Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы организации трудового обучения в коррекционной школе






Форма обучения - это определенное организационное оформле­ние учебного процесса. Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида организуется в различных формах. Это учебные занятия, экскурсии, производственная практика, общественно полезный труд и кружковая работа. В младших классах основной формой трудового обучения явля­ются уроки ручного труда. Они проводятся два учебных часа в неделю, причем возможна спаренная организация уроков. Для любого урока характерны следующие особенности, отличающие его от других организационных форм обучения. Это наличие постоянной группы учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Преимущества урока как формы организации трудового обучения состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования общетрудовых умений учащихся, двигательных приемов труда, стимулирует другие виды деятельности, в том числе внеклассную. Кроме того, урок трудового обучения позволяет эф­фективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Типы уроков трудового обучения. Уроки трудового обучения раз­личаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими. Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими. Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.

В младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида теоретические уроки не проводятся. Такие занятия организуются в процессе профессионально-трудового обучения школьников. В I - III классах наиболее распространены комбинированные и практические уроки.

На комбинированных занятиях теоретическая часть может быть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими и технологическими сведениями (изучению устройства орудий тру­да, знакомству со свойствами материалов) или формированию умений правильно ориентироваться в заданиях и планировать предстоящую работу. Теоретический материал в этом случае изу­чается небольшими частями, и если он связан с последующей практической работой, то это наилучшим образом влияет на его усвоение.

На практических занятиях учащиеся усваивают новые элемен­ты трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, разви­вают самостоятельность в труде. Поэтому практические занятия можно подразделить на комплексные практические работы, прак­тическое повторение и самостоятельные работы.

Другой наиболее часто используемой формой организации трудового обучения в младших классах специальной школы является экскурсия. Экскурсия - это особая форма занятий, связанная с наблюдением за окружающими предметами и явлениями. Программой по труду предусмотрено несколько экскурсий на природу и в школьные мастерские. Они, как правило, проводятся в начале изу­чения темы, служат для подготовки учащихся к восприятию но­вого учебного материала. Экскурсии в мир природы проводятся с целью накопления зна­ний учащихся о природе, а также сбора материала для изготовле­ния поделок. Посещение школьных мастерских помогает учителю рассказать о профессиях, которые получают ученики в старших классах.

Таким образом, урок труда и экскурсия являются двумя основными формами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Однако для более эффективной организации трудового обучения необходимо сочетать учебную и внеклассную работу. Внеклассная работа в структуре педагогического процесса вообще занимает особое место и имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывает дополнительные воз­можности для формирования таких ценных, социально значи­мых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность, помогает выявлению и развитию творческих способностей детей. В рамках трудово

Учебный кинофильм – одно из наиболее наглядных средств обучения естествознания. Велика роль кино в создании у учащихся естествоведческих представлений и понятий. Может так же служить наглядным пособием для изучения таких явления, которые показать другими средствами почти невозможно (добыча полезных ископаемых, можно так же демонстрировать отличие видов почв друг от друга). Демонстрировать фильм можно выборочно, т.е. кадр задерживается столько времени, сколько требуется учителю для обозначения того, что изображено. Можно демонстрировать фильм с выключенным звуком. Для показа объекта в движении рекомендуется применять «немые» кинофильмы ил выключать звук. Иногда для достижения целей обучения необходим только 1 кадр из фильма, поэтому его повторяют несколько раз. Показ фильмов целесообразен в конце изученной темы, для закрепления, углубления, повторения, расширения полученных знаний. Умственно отсталые дети быстро утомляются, поэтому важное значение имеет длительность показа учебного кинофильма. В младших классах -15 минут, в старших – 20-25. До просмотра кинофильма необходима беседа, в ходе просмотра вопросы и комментарии учителя с целью привлечения внимания учащихся к главному и наиболее важному в познавательном отношении материалу.

Практические методы – это сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем. Применение практических методов связано с активной деятельностью рецепторов и анализаторов учащихся, с развитием их общей трудовой активности. Задания для выполнения практических работ, особенно ценны в учебно-воспитательном отношении. В них содержатся вопросы, задачи, которые необходимо решить и есть возможность применить полученные ранее знания. К видам практических методов относят: - работу по распознаванию и определению природных объектов, - наблюдение с последующей регистрацией явлений, - эксперимент.

Выбор метода обучения в преподавании курса неживой природы не может быть случайным, должен производиться при соблюдении двух важнейших педагогических требований: соответствовать учебному материалу и возрастной психике детей.

55. Методика преподавания блока «Живая природа».

Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «живая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». В разделе живая природа изучаются: растения, животные, человек. Ведущее место в изучении данного раздела занимают словесные методы: рассказ, объяснение (чёткое изложение учебного материала на основе анализа фактов, с обязательной формулировкой вывода), инструктаж к проведению практической работы (специфический для биологии метод. Инструктаж должен быть точным и кратким). В пределах словесных методов часто используется беседа (вводная, объясняющая и обобщающая). Полезным приёмом служат вопросы учителя, предлагаемые по ходу изложения нового материала. Эти вопросы имеют целью опереться на имеющиеся знания, высказать свою точку зрения, своё мнение с использованием специальной терминологии. При использовании любого из словесных методов очень важно обращать внимание на культуру речи учащихся. Возможно написание рефератов на заданную тему. Наглядные методы. Применение наглядных методов развивает активность и мышление учащихся. Метод демонстрации: опыты, натуральные объекты и изобразительные пособия. Демонстрация натуральных объектов (например, чучел животных) имеет особое значение, поскольку даёт объективную информацию о внешнем виде объекта. Коллекции насекомых. Гербарии. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности. Живые объекты природы - это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к услови­ям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения. При работе с коллекцией насекомых ведущим методом являет­ся наблюдение. При работе с гербарием ведущей формой обучения служит прак­тическая работа. Учебный кинофильм – одно из наиболее наглядных средств обучения естествознания. Велика роль кино в создании у учащихся естествоведческих представлений и понятий. Может так же служить наглядным пособием для изучения таких явления, которые показать другими средствами почти невозможно. Демонстрировать фильм можно выборочно, т.е. кадр задерживается столько времени, сколько требуется учителю для обозначения того, что изображено. Можно демонстрировать фильм с выключенным звуком. Для показа объекта в движении рекомендуется применять «немые» кинофильмы ил выключать звук. Иногда для достижения целей обучения необходим только 1 кадр из фильма, поэтому его повторяют несколько раз. Показ фильмов целесообразен в конце изученной темы, для закрепления, углубления, повторения, расширения полученных знаний. Умственно отсталые дети быстро утомляются, поэтому важное значение имеет длительность показа учебного кинофильма. В младших классах -15 минут, в старших – 20-25. До просмотра кинофильма необходима беседа, в ходе просмотра вопросы и комментарии учителя с целью привлечения внимания учащихся к главному и наиболее важному в познавательном отношении материалу. Практические методы – это сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем. Экскурсии применяются с большим успехом в преподавании биологии. Проведение естествоведческих экскурсий в коррекционной школе 8 вида станет важнейшим и эффективнейшим средством формирования у учащихся правильных и четких представлений при соблюдении ряда методических требований. В плане экскурсии предусматривается учебная и воспитательная цель работы, указываются объекты и явления, которые станут предметом изучения, намечается конкретная система вопросов и практических заданий классу. Тут же следует указать, какая работа будет проведена по оформлению данных экскурсий. Перед проведением экскурсии для изучения объектов на местности нужно выяснить и уточнить представления учеников об этих объектах. Эффективность экскурсии во многом зависит от педагогически правильного руководства наблюдениями детей за объектами и явлениями. Особенно важен этот момент в корр.шк, т. к. умственно отсталые детей наблюдаются известные недостатки в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т. е. восприятие в данный момент значительно меньшего количества объектов нению понятий состоит, прежде всего, в обогащении запаса представлений, разнообразии упражнений и методов обучения, особенно в отношении взаимодействия различных анализаторных систем и взаимной компенсации их. Большое значение при этом придается активизации всех этапов обучения и всех видов упражнений. Первостепенное значение приобретают общедидактические принципы доступности и посильности обучения. Умственно отсталые дети медленнее и труднее усваивают все понятия, а особенно отвлеченные и научные. Предметные, наглядные, конкретные понятия более доступны таким детям и соответственно должны быть базой для обучения и посильного развития их интеллекта. В процессе работы необходимо обратить внимание детей на связь единичного географического понятия с общим понятием (Ташкент - город; Тянь-Шань - горы, Сырдарья - река). Формируя географические представления и понятия, учитель, опираясь на опыт, наблюдения учащихся, применяет различные наглядные пособия, выявляющие основные свойства предметов. Таким образом, чувственное познание осуществляется или путем непосредственного восприятия предметов и явлений, новых для учеников, или «а основе прошлого чувственного опыта, то есть путем припоминания того, что воспринималось раньше. В процессе формирования географических понятий необходимо соблюдать следующие этапы: 1) показ учащимся наглядных предметов, их макетов, рисунков, схем, чертежей и т. д.; 2) повторение предыдущего материала, который будет использован при изучении нового. Раскрывая, например, понятие «река», учитель предлагает вспомнить течение воды в реке, берега реки, передвижение транспорта по реке и т. д. Психологи отмечают, что в целях правильного обобщения необходимо, чтобы учащиеся могли сравнивать не менее 2-3 предметов, изображенных на карте или картинах для установления сходства и различия между ними. Сравнение создает основу для двух последующих операций: установления общих признаков для ряда явлений, т. е. обобщение их, и выяснения того, как могут варьировать явления, охватываемые данным понятием. Подводя учащихся на основе сравнения однородных объектов к правильному обобщению их существенных признаков, учитель обеспечивает усвоение учащимися общего понятия. Устанавливая с помощью карты, картин, художественных описаний различий между изучаемыми объектами по величине, географическому положению, учащиеся усваивают главные особенности конкретных объектов. Таким образом усваивается необходимый минимум единичных понятий. После формирования представлений и понятий учащихся подводят к определению. Определение — это раскрытие содержания понятия. В определении содержится указание наиболее существенных признаков предметов и явлений, охватываемых данным понятием, раскрывается отношение его к другим, более общим понятиям. В определении фиксируется наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием. Всякое понятие может быть выражено словами. Работа над понятиями во вспомогательной школе всегда должна сопровождаться обогащением словарного запаса, географическими терминами, развитием связной речи. Учителю рекомендуется на уроках неоднократно возвращаться к одному и тому же понятию, обогащая его новым содержанием, углубляя и расширяя в сознании учащихся. В формировании географических понятий большая роль отводится закреплению полученных знаний при проведении практических работ, опытов, на уроках при обобщении изложенного учебного материала. Таким образом, процесс формирования географических понятий можно изобразить следующей схемой: Ощущения → восприятия → представления → понятия → определения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал