![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вводная частьСтр 1 из 8Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры психологии и педагогика полковник внутренней службы А.В. Шленков
«___»______________________2013г. ЛЕКЦИЯ по дисциплине «Юридическая психология»
ТЕМА 1: «ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» специальность 030301.65 «Психология» специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» СМК-УМК 4.4.2-45-13
Санкт-Петербург I.Учебные цели: 1. Познакомить с историей развития юридической психологии. 2. Рассмотреть содержание юридической психологии. II. Воспитательные цели 1. Воспитать стремление к самообразованию у обучающихся. III. Расчет учебного времени.
IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию Основная 1. 1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2008. 2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2006. 3. Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
V.Учебно-материальное обеспечение - мультимедийный проектор, компьютерная техника; - слайды. VI. Текст лекции Вводная часть Термин «психология» произошел от греческого psyche — «душа» и logos — «учение», «наука». Это наука о закономерностях функционирования и развития психики как отдельной формы жизнедеятельности человека, которая заключается в его отношениях с окружающими людьми и с миром в целом. Юридическая психология занимает ведущее место в системе подготовки и обучения студентов по специальности «юриспруденция». Данная дисциплина призвана исследовать проблемы повышения эффективности правоприменительной, правоохранительной, а также нормотворческой деятельности субъектов на основании учета психологических факторов. Благодаря данной науке юристы получают знания, позволяющие им более глубоко вникнуть в психологические причины совершения правонарушений и формирования правосознания населения. Юридическая психология проводит анализ правоохранительной деятельности, а также личности сотрудников, осуществляющих такую деятельность. Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности, особенности и закономерности психики личности или психологии групп людей, чья деятельность связана с нормотворчеством или правоприменительной деятельностью. Юридическая психология — это отрасль науки; которая изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом. Хорошее знание, психологии людей нужно юристам главным образом для того, чтобы глубже понимать сущность уголовно-правовых категорий, таких как вина, мотив, цель и другие, а также для решения отдельных юридических вопросов, например квалификации состава преступления, назначения судебно-психологической экспертизы и т.д. Юридическая психология призвана: 1) научно обобщать знания психологии и юриспруденции; 2) раскрывать психологическую и юридическую сущность основных категорий права; 3) обеспечивать понимание юристами объекта своей деятельности, а именно поведения человека; 4) помогать раскрывать особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений и их психического состояния в зависимости от ситуации; 5) давать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования отношений в обществе: Несмотря на то, что юридическая психология граничит с психологией и с правоведением, она все-таки является психологической, а не правоведческой учебной дисциплиной, поскольку эта наука использует методы и принципы общей и социальной психологии. Логика правового регулирования определяет структуру и круг проблем, которые изучает юридическая психология. Практические рекомендации юридической психологии соотносятся с материальными и процессуальными нормами права. Принципами юридической психологии является: 1. научно-психологическая обоснованность разрабатываемых рекомендаций; 2. системный, концептуально целостный охват правозначимых явлений; 3. учет актуальных запросов правовой теории и практики правового регулирования. Учебные вопросы:
|