![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Земельные отношения и формирование земельного рынка.
Земля как товар – это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности и имеющий определенные качественные и количественные характеристики. Цена на землю выступает как капитализированная рента. Также как и на любой товар, она определяется спросом и предложением. По мере понижения цены на рынке увеличивается спрос на земельные участки, а с ростом цен – снижается. В рыночной экономике земля, как и любое другое благо, приносящее доход, является товаром. Земля покупается и продается. В экономически развитых странах купля-продажа земли обычно не превышает 3%. Поскольку предложение земли фиксировано, то цена земли, как и рента, целиком определяются спросом на землю. Цена земли — цена собственности на участок земли. Особенностью земли как товара является то, что покупается не сама земля, а доход, который она приносит. Иными словами, покупается право на получение регулярного дохода в течение неопределенного периода времени. Владелец земельного участка намерен получить от продажи земельного участка такую сумму, поместив которую в банк можно получить доход в виде процента, равного ренте. Различают три вида плодородия почвы: природное, искусственное и эффективное. Природное, или естественное (потенциальное), плодородие возникает и развивается под влиянием естественных процессов, без воздействия человека на почву. Оно неодинаково у разных типов почв и проявляется в процессе первичного использования почвы в земледелии при освоении целинных земель. Уровень природного плодородия зависит главным образом от механического и химического состава почвы (содержание гумуса). Искусственное плодородие создается трудом человека в процессе использования земли как главного средства сельскохозяйственного производства. Поэтому оно и называется искусственным. Зависит оно от уровня развития производительных сил и производственных отношений. Эффективное (экономическое) плодородие представляет собой суммарное выражение естественного и искусственного плодородия почвы и тесно связано с развитием социально-экономических отношений общества. При совершенной социальной структуре общества, где развитие науки и техники достигает высокого уровня, создаются все условия для прогрессивного увеличения эффективного плодородия почвы. Рациональное использование почвы способствует повышению ее плодородия. Земе́ льная ре́ нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты). Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли. Монопольная рента — особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.
Воспроизводство есть постоянное возобновление элементов производства (рабочей силы, средств производства, природных ресурсов) и, прежде всего капитала. Это значит, что движущей силой воспроизводственного процесса являются капитальные затраты, рассчитанные на получение экономической выгоды. Принято различать два вида воспроизводства - простое и расширенное.
Растениево́ дство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений. Растениеводческая продукция используется как источник продуктов питания для населения, как корм в животноводстве, как сырьё во многих отраслях промышленности (особенно в пищевой, текстильной, фармацевтической и парфюмерной промышленности), а также в декоративных (в цветоводстве) и многих других целях[1]. В условиях роста конкуренции маркетинговая деятельность приобретает для товаропроизводителей растущей значимости. Как показало исследование, фермерские хозяйства имеют менее разветвленные каналы сбыта зерновых и масличных культур, чем сельхозпредприятия. Самым весомым каналом сбыта указанной продукции как для фермеров (40% в 2003 г.), так и для сельхозпредприятий (34%) является ее продажа оптовым торговым компаниям (трейдерам). Вторым по важности каналом реализации этой товарной группы является продажа на розничных сельхозрынках: таким образом было реализовано, соответственно, 28 и 20% урожая зерновых / масличных. Следовательно, возможность получить несколько более высокую цену и доступность этого канала сбыта может перевешивать главные его недостатки: малые товарные партии и значительные затраты рабочего времени. Третьим по важности каналом является оптовые рынки. На них реализуют, соответственно, 19 и 12% урожая зерновых и масличных культур. Если говорить об особенностях реализации овощной продукции, то результаты исследования ярко иллюстрируют, как объем производства влияет на выбор канала сбыта. Для фермерских хозяйств, где посевные площади под овощами, как правило, меньше, чем в сельхозпредприятиях, весомые каналы сбыта - розничные и оптовые рынки. На них реализуют, соответственно, 29 и 25% производимой фермерскими хозяйствами овощной продукции. Для сельхозпредприятий, которые имеют значительно большие объемы производства овощей, важнейшими каналами сбыта является реализация предприятиям пищевой промышленности (32%) и оптовым торговым компаниям (25%). Как и в случае реализации зерновых и масличных, объем продажи овощей через биржи, сети супермаркетов и на экспорт в 2003 г. не превышал 1%.
Животноводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. История возникновения отрасли уходит корнями в глубокую древность, когда человек стал приручать и одомашнивать животных для использования их в своих хозяйственных нуждах. Своим упорным трудом человек изменил природу диких животных и добился повышения их продуктивности. Животноводство обеспечивает население продуктами питания (мясо, молоко, яйца и др.), легкую промышленность – сырьем (кожа, шерсть, щетина, молоко и др.), дает живую тягловую силу (лошади, верблюды, олени) и ценное органическое удобрение –навоз. Из продуктов и отходов животноводства получают корма (костная мука, обрат и др.), а также различные лекарственные препараты (лечебные сыворотки, гормональные препараты и др.). Отрасли животноводства – скотоводство, свиноводство, овцеводство и птицеводство различаются по виду, выходу и качеству производимой продукции, затратам кормов, средств труда на ее производство. Они предъявляют различные требования к структуре кормления, отличаются по трудоемкости, что значительно влияет на уровень совокупных затрат и эффективность производства. Животноводство развивается в тесной связи с растениеводством. Примерно 75% массы возделываемых сельскохозяйственных культур находится в неусваиваемой человеческим организмом форме, но используется для корма животных. Для оценки экономической эффективности производства и реализации продукции животноводства используется система показателей, которые подразделяются на общие и специфические. К числу общих показателей эффективности относятся: – стоимость произведенной или реализованной продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, 1 условную голову скота, 100 рублей стоимости основных производственных фондов отрасли, 1 работника; – производственная и коммерческая себестоимость произведенных видов продукции; – чистый доход от производства и прибыль от реализации продукции; – уровень производственной и коммерческой рентабельности продукции животноводства; – трудоемкость производства различных видов животноводческой продукции; – фондоемкость и фондоотдача отраслей животноводства; – норма прибыли. К числу специфических показателей эффективности отрасли животноводства можно отнести: – продуктивность животных; – оплату корма продукцией; – расход кормов в натуральном и стоимостном выражении в расчете на 1 ц произведенной продукции и на 1 голову; – производство кондиционной продукции на 1 день межотельного периода или на 1 день лактации (в молочном скотоводстве); – производство кондиционной продукции на 100 кг живой массы.
|