Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности финансового прогнозирования на предприятии
Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем. Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании. Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования: 1. Составление прогноза продаж. 2. Составление прогноза переменных затрат. 3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж. 4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств. Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них - бюджетный метод - основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Второй метод - «метод процента от продаж» или «метод формулы». Данный метод основан на следующих предположениях: 1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, кстати, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки. 2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п. 3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность реализованной продукции) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды). Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами — это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования. 9.3 Бюджетирование – метод управления ресурсами предприятия Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели. Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий период времени. Разработка бюджета включает в себя четыре основные этапа (рис. 1): Ø постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета; Ø анализ и обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей экономической деятельности предприятия, формирование проекта бюджета; Ø оценка проекта бюджета; Ø утверждение бюджета. Схема 1 - Схема разработки и реализации бюджета
Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета: 1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период. 2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями. 3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности. 4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями. 5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии. На предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): · По методу " сверху вниз" (break-down) руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений. · Метод " снизу вверх" (build-up) подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета. Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы: - основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет денежных средств, расчетный баланс) – предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса и для выполнения всех управленческих задач стоящих на предприятии - операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и пр.) - вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных затрат, кредитный план и пр.) Операционные и вспомогательные бюджеты необходимы для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. - дополнительные бюджеты (специальные) (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных программ и пр.) – необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей налогообложения.
|