на голосовой аппарат, зрение, слух. Работа учителя требует четкого взаимодействия анализаторных систем, памяти, мышления, внимания, воображения. И все это порой в условиях дефицита времени. Учительская деятельность является причиной различных патологических состояний нервно-психической сферы, заболеваний органов дыхания, слуха, зрения. Большинство учителей в конце рабочего дня отмечают усталость, снижение внимания, слабость, головокружение, головные голи и боли в области сердца. У многих нарушается сон. Примерно половина учителей имеют какие-либо расстройства нервно-психической сферы. Некоторые заболевания имеют тенденцию к распространению уже в студенческие годы. В последние годы значительно увеличилось число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. К заболеваниям, наиболее часто встречающимся у студентов, относят функциональные заболевания нервной системы, гипертонические состояния, заболевания органов пищеварения и дыхания. Специальной заботой учителя должно стать укрепление здоровья, закаливание, формирование умения не только работать, но и отдыхать. Деятельная сущность физической культуры личности учителя выражается как в собственной активности в занятиях физическими упражнениями, так и в проведении воспитательной работы с учащимися средствами физической культуры. Регулярно занимающиеся физическими упражнениями более активны в общественной жизни, рациональнее используют свое свободное время, более коммуникабельны, быстрее адаптируются в коллективе. В то же время отмечается низкий уровень физкультурной активности и слабая вовлеченность учителей-предметников в работу по физическому воспитанию учащихся. В общей структуре бюджета времени учителя значительное место занимает его рабочее время. У учителей-предметников оно составляет до 11 часов в день, а у многих руководителей школ — до 12 часов. При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Специфика педагогического труда такова, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны постоянное чувство усталости, отсутствие интереса к работе, повышенная раздражительность, потливость, потеря сна и аппетита, снижение защитных сил организма. Для такой напряженной деятельности необходимы крепкое здоровье, оздоровительная направленность всего режима учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха студентов и учителей, обеспечивающие поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности на весь период обучения в вузе и после его окончания. Профессиональную направленность физического воспитания будущих учителей не следует понимать как направленность лишь на работу с учащимися. ППФП должна также решать задачу овладения знаниями, умениями и навыками, важными для самих студентов. Наряду с применением физических упражнений в качестве средства компенсации недостатка движений и решения других важных задач, они должны максимально использоваться учителями для активного отдыха в течение рабочего дня как средство производственной физической культуры. 2. Производственная физическая культура (ПФК) — это рационально избранная и методически осуществляемая система физических упражнений, направленных на достижение, повышение и сохранение дееспособности человека в общественном производстве. Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Задачи ПФК: • подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность; • активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания; • профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях. Основа ПФК — теория активного отдыха. Для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления, и их работоспособность повышается. Методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет " контрастный" характер: • чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот; • чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК; • чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК. В настоящее время существуют различные формы ПФК в рабочее и свободное время. В рабочее время ПФК осуществляется в виде вводной гимнастики, физкультурной паузы, физкультурной минутки. Комплекс вводной гимнастики состоит из 7—10 общеразвивающих упражнений по воздействию на организм близких к движениям, выполняемым во время работы. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Не вызывая усталости они призваны активизировать деятельность органов и систем, играющих ведущую роль в данном виде трудовой деятельности. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости и увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня. Физкультурные паузы (7—8 упражнений) выполняются в течение 5—10 минут через 2—2, 5 часа после начала работы и за 1—1.5 часа до ее окончание с целью активного отдыха, для предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Физкультурная минутка используется главным образом для местного воздействия на утомленную группу мышц. Применяется тогда, когда нет возможности прервать работу для физкультурной паузы, а человек нуждается хотя бы в кратковременном отдыхе. В режиме дня их проводится столько, сколько потребуется. Продолжительность— 1—3 минуты. В свободное от работы время физическая культура и спорт должны занимать значительное место в жизни специалиста любой профессии в виде утренней гигиенической гимнастики, попутной тренировки (пешее передвижение на работу и обратно), физкультурно-спортивных занятий с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей, короткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв. Каждый взрослый должен набирать за день не меньше 30 минут физической активности умеренной интенсивности. Людям, испытывающим боли в спине, трижды в неделю рекомендуется совершать прогулки быстрым шагом, а также бег, велосипед, плавание, лыжи, Время — не менее 45 минут. В то же время тем, кто желает укрепить свой позвоночник, не следует играть в футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и заниматься видами спорта, связанными с неизбежными падениями, столкновениями и ушибами. Пропаганда массовой физической культуры и спорта является важным звеном в развитии оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в школьном коллективе. К формам пропаганды относятся устная (лекции, доклады, радиопередачи, беседы, диспуты), печатная (центральная печать, многотиражная газета, стенная печать), наглядная (стенды, витрины, плакаты, фотоальбомы, доска почета, просмотр спортивных телефильмов и передач, реклама), показательная (соревнования, парады, показательные выступления). Выбор форм пропаганды зависит от имеющихся условий, но цель они преследуют одну — формирование у школьников, преподавателей, родителей ценностных ориентации в области физической культуры и спорта, осознание важности и необходимости занятий физическими упражнениями.
|