Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности редакторской подготовки учебного издания для профессиональной школы.
Подготовка учебных изданий для профессионального образования остается одной из самых острых проблем учебного книгоиздания. Из-за нехватки, а иногда и отсутствия необходимой учебной литературы техникумы и колледжи используют в своей практике школьные и вузовские учебники. Целевое назначение ближе к целевому назначению вузовской учебной книги, так как это уже ступень профессионального образования. Больше практического характера. Не общеобразовательный, а узкоспециальный. Методика изложения материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, нужных будущему специалисту соответствующего профиля деятельности. Задачи проф. школы – формирование специалистов, обладающих теоретическим и программным мышлением, знанием практической деятельности по избранной специальности. Условие подготовки специалистов – обеспечение их учебниками и учебными пособиями, максимально отвечающим современному уровню развития науки. Учебники эти подвержены большим изменениям. Они выпускаются меньшим тиражом, часто универсальным издательствами. Среди особенностей учебных изданий для проф.школы в отличие от общеобраз.школьных учебников - усиление профильной направленности и более подробный справочный аппарат, формируемые навыки и умения; от вузовского отличие -степень обобщенности теоретического знания, доступность изложения материала, практическая направленность (наличие практикумов по основным темам), более подробный справочный аппарат. Особенности уч.изд.для проф.шк: - преобладание практической направленности обучения профессии; - особенные типологические характеристики изданий для проф.шк. (особенности предмета, читательского адреса и целевого назначения); - постановка задачи формирования профессиональных навыков; - необходимость создания имиджа профессии и мотивации учащегося. Читат.адрес этой учебной литературы выдвигает все еще достаточно серьезные требования к доступности изложения учебного материала, что исключает употребление большого количества терминов.Терминосистема учебного издания для ПО должна отражать наиболее общие термины, без понимания которых невозможно использование профессиональной литературы, участие в профессиональной деятельности Строго обязательными элементами становятся: предисловие, раскрывающее логику изучения предмета, возможности получения дополнительной информации из других источников, поясняющее как работать с данным учебным изданием; заключения к отдельным параграфам, главам, разделам и к учебному курсу в целом, призванные помочь обучаемому суммировать полученные знания, обобщить их, сделать акцент на главном; библиографические материалы, указатели ресурсов Интернет и развернутая система ссылок; указатели терминов в учебных изданиях по предметам На реализацию основных принципов подготовки учебных изданий для СПО - практичности, лаконичности и доступности - должно быть направлено и формирование иллюстрационного ряда издания. В учебных изданиях для среднего профессионального образования иллюстрации несут не только информационную нагрузку, но должны пробудить интерес к предмету, посредством создания образности, а в целом должны быть направлены на формирование у студента представления о профессии и своем месте в социуме как специалиста и профессионала.
|