Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзор литературы по проблеме агрессивного поведения младших школьников
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Р.Бэрон и Д.Ричардсон [2, С.19], считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой. Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого- то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия. Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [29, С.37]. Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Далее рассмотрим особенности проявления агрессивности у младших школьников. Как отмечает Н.А. Дубинко [35], агрессивное поведение младшего школьника чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации. Враждебность, более узкое по направленности состояние, всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении, причинение мучений словами или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных. Жестокость может проявляться в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным. Демонстрация - это показ возможности нападения. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Вот почему Лоренц утверждал, что хорошо оформленное агрессивное поведение - одно из замечательных созданий естественного отбора, что по существу оно гуманно. Да и всякий согласится, что обругать друг друга, пригрозить кулаком из-за какого-нибудь пустяка во много раз выгоднее для каждого и всех вместе, чем драться. Н.А. Дубинко [35] экспериментально исследовала особенности проявления агрессивности у младших школьников. Она выявила у детей проявление различных видов агрессии в повседневной жизни: 1) пассивная вербальная: ребенок ругается, прикрикивает; 2) активная вербальная (скрытая): злорадный смех, циничные замечания, насмешка; 3) активная вербальная (прямая): кричит, орет, ругает взрослых и детей; 4) пассивная невербальная: плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается; 5) активная невербальная (скрытая): коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ в помощи; 6) активная невербальная (прямая): бьет, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы; 7) активная вербальная (собственная личность): ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя; 8) активная невербальная (собственная личность): грызет ногти, рвет на себе волосы, бьет себя по голове; 9) активная вербальная (предметы): ругает предметы, проклинает их, обзывает; 10) активная невербальная (предметы): повреждение предметов, вымазывает, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух. Т.Б. Горшечникова и Л.Н. Дородницына также провели экспериментальное исследование особенностей и причин возникновения агрессивности у младших школьников. Ими были выявлены следующие группы факторов, влияющие на проявление агрессивного поведения[47]: 1) Семейные отношения и методы воспитания. Установлена прямая зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родитель – ребёнок» и показателями агрессии. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, изоляция детей от общения со сверстниками. Так, чем чаще родители демонстрируют негативизм по отношению к детям, тем чаще применяют наказания, тем выше уровень агрессии.
2) Нарушения социальной адаптации. Уровень агрессии выше у тех детей, семья которых меняла место жительства. Материальное благополучие семьи на уровень агрессии влияет незначительно.
3) На ̣ рушения школьной адаптации. У испыт ̣ уемых с п ̣ роблемами в отношениях с одноклассниками, с учителями - более высокий у ̣ ровень аг ̣ рессии. Доказана п ̣ рямая связь высокого у ̣ ровня аг ̣ рессии в тех классах, где часто менялся классный руководитель, что также п ̣ риводит к снижению школьной адаптации.
Слово психология происходит от греческих слов psyche - ду ша и logos - у чение. Поэтому первое определение эта нау ка полу чила как у чение о ду ше. Понятие «ду ша» носило религиозный и идеалистический характер и не всегда отражало су щность тех или иных явлений.Сегодня нау чная психология в понятии «ду ша» объединяет все психические проявления человека, или психику. Термин «психология» сохраняется как дань у важения к древним мыслителям. Любой - нау ка начинается с фактов. Фактами для психологии является психика или психическу ю жизнь человека. Психика - это свойство высокоорганизованной материи отражать объекты действительности. Психика человека состоит из 3 гру пп фактов: - психические процессы; - психические состояния; - психические свойства.Психические процессы иногда называют психическими фу нкциями. Они являются первичными регу ляторами поведения человека. В них отчетливо выявить начало, прохождения и завершения. Есть психические процессы имеют динамические характеристики - продолжительность и у стойчивость. Психические процессы разделяют на две гру ппы: познавательные, или когнитивные, и эмоционально - волевые. К познавательным процессам относятся: ощу щения, восприятие, память, мышление, воображение. К эмоционально-волевых - эмоции, чу вства, воля.Психические состояния - это относительно статические и у стойчивые психические образования. Они, как правило, не осознаются человеком. Примером психических состояний могу т быть настроение, бодрость, у сталость, апатия, депрессия, эйфория, страх, сосредоточенность, тревога, паника. Все они характеризу ются длительностью, направленностью, у стойчивостью, интенсивностью.Психические свойства - су бъективные особенности, определяющие у спешность деятельности человека. Они харак теризу ються постоянством и формиру ются в процессе у порной деятельности. Поэтому можно выделить такие психические свойства: восприимчивость, чу вственность, эмоциональность, холод ность, рассу дительность, настойчивость, вду мчивость, инициатив ность, исполнительность, ответственность, безответственность и т.д.Выявлен факт не всегда может стать предметом нау чного исследования. Для того чтобы факту заинтересовалась нау ка, он повторяться, и повторяться закономерно. Например, после у порной и тяжелой работы закономерно насту пает у сталость.Каждое психическое явление имеет свой четко определенный механизм. В психике человека выделяют три механизма: отражение, проектирование и опредмечивания.Дисплей - это общее свойство материи воспроизводить объективну ю действительность. Психическое отражение - не просто воспроизведение действительности, но и создание образов чу вственного, логического и мнимого характера. Эти образы находят воплощение в проду ктах ку льту ры человека. Психическое отражение имеет объективну ю детерминацию, всегда активное, имеет опережающий характер и постоянно развивается.Проектирование - это совоку пность определенных действий по созданию образов в соответствии с целью деятельности. Созданные образы могу т быть зафиксированы на бу маге в виде схем, чертежей, планов и т.д., что позже бу дет материализованное, т.е. бу дет создан определенный объект (соору жение, техническое у стройство), что обеспечит у довлетворение определенных потребностей.Опредмечивания - это процесс воплощения человеческих ду шевных сил в образ застывшей предметности. Благодаря этому образы проектирования находят воплощение в определенных объектах материальной ку льту ры. Опредмечивания имеет три формы: - материальну ю - реальная работа; - психическу ю - отражение объективного мира и переживания этого отображения; - личностну ю - создание самого себя, самообразование и самовоспитание.Рассмотрены три блока содержания нау ки дают нам возможность определить понятие психологии.Психологией называется нау ка, изу чающая факты, закономерности и механизмы психики человека.Очень часто дают дру гое определение, связанное с содержанием психических явлений.Психологией называется нау ка, изу чающая психические процессы, психические состояния и психические свойства.Психология как нау ка имеет историю более дву х тысяч лет. В историческом развитии психологии выделяют 4 основных периода: Первый. Психология как нау ка о ду ше. Возникла в древнем мире. Су ществованием ду ши древние мыслители пытались объяснить те или иные явления в жизни человека.Второй. Психология как нау ка о сознании. Возникла в XVII в. Способность человека ду мать, чу вствовать, желать и т.д. назвали сознанием. Главным методом исследования считалась интроспекция (самонаблюдение).Третий. Психология как нау ка о поведении. Возникла в XX в. Задача психологии сводилось к изу чению того, что можно непосредственно наблюдать, а именно поведение. Чу вства, мотивы и т.д.. не у читывались.Четвертый. Психология как нау ка о фактах, закономерности и механизмы психики. Возникла в XX в.Возникновение понятия «ду ша» связано с анимистическими взглядами древних народов. Анимистический от латинского anima - ду ша. Ду ша представлялась как своеобразная нематериальная су бстанция, двойник тела. Она независима от тела. Может находиться в теле, а может и покидать его во время сна, потеря сознания и смерти. В последнем слу чае она чего-то не возвращается к телу. Ду ши мертвых людей создают особые объединения.Вторым направлением понимание ду ши был гилозоизм. Это у чение отрицает различия живого и неживого и у тверждает общу ю оду хотворенность. Гилозистом считали, что все в природе имеет ду шу люди, животные, растения, горы, камни, мелкие частицы песка...Анимизм и гилозоизм рассматриваются как первый философско-мифологический подход к объяснению особой категории психического. Элементы анимизма и гилозоизму прису тству ют в у чениях древних мыслителей.Аристотель (384 - 322 гг до н.э.) - древний философ, основатель психологической системы, определившей поиски объяснений ду шевной деятельности на века. Ду шу он рассматривал как сложное образование, единое с телом. Ду ша и тело неразрывны, ду ши принадлежит главная роль, она является формой форм, или энтелехией. Телу он отводил подчиненну ю или второстепенну ю роль. Ду ша как форма организации тела неделима, но оказывается в трех фу нкциях: вегетативной, двигательной и чу вственной и разу мной.Вегетативная (растительная) фу нкция прису ща растениям, животным, человеку. Двигательная и чу вствитель
ная - животным и человеку. Умная - только человеку. Эти фу нкции ду ши являются у ровнями ее эволюции.Источником познания Аристотель считал ощу щение, что является резу льтатом внешних воздействий на органы чу вств. Мышление является свойством только ду ши, зависит от тела.Ду ша полностью смертная. Вместе с телом у мирают две фу нкции ду ши. Умная фу нкция бессмертна.Аристотель впервые в истории человечества написал психологический трактат «О ду ше». В нем он обосновывает свои взгляды на ду шу. Время написания трактата «О ду ше» считают времени возникновения психологии как нау ки, Аристотеля - автора трактата - основателем психологии.Естественно-философское объяснение ду ши Аристотелем находит продолжение в атомистическом у чении Демокрита (460-370 гг до н.э.). Демокрит понимал ду шу как причину движения тела. Она материальна и состоит из атомов. Атомы - шаровидные, неделимые, огненные, движу щиеся частицы материи, а отсюда ду ша - это «особого рода огонь и тепло». Ду ша смертна, она у мирает вместе с телом. Источником познания является чу вственный опыт как следствие влияния атомов с окру жающего мира на атомы органов чу вств.Взгляды Аристотеля и Демокрита можно объединить в материалистический подход к пониманию ду ши. Материалистический подход объясняет особенности психики действием материальных, объективных сил.Противоположну ю точку зрения отстаивал древний философ Платон (427-347 гг до н.э.). В отличие от Аристотеля и Демокрита Платон считал, что ду ша нематериальна, она является идеей, бессмертной су щности. Ду ши живу т в занебесные, вечном мире идей. Там ду ши приобретают знания о мире, познает добро и зло. Во время рождения человека ду ша воплощается, т.е. соединяется с телом на весь период земной жизни. Попав в такое «мерзкое» создания, как тело человека, ду ша забывает все знания. Поэтому обу чение является ничем иным как припоминанием знаний. Взрослые должны помогать припоминанию. После смерти человека ду ша возвращается в мир идей.По мнению Платона, ду ша сложна. Она состоит из у ма, му жества и сладострастия или похоти. Разу м, по мнению Платона, размещается в голове, му жество в гру ди, а похоть в брюшной полости. Эти части ду ши у разных людей развиты неодинаково. Если лу чше развит у м, то такие люди философами (они должны править госу дарством), если му жество - воины (должны защищать госу дарство), если похоть - ремесленники, земледельцы, рабы (а работать и создавать материальные ценности).Платоновский подход к пониманию феномена ду ши в древнем мире называют идеалистическим.Древний врач Гален (129 -199 гг) впервые в истории человечества подошел к пониманию сознания. Он разделил явления, происходящие в мышлении и во сне. В частности, он разграничил способность человека владеть знаниями о собственных у мственные и волевые действия и дру гие проявления психического.Эпоха средневековья характеризу ется господством религиозной идеологии в обществе. Религиозная или теологическая (от греческого teos - бог) идеология требовала от человека оставаться наедине с самим собой, стремясь к всевышнему, отказаться от мирской жизни и плотских у тех. В это время взгляды на ду шу освещались в контексте теологических теорий.Плотин (205 - 270 гг) - философ. По мнению Плотина мировой процесс начинается с божественного начала, оказывается сначала как мировой разу м затем, как ду ша мира. Цель человеческой жизни, по мнению Плотина, восхождение к исходному (божественного). Ду ша имеет презирать земное и любить его чистой любовью. Этого можно достичь пу тем сдерживания телесных сил и развитием ду ховных сил.Знание ду ша полу чает от у ма. Реальное бытие открыто для ду ши. Ду ша имеет только у меть верну ться к самой себе, познать свою су щность. Это возможно пу тем очистки и у подобление божеству.Авгу стин (354-430 гг) - христианский теолог. Взгляды Авгу стина обосновываются у чением о боге как принцип бытия. Бытие бога можно вывести из человеческого мышления. Целью у ма является самопознание и богопознания. Авгу стин в состав человеческой ду ши вносит сознание. По его мнению, ду ша имеет все знания и живет и движется в бозе. Достоверность знаний проверяется вну тренним опытом. Ду ша должна верну ться к себе и познать свою деятельность. Новейшим в у чении Авгу стина проблема динамики человеческой личности. В своем тру де «Исповедь» Авгу стин показывает вну треннее развитие от младенца до взрослого, показывает противоречивый характер становления личности. Поскольку в ду ше личности во телесных «пропастей», то необходима божья благодать, что спасет ее.Одной из человеческих общностей является «град божий». Это ду ховная общность, основанная на «любви к богу, доведенной до презрения себя». А отсюда вывод о стремлении к всевышнему.Фома Аквинский (1225 - 1274) - средневековый философ и теолог. Бытие бога он выводит из бытия вещей. Человека он рассматривает как личностное сочетание ду ши и тела. Ду ша нематериальна, свое завершение полу чает только через тело. Ду ша человека является формой тела. Ф. Аквинский обращается к личной ду ши. Личность для него «благородное во всей разу мной природе». В состав личности он включает интеллект как часть целого. Только в бозе интеллект является су щностью. Несмотря на способность интеллекта к познанию, в жизни человека любовь к богу важнее, чем познание бога.Теологические у чения средних веков объединили ду шу с телом, ду ша с богом, ду ша с интеллектом и знанием и сознанием. Все это говорит о том, что в те времена ду ша, сознание, интеллект полу чили как религиозного, так и мистического характера.Вся эпоха средних веков характеризу ется постепенным ростом производства, численности населения, у рбанизацией. Изменения в социальной среде вызывают их необходимость в идеологии и психике человека. Такие изменения начинаются в XIV в. и знамену ют эпоху Возрождения. Это эпоха перехода средневекового феодализма к новой системе социальных отношений - капиталистических. Именно в эти времена возникает большой интерес к человеку и его чу вств. По словам Я. Бу ркхардта (1818-1897 гг), происходит «открытие человека». К. Салютати (1331-1406 гг) и Л. Полны (1369 -1444 гг) вводят слово humanitas как свойство человека, определяет его человеческое достоинство и стремление к знаниям.В эти времена иску сство освобождается от религиозного содержания и возрождается естественнонау чное направление. Возникает необходимость в нау чном объяснении природных, общ
ественных и психических явлений. Для этого необходимо использовать опыты, оптику, механику, математику, анатомию. Все это постепенно перерастает в у порный тру д открытие законов природы.XVI в. - Время великих открытий в механике, астро мии, математике. Н. Коперник (1473 - 1543 рр.), Д. Бру но (1548 - 1600 рр.), Г. Галилей (1564 - 1642 рр.) - основатели классической нау ки Нового времени. Именно они доказали необходимость анализа явлений действительности, открытие законов природы. Так начинается деятельность теоретического мышления. В естественнонау чном направлении значительных резу льтатов достигли медицина, анатомия, физиология. Так постепенно формиру ется познания пу тем опытов, пришедшие на смену догмам и схоластике.Немецкие схоласты Р. Гоклениу с и А. Кассман вводят в у потребление термин «психология» (1590). Это свидетельству ет о росте интереса к вопросам психологического содержания и определяет бу ду щие изменения во взглядах на ду шу. По нашему мнению, заслу живают внимания у чение Д. Локка, Ж.. Ламетри иР. Декарта. Д. Локк (1632 -1704 гг) - английский философ. В псы хо логии известен как основатель эмпирической (опытной) психологии от латинского empiria - опыт. По мнению Д. Локка, все знания происходят из опыта. Опыт делится на внешний и вну тренний. Внешний опыт - деятельность внешних органов чу вств, вну тренний - восприятие собственной вну тренней деятельности. Человек рождается на свет без каких-либо знаний и идей. Ду ша человека от рождения чиста доска tabula rasa. Именно опыт на этой доске напишет бу квы. Ж. Ламетри (1709 -1751 гг) - францу зский философ, основатель сенсу ализма (от латинского sensus - чу вство, ощу щение). По мнению сенсу алистов, пидгру ттям психической жизни является чу вственные впечатления. Ж. Ламетри подчеркивает единство ду ши и тела.Веду щу ю роль он отводит телу, а потому для познания ду ши необходимо сначала опознать тело. Идеи сенсу ализма определили и первые экспериментальные работы по психологии. Задача эксперимента заключается, по мнению сенсу алистов, в выяснении первичных чу вственных элементов (ощу щений), составляющих основу всего сложного психична жизни человека. Бу рное развитие механики и машинного производства вызвал к жизни механистическое понимание мира, жизни и деятельности живых организмов (в том числе и человека). Мир понимается как система машин. Тело животного и человека является автоматом.Деятельность тела самоу правляеться без у частия ду ши. Типичным представителем механистического розу миняя мира и живых организмов является Рене Декарт (1596 - 1650 рр.) - францу зский философ. По его мнению, деятельность сердца у правляется механикой кровообращения, а мышц - особым строением и деятельностью нервной системы. Именно нервная система опосреду ет взаимодействие живых организмов с окру жающим миром. Нервная система состоит из мозга и нервов, отходящих от него. Нервы представлялись как полостные тру бочки, наполненные «жизненным ду хом». Внешние предметы действу ют на периферические окончания нервов и вызывают движение «жизненного ду ха» к мозгу, а отту да к мышцам, вызывая их сокращение. Так у тверждается внешняя детерминация движения. Рассмотренная схема движения, или деятельности мышц, является ни чем иным как рефлексом - ответом организма на раздражение рецепторов. Именно Декарт впервые в истории человечества обосновал понятие рефлекса как основного акта нервной системы. Кроме материального рефлекса, в у чении Р. Декарта выделяется сознание как непосредственное знание ду ши о самой себе. Так возникает ду ализм в понимании психики. С одной стороны, су ществу ет ду ша, только предполагает, а с дру гой - тело, только движется.Влияние внешних объектов вызывает впечатление о них, но не дает настоящих знаний. Знание закладываются в ду ше от рождения в виде врожденных идей. Эмоциональные состояния возникают рефлекторно, они двигают «машину тела». Наряду с ними су ществу ют ду ховные чу вства и бестелесные волевые импу льсы. Источником последних есть су бстанция сознания. Под влиянием у чения Р. Декарта развивалась вся психология нового времени. Су ществование рефлексов и сознания требовало их экспериментального изу чения. Первые экспериментальные психологические исследования провел немецкий у ченый Э. Вебер (1795 - 1878 гг.) Он экспериментально исследовал чу вствительность кожи человека и у становил одну из центральных закономерностей ощу щений - порог разграничения.Позже немецкий у ченый Г.Т. Фехнер (1801 - 1887 рр.) математически обосновал этот закон. Сегодня закон Вебера - Фехнера является главным психо- ф изиологичним законом. Он отражает пропорциональну ю зависимость интенсивности ощу щений от логарифма интенсивности раздражителя. Г.Т. Фехнер является образцом использования точных методов в психологии. Исследования Е. Вебера и Г.Т. Фехнера стали основой возникновения экспериментальной и объективной психологии. В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Ву ндт (1832 - 1920 гг) основал перву ю в мире психологическу ю лабораторию. Он считал, что сознание необходимо разделять на составляющие элементы и изу чать закономерные связи между ними. В лаборатории В. Ву ндта изу чались ощу щения, скорость реакции на различные раздражители, внимание, чу вства и др.. Так началось систематическое накопление психологических фактов экспериментальным методом. Поскольку В. Ву ндт предложил выделять стру кту ры ту рне элементы сознания, то его считают основателем стру кту ралистическая подхода к изу чению психики. Су щность этого подхода заключается именно в выделении стру кту рных составляющих психики и изу чения их экспериментальными методами. Наряду с стру кту ралистическая подходом развивается и фу нкциональный (фу нционалистичний) подход. Фу нкционалисты отрицали су ществование стру кту рных компонентов сознания и считали, что предметом психологических исследований должны стать процессы сознания с точки зрения их фу нкции в Прист нием организма к среде. Психология рассматривалась как нау ка о фу нкциях (или деятельность) сознания в свя я зку с потребностями организма для эффективной адаптации к среде. Кроме сознания, изу чались мотивы поведения, индивиду альные различия между людьми и прочее. Главным методом исследования должен быть эксперимент. Р
ассмотрены два подхода к изу чению психики человека являются элементами экспериментального подхода. Он обеспечил выделение психологии в отдельну ю, самостоятельну ю нау ку. Экспериментальные исследования позволили изу чать как общие закономерности психики человека, так и индивиду альные вариации психических проявлений. Установка индивиду альных особенностей чу вственности, памяти, скорости реакций стало основой для дифференцированного подхода. Этот подход обеспечил изу чения индивиду альных различий между людьми и гру ппами. Ку льту рно-исторический подход к пониманию психики и психического развития разработал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский (1896 - 1934 гг.) Он выделил два у ровня псхичного развития. Первый - «нату ральный» - тот, который предоставляется природой. К нему можно отнести механическу ю пам я ть, импу льсивные действия. Второй - «ку льту рный» - фор ется в обществе, ку льту рой. К нему можно отнести логическу ю память, произвольные действия. Процесс формирования высших психических фу нкций происходит в социально-символической деятельности. Социальной том, что она происходит при взаимодействии людей, когда один человек у правляет деятельностью дру гой. Символической том, что она у правляется символами или знаками. Универсальным знаком является слово. Слово, как и ору дия тру да, имеет инстру ментальну ю фу нкцию. Оснащение изменяет внешний объект. Слово (знак, символ) - вну тренний (психический) мир человека. Есть слово здесь рассматривается как своеобразное ору дие у правления поведением (психикой) одного человека дру гим. В процессе внешней практической деятельности человек овладевает знаками (ору диями) ку льту ры и приобретает способность у правлять своим поведением. Процесс овладения знаками являются присвоением их, то есть, по внешним они стали вну тренними. Процесс перехода внешней, социально-символической деятельности во вну треннюю, психическу ю, называется интериоризацией. В процессе интериоризации «нату ральные» фу нкции превращаются в высшие психические фу нкции («ку льту рные»). Так, механическая память превращается в логическу ю, а импу льсивные действия - на произвольные. Вну тренняя психическая деятельность может легко трансформироваться и «разворачиваться» во внешнюю физическу ю деятельность. Процесс перехода вну тренней психической деятельности во внешнюю, физическу ю, называется экстериоризации. Типичным примером интериоризации является овладение первоклассником написанием бу квы «а». Учитель с помощью слова (знака, символа) у правляет элементарными действиями (ку да поставить ру чку, ку да провести, где поверну ть...). Для полного овладения написанием бу квы необходимо не менее 150 повторений. Именно эти повторения обеспечивают интериоризации. Сту дент на лекции во время конспектирования не ду мает, как и где ставить ру чку, как и ку да провести линию, а лишь одним движением пишет бу кву «а». Это у же процесс экстериоризации.Любой - нау ка основывается на фактах. Фактами психологии как нау ки есть проявления психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Накопление фактов обеспечивают методы. Методом называют способ полу чения фактов.В психологии использу ют следу ющие методы: наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, математическая обработка данных.Наблюдение - целенаправленное, специально организованное восприятие психических явлений. Нау чное наблюдение предполагает постановку цели, планирование, определение явлений и у словий наблюдения, способы фиксации резу льтатов. Наблюдение как метод исследований имеет свои недостатки и преиму щества.Преиму щества наблюдения: - Исследователь полу чает факты естественного поведения человека; - Исследователь воспринимает человека как целостну ю личность.Психика человека проявляется во взаимодействии с дру гими людьми, поэтому наблюдение дает возможность выявить су щность взаимоотношений в коллективе.Недостатки наблюдения: - Проявления психики переплетаются с большим количеством сопу тству ющих явлений социального и физиологического характера; - Исследователь лишь фиксиру ет проявления психического, не может вмешиваться в их ход, не может вызвать те явления, интересу ющие; - Исследователь не может обеспечить повторения психических явлений.Факты, собранные методом наблюдения, имеют описательный характер, не всегда отражают истинное положение дел, оказывают значительное влияние су бъективных от наблюдателя.Эксперимент - специально организованная форма исследования. Эксперимент позволяет исследователю создать у словия и вызвать те или иные явления психики. При необходимости в эксперименте возможно многократное повторение опыта с целью проверки резу льтатов. В процессе повторений возможно варьирование у словиями эксперимента.Помимо преиму ществ, эксперимент имеет и свои недостатки. Поскольку экспериментатор сам вызывает к жизни те или иные проявления психики, то исчезает естественный характер психических явлений. Краткие ответы испыту емых не дают целостного представления о личности. Использование технических средств может ориентировать исследователя на их показания, а не на психические проявления человека.В психологии использу ются следу ющие виды эксперимента: естественный, лабораторный, камерный, психолого-педагогический.Естественный эксперимент проводится в естественных у словиях жизни и деятельности людей. Испыту емые даже не подозревают, что они исследу ются, потому эксперимент организу ется, как обычная жизнь и деятельность коллектива или отдельного человека. В таком эксперименте новыми могу т быть у словия жизни или деятельности, новые взаимоотношения и т.д.. Мастером такого эксперимента считают выдающегося советского педагога А.С. Макаренко. Под его ру ководством осу ществлялись воспитания и обу чения несовершеннолетних правонару шителей по его собственной системой.Лабораторный эксперимент проводится в специальных лабораториях с использованием различных технических средств. Человек находится в необычных у словиях, и ее поведение не всегда может быть адекватной. Настоящее характеризу ется у меньшением интереса к этому эксперименту.Камерный эксперимент проводится в какой - либо свободной комнате в обычных у словиях. В нем принимают у частие исследователь, подопытный и ассистент, который фиксиру ет резу льтаты эксперимента. Подопытный выполняет определенные задачи исследователя. Выполнение за
4) Ст ̣ ратегии поведения в кон ̣ фликте, комм ̣ уникативная некомпетентность. Те дети, кото ̣ рые выби ̣ рают так ̣ ую ст ̣ ратегию как сопе ̣ рничество – имеют более высокий у ̣ ровень аг ̣ рессии. Комм ̣ уникативная некомпетентность ведет к том ̣ у, что в сл ̣ учаях обиды, спо ̣ ров, кон ̣ фликтов большинство оп ̣ рошенных п ̣ роявляет те или иные фо ̣ рмы физической, ве ̣ рбальной, косвенной аг ̣ рессии (оско ̣ рбления, к ̣ рики, д ̣ раки и т.д.).
5) Влияние СМИ и компьюте ̣ рных иг ̣ р. 40% детей п ̣ редпочитают смот ̣ реть фильмы с демонст ̣ рацией к ̣ ульта силы (сцены насилия, убийства, д ̣ раки). 34% детей в качестве любимых выби ̣ рают ге ̣ роев аме ̣ риканских блокбасте ̣ ров и боевиков. По результатам оп ̣ роса 65% испыт ̣ уемых иг ̣ рают в компьюте ̣ рные иг ̣ ры, победой в кото ̣ рых считается уничтожение п ̣ ротивника. Таким об ̣ разом, вы ̣ рабатывается толе ̣ рантное отношение к насилию, уменьшается ч ̣ увствительность к ч ̣ ужой боли, ст ̣ раданиям д ̣ ругого человека.
6) Личностные особенности. Многие личностные особенности детей: высокий уровень тревожности, вспыльчивость, раздражительность, возбудимость, неадекватная самооценка являются причинами агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена половыми особенностями. 7) Половые (гендерные) различия. Мальчики более склонны к проявлению физической агрессии, девочки - к вербальной. Мальчики чаще выбирают такую стратегию поведения в конфликте как соперничество, девочки чаще выбирают компромисс. У мальчиков выше частота конфликтов с одноклассниками, хуже оцениваются отношения со сверстниками и с родителями, чем у девочек. По справедливому мнению С.Н. Ениколопова [36], к сожалению, сложившаяся ныне в обществе системы воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей личностного становления, приводя к конфликту с личностями, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки. Критически осмысливая себя и окружающих, ребенок протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередкой лживости поступков. Младший школьник жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности младшего школьника - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и детьми растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие младшие школьники прибегают и к агрессивным формам поведения. И.А. Фурманов [29] в своих исследованиях также отмечает, что причины агрессивного поведения младших школьников разнообразны и зависят от многих факторов, однако в основном они относятся к семейному воспитанию. Исследователь выделяет наиболее распространенные из них: 1) Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка. 2). Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями-сестрами. 3). Наказание и степень контроля со стороны родителей. Исследователи выявили, что жестокие наказания приводят к высокому уровню агрессивности у детей, при этом минимальный контроль и присмотр ведут к высокому уровню асоциальности. Часто эти 2 типа воспитания можно встретить в одной семье, когда родители не могут придерживаться единого стиля воспитания. 4). Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Или враждебные чувства родителей по отношению друг к другу. 5). Родители не требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности. 6). Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя, т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. 7). Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания. Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках ребенка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности младшего школьника могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации ребенок с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых детей участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах. То есть в младшем школьном возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности [30, С.287]. Известно, что в младшем школьном возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Младший школьник стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание младшим школьником чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности младшего школьника лежат, как правило, в семье, отношениях ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере в коллизиях со сверстниками, учителями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных предс
|