Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коэффициенты ликвидности.
Таблица 2.3.6. Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)
Данные показатели рисуют нам неприглядную картину положения фирмы А - ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет оптимальному значению. И при этом показатели оборачиваемости также более низкие по отношению к фирме Б, у которой не соответствует требуемому уровню только показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, но при этом размер этой задолженности ниже, чем у фирмы А. На основании выше изложенного можно сказать, что даже наличие большей суммы ликвидных активов у фирмы А не повышает класс кредитоспособности этого потенциального заемщика. И, в заключение анализа по коэффициентам, определим показатель обслуживания долга, показывающего, какая часть выручки у предприятия относится на обязательства, то есть на кредиторскую задолженность. Опять мы видим, что у фирмы А практически нет свободных средств для развития предприятия, она практически еле " сводит концы с концами". Уже на данном этапе мы можем сделать вывод о том, что для банка предпочтительней кредитовать фирму Б, потому что при кредитовании фирмы А возникнет огромный риск невыполнения взятых на себя фирмой обязательств. Но так как целью нашего исследования является практическое использование методов оценки кредитоспособности клиента, мы продолжим наше исследование и проанализируем потенциальных заемщиков с помощью моделей " Z-анализа" Альтмана и модели надзора за ссудами Чессера, описанных в первой главе данной работы. После всех расчетов получим следующие данные: - По модели «Z-анализа»: Фирма А – 2, 068476 Фирма Б – 6, 874162 Это значит по используя данную модель фирму А можно смело отнести к группе банкротов так как ее показатель ниже требуемого значения 2, 675. Фирма Б относится к группе надежных заемщиков. - По модели надзора за ссудами Чессера: Фирма А – 0, 095 Фирма Б – 0, 017, при требуемом уровне не более 0, 5. Математическая модель " Z-анализа" подтверждает вывод, который был сделан нами ранее. По модели Чессера фирма А отнесена к группе надежных с неплохим показателем. И в заключение анализа кредитоспособности клиентов проведем рейтинговую оценку заемщиков, которая также была описана в Главе I. На основании полученных данных фирме А присвоен рейтинг в 40% (предельный уровень кредитования), а фирме Б - 90% (хорошее состояние). Полученными данным необходимо пользоваться кредитному инспектору для составления прогнозной оценки рискованности кредитования клиента, но особенность настоящей экономической ситуации в Украине такова, что при решении вопроса о выдаче кредита обязательно должно учитываться также личное знакомство и беседа с потенциальным заемщиком. А иногда они имеют решающее значение в согласовании вопроса о выдаче кредита. Так, данные для проведенного выше анализа взяты из реальной бухгалтерской отчетности и можно заметить, что " потенциальному заемщику фирме А" выдан кредит под залог ТМЦ, который в настоящий момент своевременно и в расчетном объеме погашается. Заключение. На основании проведенного в работе исследования по теме «Управление кредитными операциями коммерческого банка» можно сделать следующие выводы. Кредитные операции являются одним из самых важных и значимых направлений в банковской деятельности. Но вместе с тем кредитование является довольно сложным процессом, и поэтому четкая организация управления кредитными операциями позволит банку оперативно реагировать на изменения показателей ссудного рынка. Это даст руководству банка найти наиболее приемлемое соотношение «доходность – риск». Поэтому важным моментом в управлении кредитной деятельности является и изучение кредитных рисков. Для этого необходимо определить все виды рисков, которым подвержен портфель ссуд банка и проводить мониторинг и планирование кредитов, чтобы вовремя определить повышение риска и воспользоваться различными методами для его снижения. Анализ за 2012-2013 годы показал, что банк вовремя реагировал на внешние изменения в кредитной сфере, проводил политику снижения риска, для чего изменил структуру выданных кредитов с увеличением доли более надежных кредитозаемщков – предприятий нефтяной отрасли и органов местной и региональной власти. Неоднозначно можно оценить структуру кредитов по срокам. Доля долгосрочных кредитов снизилась за год с 2, 1% в 2012 до 0, 2% в 2013 году. Это связано с низкой доходностью долгосрочных вложений. С позиции коммерческого банка такое соотношение является выгодным, так как доходность по долгосрочным кредитам ниже, а риск выше. Кроме этого, для долгосрочных вложений нужны и долгосрочные ресурсы, которых у банков просто нет. Но, с другой стороны, в масштабах страны такое соотношение краткосрочных и долгосрочных вложений свидетельствует о том, что банки не вкладывают инвестиции в развитие новых технологий, модернизацию мощностей предприятий и т.п. для такой деятельности нужны гарантии государства, которых нет. Но все-таки присутствие таких кредитов свидетельствует о том, что банк работает на перспективу, вкладывая средства в проекты, которые в будущем могут принести доход, покрывающий издержки в настоящее время. Кроме этого банк отреагировал на снижение процентной ставки по кредитам увеличением общего объема кредитных вложений, что позволило не только поддержать доходность кредитных операций, но увеличить сумму полученных процентов по кредитам на 11 млрд. грн. На основании проведенного анализа двух кредитозаемщиков банка можно сделать вывод о том, что в практике нельзя использовать какой-либо один метод для определения уровня кредитоспособности заемщика. Необходимо воспользоваться комплексом методов, которые дадут свои оценки заемщиков. И потом, на основании полученных данных, решать вопрос о возможности предоставления кредита. Кроме этого, банк должен проводить такой анализ не только при выдаче кредита, но и в течении всего процесса взаимоотношений банка с заемщиком. Не всегда определяющим моментом в положительном решении о выдаче кредита имеет коэффициентная и рейтинговая оценка заемщика. Важным моментом является репутация заемщика, его платежная дисциплина и, в большей степени, его взаимоотношения с банком-кредитором. Кроме сказанного выше, анализ кредитной деятельности банка Капитал показал некоторые моменты, которые были упущены руководством банка. Так, у банка нет четко сформированной кредитной политики. Существующее положение о кредитовании отражает только сам процесс кредитования, но не дает определенные направления кредитной деятельности. Кроме этого в банке не используются полностью возможности различных оценок кредитоспособности заемщика, что показал анализ двух заемщиков. Возможным выходом может являться установление лимитов кредитования по кредитным инспекторам, в пределах которых они могли бы сами решать вопрос о выдаче кредита. Если заявка превышает эту сумму, то после анализе ее инспектор должен обратиться к высшему руководству с обоснованием возможной выдачи кредита. Кроме этого в банке необходимо разработать технологию работы с просроченными кредитами, потому что если возникнет такая задолженность, банк будет к этому просто не готов. Можно также применять метод сложных процентов при выдаче кредита, что позволит банку сохранить свои средства, а заемщику снизить издержки. Применение простого процента тоже может быть различно для разных заемщиков. Использование ставки «кэп» дает определенные гарантии заемщику и может быть в следующий раз определяющим моментом для выбора им банка для получения кредита. В целом нужно сказать, что в банке просто необходима четкая организация управления кредитными операциями, которая позволит снизить рискованность ссудных операций и проводить кредитную политику банка во взаимодействии с другими операциями банка. Список литературы 1. Инструкция НБУ от 01.10.2005 №1 «О порядке регулирования деятельности банков». 2. Адибеков М. Г. Кредитные операции: классификация, порядок привлечения и учет. – М.: Консалбанкир, 2007. 3. Анализ экономической деятельности клиентов банка. / Под ред. Лаврушина О. И. – М.: Инфра-М, 2010. 4. Антипова О. Н. Контроль за рисками концентрации. / Банковское дело, №1, 2002. 5. Ачкасов А. И. Активные операции коммерческих банков. – М.: Консалбанкир, 2004. 6. Банковский портфель. Т.т. 1, 3. – М.: Соминтек, 2004 7. Банковское дело. / Под ред. Колесникова В. И., Кроливецкой Л. П. – М.: Финансы и статистика, 2008. 8. Банковское дело. / Под ред. Лаврушина О. И. М., Финансы и статистика, 2003. 9. Блумфильд А. Как взять кредит в банке. – М.: Инфра-М, 2007. 10. Борисовская М.А., Толыпина О.Н. Банковское дело. – М.: Экономика, 2004. 11. Гамидов Г.М. Банки и банковская система. – М.: Банковское и кредитное дело, 2010. 12. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи,, 2007. 13. Иванов В. В. Анализ надежности банка. – М.: Русская Деловая Литература, 2003. 14. Панова Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2008. 15. Поморина М. А. Управление рисками как составная часть процесса управления активами и пассивами банка. / Банковское дело, №3, 2008. 16. Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма. Сборник научных трудов. –ТюмГУ, 2002. 17. Роуз П. С. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. – М.: Дело, 2008. 18. Руководство по кредитному менеджменту. / Под ред. Эдвардса В. – М.: Инфра-М, 2010. 19. Суская Е. П. Оценка рисков банков при кредитовании юридических лиц. / Банковское дело, №2, 2002. 20. Суская Е. П. Управление ссудными операциями как составная часть банковского менеджмента. / Деньги и кредит, №2, 1998. 21. Толстолесова Л. А., Бабенко А. Б. Банковские риски и их регулирование. / Сб. научных трудов «Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма». – Тюмень: ТюмГУ, 1995. 22. Толстолесова Л. А., Микищенко А. А. Кредитные риски в деятельности коммерческого банка. / Сб. научных трудов «Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма». – Тюмень: ТюмГУ, 1997. 23. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М.: Все для вас, 1993. 24. Ширинская Е. Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. – М.: Финансы и статистика, 1995.
|