![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы обучения умо реб дошк возраста, их характеристика. Основные принципы построения занятий в специальных дошкольных учреждениях.
Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения умственно отсталых детей и организации в этих целях их самостоятельной деятельности. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Однако и сами методы, и их сочетание видоизменяются и дополняются в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей. Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. И те и другие применяются в специальной дошкольной педагогике. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами. Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события и т.п. Наглядные методы - наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка. Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практических и познавательных задач, организация дидактических игр и др.). Как в общей, так и в дошкольной олигофренопедагогике ни один из этих методов не выступает изолированно. Они используются в сочетании. Соотношение методов на каждом данном этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем. Принципы построения занятий. Специфика обучения в специальных дошкольных учреждениях заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы, но и в самой организации учебного процесса. Рассмотрим принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.На I году обуч умо дет (дети 5 г жизни) мо/ продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде д-ти не более 5 мин. Поэт смена предметов, кот дет рассм или с кот действуют, или смена самих действий должна происходить каждые 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается - одно занятие может длиться 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правильной организации коррекционно-воспитательной работы, становится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже достаточно длительно заниматься одним видом деятельности (7-10 мин) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познават, мыслит, речевой хар-р. В др случ, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью – 10-15 мин. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состоять из 2—3 различных заданий. По мере обучения количество времени на каждый вид д-ти увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается. Другим принципом построения занятий является повторяемость программного материала. Умо дет требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия д/ строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происх в новых ситуациях и на новых предметах. Это необх, с 1 стороны, для того, чтобы у дет не пропадал интерес к занятиям, а с др - для формир переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Формирование переноса, может быть также проиллюстрир на материале элементарных математических представлений. В программе по формированию элементарных математических представлений на I году обучения в разделе «Величина» есть требования учить детей различать предметы по величине. Первоначально различение предметов по величине формируется у умственно отсталых детей в действиях с дидактическими игрушками и в предметно-игровой деятельности. Сначала ребенку дают задания, в которых он вынужден учитывать величину предметов, ориентироваться на нее. Напр, на одном занятии дети учатся складывать матрешку, на следующем - стов, обследующих детей, входит отграничение умственного недоразвития как основного дефекта, которое может сопровождаться дефектами анализаторов, от интеллектуального отставания вторичного характера. Это возможно лишь при комплексном обследовании ребенка всеми специалистами. Большое внимание уделяют органы образования и здравоохранения профилактике неуспеваемости и своевременному выявлению детей с отклонениями в развития. С помощью медицинского и психофизиологического обследования выявляются дети «группы риска», которые не готовы к школьному обучению по состоянию здоровья (с отставанием физического развития, с функциональными отклонениями, с хроническими заболеваниями), Этим детям оказывается своевременная медицинская помощь. При психофизиологическом исследовании устанавливаются способность анализировать и синтезировать полученную информацию, уровень развития второй сигнальной системы, состояние двигательной сферы. Дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологическим показателям, подлежат временному отводу от поступления в школу. С ними проводятся специальные педагогические занятия, родителям даются необходимые рекомендации. В тех случаях, когда устанавливается явная умственная отсталость, дети направляются на медико-педагогические комиссии и ПМПК, комплектующие специальные коррекционные учреждения для этих детей. Комплектование групп специализированных детских садов. В специальных ДОУ для детей с умственной отсталостью различных ведомств комплектование групп проводится по-разному. В специальные ДОУ Министерства образования, в которые принимаются дети с лёгкими степенями умственной отсталости (олигофрения в степени дебильности) в основу комплектования положены 2 принципа: возрастной и опыт педагогической работы с такими детьми. Название групп определяет год обучения детей по программе специального дошкольного образовательного учреждения: группа первого года обучения и т.д. Каждая группа укомплектована детьми только одного возраста. Количество детей 10-12 человек. На занятиях с дефектологом группа делится на подгруппы по степени успешности обучения. Группы формируются в течение первого месяца после момента поступления детей (сентябрь). В специальные дошкольные группы Министерства здравоохранения (например, в психонеарвлогических санаториях) дети при поступлении сразу распределяются в имеющиеся группы: младшую, среднюю, старшую и подготовительную. Количество детей в группе – до 16. Трудность работы заключается в возрастных особенностях детей. Традиционным вариантом комплектования стало распределение детей возрастной группы на подгруппы по степени выраженности интеллектуального дефекта (олигофрения в степени дебильности или имбецильности). Подобное комплектование не только упрощает процесс образования, а следовательно повышает его качество, но и позволяет эффективнее проводить подготовку детей-дошкольников к обучению в школе, с учётом выдвигаемых в ней требований к поступающим. Тем более, что в каждой группе есть диагностическая подгруппа, где определяются основные направления коррекционно-реабилитационной учебно-воспитательной работы с каждым ребёнком.
|