![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 13
1.Какой смысл вы вкладываете в понятия педагогика, воспитание, образование? 2.Когда возникла наука педагогика, что она изучает? 3.Как вы считаете, для чего специалисту пожарной службы нужно знать основы педагогики и изучать педагогику как научную дисциплину? 4.Перечислите, какие типы учебных заведений вы знаете? 5.Какова специфика университета как учебного заведения и его роль? 6.Когда возникла наука педагогика, что она изучает?
5. Учебно-методические материалы лабораторных занятий Курс психологии и педагогики не предполагает лабораторных занятий
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ связи с обширностью тем и количеством заложенных в курс знаний изучение значительной части теоретического материала дисциплины «Психология и педагогика» осуществляется студентами самостоятельно в соответствии с методическими указаниями программы дисциплины. На самостоятельное изучение выносятся те темы и разделы, которые рассматривались на теоретической части занятия недостаточно подробно, опираясь на предложенный список основной и дополнительной литературы предложенный в учебно-методическом комплексе дисциплины. При освоении курса должное внимание следует посвятить своевременному внесению новых понятий в словарь специальных терминов. Тема №1.Психология как наука. 1. История психологии. 2. Основные направления западной и отечественной психологии. При рассмотрении данных вопросов уделить внимание материалу, изложенному в главах и разделах рекомендуемой литературы, остановиться на психологических воззрениях в античную эпоху, средневекового периода и эпохи возрождения, развития психологии в XVII-XIX веках. Изучить место психологии в системе наук и основные направления в психологии. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Основные отрасли психологии. Методы психологических исследований. При рассмотрении основных направлений западной и отечественной психологии ХХ в. иметь представление о следующих научных подходах в психологии: бихевиористском, биологическом, когнитивном, психоаналитическом, гуманистическом, социально-психологическом, о западных и отечественных ученых-психологах. Тема №4 Эмоционально-волевые процессы и психические состояния 1. Эмоции и чувства. 2. Концепция Г. Селье. 3. Состояние адаптации и дезадаптации. стемы при значительном психическом и физическом напряжении, что наиболее характерно для периодов кардинальной смены условий деятельности и непо средственно связано с процессом адаптации. Стресс (от англ. напряжение, давление) – это вид функционального состояния психики и организма в целом, определяемый мобилизацией функциональных резервов для преодоления экстремального воздействия. Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые представляют содержание адаптации человека. Фазы стресса: стадия тревоги (шок и противошок), стадия сопротивления (резистентности) и стадия истощения.
Тема 5 Психология личности Современные концепции личности
Тема 6 психическая регуляция поведения и деятельности 1. Профессиональная адаптация. 2. Профессиональные деструкции. Тема 7 Общение и межличностные отношения 1. Установление контакта. 2. Приемы аргументации. 3. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Тема 8. Психология малых групп 1. Условия образования малых групп. 2. Групповые эффекты. Тема 9. Педагогика как наука 1. История педагогики. 2. Роль педагогических знаний, навыков и умений в профессиональной деятельности.
Тема 10 Сущность педагогического процесса 1. Непрерывное образование. Цели, содержание и структура. Закономерности обучения. 2. Основные теории и концепции обучения. 3. Проблема соотношения обучение и развитие. При изучении данных вопросов необходимо иметь преставление об основных теориях и концепциях обучения, реформировании образования на современном этапе, о целях, содержании и структуре непрерывного образования, его единстве с самообразованием. Необходимо уяснить, что непрерывное образование — это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание. Особое внимание уделить: - концепции обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; - концепции проблемного обучения; - концепции программированного обучения.
Тема 11 Сущность процесса воспитания 1.Эффективность применения форм воспитания, методы самовоспитания и особенности организации воспитательной работы в деятельности специалиста. Иметь представление о средствах всестороннего развития личности, взаимосвязи методов и средств воспитания. Знать определение категорий организационных форм воспитания. Рассмотреть классификацию форм воспитания: в зависимости от организации учащихся (массовая, групповая, индивидуальная); в зависимости от направления работы руководителя (организация познавательно-развивающей деятельности, нравственного, эстетического, трудового воспитания и т.д.)
Тема 12 Основы семейного воспитания и семейная педагогика 1.Документы, регулирующие правовое отношение семьи и государства. 2. Закон РФ о браке и семье. 3. Конвенция о правах ребенка.
Основная цель отработки данных вопросов – получить общее знакомство с проблемами семейного воспитания, с современными педагогическими тенденциями семейного воспитания и их особенностями. Иметь представление о конвенции о правах ребенка – как международном правовом документе, определяющим права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. Познакомиться с основными положениями конвенции.Иметь представление о семейном кодексе Российской Федерации, главе 1- семейное законодательство и ее основных статьях.
Тема 13 Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования 1.Методика совершенствования педагогического мастерства в вузе.
Вопросы, представленные к рассмотрению, завершают программу обучения по предмету, что требует осмысленного отношения к педагогической перспективе любого специалиста, основных путей совершенствования им педагогического мастерства, оптимизации управлением различных уровней образовательных систем.
|