Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режим и труд как факторы ресоциализации личности.






Режимом обычно называют точно установленный рас­порядок труда, питания, отдыха и т. д. В то же время это и система необходимых правил, мероприятий. Режим вы­полняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности. Соблюдение режима осужденными обеспечивается посред­ством:

1) охраны и надзора за ними;

2)использования мер поощрения и взыскания;

3) применения в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек).

Основной базой действия режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. В связи с этим человек смиряется с действием режима и, осознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его без внутренних протестов и конфликтов.

Повторность и ритм режима оказывают другое воздей­ствие. Сам по себе четкий распорядок дня обычно ломает сложившиеся ранее формы поведения и способствует вос­питанию новых качеств, таких, как аккуратность, исполни­тельность, четкость и т. п. Сама по себе многократность воздействия и повторность цикла режима является той сре­дой однонаправленных действий, которые формируют ка­чества в связи с тем, что они образуют привычку действо­вать однообразно. " А, как известно, привитая привычкарас­считана на то, что она с течением времени диктует не толь­ко определенные действия, но и потребность в них. Так проявляется воздействующая и преобразующая сила режи­ма.

Как правило, режим — это организация жизни и дея­тельности осужденных в строгом соответствии с требовани­ями законов. Именно такая организация и оказывает необ­ходимое воздействие на человека, формируя у него те или иные морально-психологические качества.

Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не только посредством охраны их и надзора за ними, исполь­зования мер поощрения и взыскания, применения в строгоопределенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспитательных, основанных на глубоком учете особенно­стей психологии отдельных осужденных и их групп (кол­лективов).

Все элементы и средства обеспечения режима призваны создать жесткую и глубокую психологическую сетку пове­дения, из которой человек не мог бы " выпасть".

Охрана и надзор создают внешние рамки, в пределах ко­торых осужденный может регулировать свое поведение, не нарушая режима. Однако сами по себе эти ограничения не могут оказать эффективного влияния на поведение, если не применять умело средств стимулирования, призванных привлечь и использовать для исправления и перевоспита­ния внутренние силы самого осужденного.

В отличие от надзора и охраны, которые действуют главным образом как средства торможения и пресечения недостойных поступков, средства стимулирования призва­ны вызывать нравственную положительную активность осужденного. Психологическое значение средств стимули­рования состоит в том, что они способствуют осознанию непрерывно действующей причинно-следственной связи между социальной значимостью поведения осужденного и его повседневным моральным самочувствием и материаль­ным положением. А это, в свою очередь, побуждает осуж­денного сознательно регулировать свое поведение в соот­ветствии с требованиями режима, контролируемыми охра­ной и надзором, вызывает у него чувство удовлетворения, возбуждает энергию, формирует чувство личного достоин­ства, вселяет веру в свои силы и тем самым побуждает к по­вторению положительных поступков. Стимулируя повторе­ние этих поступков, поощрение содействует закреплению начавшегося исправления. Как стимулятор положительно­го поведения поощрение ценно и тем, что необходимые вы­воды из него делают не только поощряемые, но и осталь­ные осужденные.

Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разно­му, воспринимается и переживается осужденными. Прежде всего, различны глубина, сила и длительность переживаний осужденными кары. Еще М. Н. Гернет писал: " Мы далеки от мысли, что особенности того или другого режима в той или другой тюрьме проходят через психику каждого заточенно­го всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремно­го режима очень различны: у одних они так же глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы — лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем ис­чезающая1".

Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида режима, отношения осужденного к приговору, ко­личества судимостей, времени нахождения в ИТУ, индиви­дуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семей­ного и социального положения и т. д. Например, женщины, как правило, сильнее и глубже, чем мужчины, переживают ограничения связей с семьей, детьми; изоляция от внешне­го мира в тюрьме переживается глубже, чем в колонии; в связи с особенностями потребления пространства, сложив­шимися на свободе, сельский житель более болезненно пе­реживает лишение свободы в помещениях номерного типа, чем горожанин.

Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осуж­денных и каждый осужденный воспринимают и пережива­ют те или иные режимные ограничения.

Несмотря на большое воспитательное значение кара­тельных элементов режима, он обладает вполне самостоя­тельной воспитывающей функцией. Действительно, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, туалета, физзаряд­ка, развод на работу, принятие пищи и т. д.), высокая орга­низованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, на его поведение, дис­циплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (исполнительность, точность, аккурат­ность и т. д.).

Однако, ставя человека в строго контролируемые усло­вия, лишая его возможности распоряжаться своим време­нем, бюджетом и т. п., режим может воспитывать и отри­цательные качества личности, например, несамостоятель­ность, которая затрудняет процесс адаптации освобождае­мых из ИТУ к жизни в свободных условиях. Поэтому, по мере выработки и закрепления стереотипов, в режим надо вносить элементы, которые дают возможность проявлению известной самостоятельности, выбору вариантов поведе­ния, что имеет немалое значение в подготовке к жизни на свободе. Этому способствует прогрессивная система, со­гласно которой необходимо изменять условия содержания в зависимости от поведения и степени исправленности осужденного.

Функции режима необходимо рассматривать в единстве, во взаимосвязях с взаимопроникновением. Так, карательная функция, воздействуя главным образом на потребно­сти человека, несет в себе и элементы воспитания; воспи­тывающая, регулируя поведение человека и вырабатывая привычки, включает элементы принуждения, а обеспечива­ющая функция включает в себя элементы и кары и воспи­тания. Вместе с тем в некоторых случаях эти функции ре­жима противоречат друг другу, их трудно согласовать меж­ду собой. Например, известно, что лучшими воспитываю­щими свойствами обладает труд на современном автомати­зированном и механизированном производстве. Однако на первом этапе трудового воспитания особо опасные рециди­висты должны привлекаться к тяжелому физическому тру­ду. Это диктуется необходимостью усиления карательной стороны их наказания. Так возникает противоречие между карательной и воспитывающей функциями режима. Уме­лое разрешение этих противоречий — одна из задач, сто­ящих перед исправительно-трудовыми учреждениями. В ходе ее решения психологические исследования режима помогают праву определить наиболее эффективные нормы, отвечающие психологическим возможностям человека, а педагогике — исследовать методику применения режима в педагогических целях.

Определение правил режима должно быть всегда психо­логически обоснованным, психологически целесообраз­ным, соответствующим научным требованиям организа­ции жизни и деятельности осужденных. В этом случае они окажут максимальное воздействие на психику осужденных, разовьют у них необходимые морально-психологические качества. Использование данных психологии позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределялись опти­мально и, с одной стороны, создавали определенную напря­женность, благоприятную для развития личности, а с дру­гой — не вели бы к срыву психической деятельности.

Психическое значение прогрессивной системы состоит в том, что, представляя льготы осужденным, снимая огра­ничения и расширяя в зависимости от степени их исправ­ления связи и контакты с внешним миром, она способству­ет активному включению самих осужденных в процесс исп­равления, перевоспитания и практической подготовки к жизни на свободе. Градация мер лишения свободы в зави­симости от степени усердия в труде и стремления осужден­ного встать на правильный, честный путь жизни способст­вует закреплению этого стремления. Создание определен­ной системы параллельных и последовательных целей и рубежей (далеких и близких), стимулов благотворно отра­жается в перспективах личности; поддержание психологической напряженности, связанной со стремлением лично­сти улучшить свое положение путем получения льгот, бла­гоприятствует более быстрому закреплению складываю­щихся положительных взглядов, установок и форм поведе­ния. Все это способствует эффективной перестройке на­правленности личности, а следовательно, и интенсифика­ции ее исправления.

Труду, как особому фактору воздействия, отводится осо­бое место. Причина этого заключается в том, что труд явля­ется специфической человеческой деятельностью, форми­рующей личность. Труд, как известно, создал человека. Труд также является тем мерилом, по отношению к которо­му измеряется общественная ценность человека.

Правильно организованный общественно полезный труд способствует гармоническому развитию физических и умственных качеств осужденного и оказывает преобразую­щее воздействие на его личность.

Фридрих Энгельс писал, что труд — это " первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степе­ни, что мы в известном смысле должны сказать: труд со­здал самого человека" '.

Труд, трудовой процесс воспитывает в человеке созна­тельность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке по­ложительные, моральные, этические, нравственные и пра­вовые программы. Воздействие труда на личность осужден­ного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные, как уже отмечалось выше, не имеют трудовых навыков из связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно отно­сятся к своему личному участию в трудовом процессе.

Особую сложность в трудовой жизни представляют осужденные, которые до ареста длительное время вообще не работали. Наряду с отсутствием специальных знаний и трудовых навыков, они испытывают отвращение к труду и презрение к трудолюбивым людям. Естественные чувства вдохновения и радости от трудовых успехов, которые свой­ственны каждой социально развитой личности, совершенно незнакомы им.

В колонию поступил осужденный У. Его трудоустроили в цех металлообработки. Ему было предоставлено два меся­ца для изучения специальности и полтора месяца для осво­ения и приобретения трудовых навыков. Однако и через полгода У. не выполнял минимальной нормы. Как выяснилось, У. до ареста нигде не работал, жил случайными дохо­дами и на средства жены. У. имеет маленького ребенка, на содержание которого ничего не перечисляется, так как зара­ботанных им денег не хватает на его собственное содержа­ние в колонии. При наблюдении за У. и в беседах с ним вы­яснились характерные черты его личности: эгоизм, стрем­ление быть в стороне от любого общественного дела, хоро­шо уравновешенная нервная система. Последнее свое каче­ство У. использовал для того, чтобы, не осложняя резко от­ношений с руководством ИТУ и коллективом осужденных, уклоняться от участия в трудовом процессе. Начальник от­ряда выработал два главных направления воспитательного воздействия на У.: через семью и через коллектив осужден­ных. Был установлен контакт с женой У., которая привезла на свидание маленького ребенка и рассказала, что мальчику не хватает многих вещей, так как отец уже год не дает на его содержание ни одной копейки. С другой стороны, было ор­ганизовано воздействие на У. наиболее активных в трудо­вом процессе осужденных.

К У. были прикреплены двое хорошо работавших осуж­денных, которые оказывали ему помощь в приобретении трудовых навыков, давали полезные советы, своим трудом и, главное, отношением к труду служили постоянным при­мером для подражания. Постепенно У. начал включаться в трудовую деятельность. Вначале этот перелом произошел только в его сознании, но почти никаких реальных резуль­татов в трудовой деятельности из-за отсутствия навыков это не принесло. В первый месяц после перелома У. выпол­нил корму на 26%. Однако начальник отряда его за это по­хвалил. Было очень важно способствовать победе тех поло­жительных ростков, которые наметились в личности У. В следующий месяц он выполнил уже 76% нормы. По испол­нительному листу его сыну были пересланы первые пять рублей. Конечно, можно было посмеяться над этим фак­том, можно было просто не обращать на него внимания: отец, не думавший в течение года о своем ребенке, пересы­лает ему первые пять рублей. Но начальник отряда пони­мал, что дело не в пяти рублях, а в разрушении прежнего стереотипа У. и в создании, рождении нового человека, ко­торый в будущем должен быть честным тружеником, чут­ким и заботливым отцом. У. снова похвалили. Постепенно он стал выполнять норму выработки, а затем и перевыпол­нять ее.

Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ методов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую активность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового процесса. В этом случае коллектив, борясь за лучшие показатели, не потерпит у себя лодырей и недисциплинированных, препятствующих нор­мальной работе всего подразделения. Но главная цель вос­питательного процесса — сделать так, чтобы труд становил­ся необходимой потребностью осужденного. Когда это до­стигнуто, можно говорить о положительном моменте пере­воспитания личности. Осужденный должен видеть резуль­таты своего труда и осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужден­ному, который заведомо с ними не может справиться.

В процессе педагогической подготовки осужденных к труду у них формируется психологическая готовность тру­диться не только в условиях ИТУ, но и на свободе. А это не тождественные явления. Обследование группы лиц, веду­щих после освобождения из колоний паразитический образ жизни, показало, что многие из них активно трудились в ИТУ, перевыполняли нормы выработки. Однако их актив­ная деятельность в колониях побуждалась узкоэгоистиче­скими мотивами и установками: активным трудом приблизить свое освобождение, а потом продолжать " вольную" (т. е. преступную) жизнь, не трудиться в колонии нельзя, трудиться кое-как — невыгодно, " иметь прибавку к общему котлу", " когда работаешь — то быстрее идет время" и т. д. Такая мотивация не способствует выработке общей психо­логической готовности к труду, ибо труд остается вынуж­денной мерой облегчения своего существования. К тому же избежать его в ИТУ почти нет возможности. Но как только возникает возможность жить не работая, они, не имея об­щей психологической готовности к труду, стремятся реали­зовать эту возможность.

Каждое исправительно-трудовое учреждение выпускает не только мебель, швейные и столярные изделия, машины и ведет строительство: у него есть еще один вид готовой продукции — люди. Из осужденных за различные преступ­ления в период пребывания в ИТУ эти люди должны пре­вратиться в честных тружеников, и поэтому главная задача работников ИТУ — воспитывать в каждом осужденном сна­чала способность трудиться, а затем превращать эту спо­собность в потребность, которая становится доминирую­щей чертой личности осужденного. В этом случае можно говорить, что ИТУ дает первосортную продукцию.

Динамика личности осужденного и воспитательный процесс. Воспитание наряду с трудом и воздействием коллектива является одним из главных факторов, определяющих фор­мирование личности осужденного. Роль воспитателя за­ключается также в использовании всех этих факторов, орга­низации их воздействия на личность. Воспитательный про­цесс в условиях ИТУ — процесс творческий, с учетом инди­видуальных особенностей личности каждого осужденного, группы осужденных и всего коллектива в целом.

Люди, посвятившие себя тяжелой и благородной воспи­тательной деятельности в ИТУ, должны быть волевыми, та­лантливыми педагогами. В деятельности воспитателя мож­но отметить, по крайней мере, четыре стороны, на каждой из которых мы остановимся ниже.

1. Одной из главных в воспитательной деятельности яв­ляется социальная сторона. Воспитатель должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других важных качеств: патриотизм, гуманность, чест­ность и т. д. Для того, чтобы выработать эти качества, вос­питатель должен твердо верить в конечный успех своей ра­боты, с какими бы трудностями ему ни пришлось столк­нуться. Эта его вера должна передаваться осужденным, он должен уметь заражать своей верой самых апатичных осуж­денных.

2. Коммуникативная деятельность — это организация общения с осужденными, в ходе которого происходит на­правляемый воспитателем обмен информацией. Здесь дей­ствует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, но также и то, как говорится и кем. Исправи­тельно-трудовой психологии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не мог доне­сти свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникновением между ними так называемого " психологи­ческого барьера". Воспитатель должен обладать умением слушать людей и, разговаривая с ними, находить индиви­дуальный подход к каждому из них. Большое значение в ре­шении этих вопросов имеет знание воспитателем индиви­дуальных особенностей собеседника.

К этим особенностям относятся, в первую очередь, тем­перамент, специальный тип, черты характера, направлен­ность личности и состояние осужденного. Суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сан­гвинического темперамента принесет положительные пло­ды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным слабого типа, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае человеку надо посочувствовать, подбодрить его, все­лить уверенность в себе.

3. Организационная деятельность. Воспитатель ИТУ, постоянно работая с людьми, для того, чтобы правильно решить производственные и воспитательные задачи, дол­жен быть хорошим организатором, волевым человеком. Та­лант воспитателя как организатора проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производственными процессами. Мало наметить страте­гию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть открытое и скрытое сопротивление окружающих. Для решения слож­ных организаторских задач воспитатель должен обладать определенным авторитетом в глазах осужденных. Этот ав­торитет предполагает, во-первых, знание воспитателем сво­его дела, обладание специальными знаниями, навыками и умениями; во-вторых, творческое решение им воспита­тельных задач, отсутствие шаблона; в-третьих, высоко раз­витое чувство ответственности, как за свои действия, так и за действия подчиненных ему людей; в-четвертых, высо­кий уровень общей культуры и, наконец, индивидуальный стиль в своей работе.

4. Конструктивная деятельность воспитателя связана с отбором композиций и проектированием воспитательного материала, созданием планов, воспитательной тактики и стратегии. Конструктивная деятельность является основа­нием, на котором строятся организационная и коммуника­тивная деятельность. Она включает в себя следующие ас­пекты: 1) содержание будущей деятельности (планирова­ние); 2) систему и последовательность собственных дейст­вий (тактику и стратегию воспитательного воздействия); 3) систему и последовательность действий воспитуемых (при этом проектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).

Здесь реализуются качества воспитателя, образующие творческое начало его личности: интеллектуальный уро­вень, память, мышление, воображение, творческая интуи­ция и т. д.

Сложность воспитательного процесса в ИТУ, как уже отмечалось ранее, имеет ряд трудностей: так, масса осуж­денных представляет собой не вполне доброкачественный человеческий материал, имеющий пороки в правосозна­нии, в нравственных, моральных и этических программах.

Осужденные оказывают скрытое, порой и открытое со­противление воспитательному процессу. Условия изоляции в ИТУ не позволяют использовать все меры воспитатель­ного воздействия на личность. Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей, требующих строго индивидуального подхода к ним.

Как уже указывалось выше, важным фактором воздей­ствия на осужденного является коллектив, в котором он на­ходится в ИТУ. Для того чтобы лучше изучить механизм воздействия коллектива на личность, нужно исследовать структуру коллектива осужденных, связи между отдельны­ми подразделениями и группами. Но прежде чем перехо­дить к анализу коллектива, следует остановиться на отдель­ной ячейке, его составляющей, — личности осужденного, и проследить динамику, т. е. развитие этой личности. Иссле­дования динамики личности человека, лишенного свободы, приводят к выводу, что ее развитие в этих особых условиях подчинено определенным закономерностям и состоит из ряда этапов, которые отражены на приведенной ниже схеме.

Значительную часть осужденных составляют лица, ко­торые не желают учиться в школе и в профтехучилище, от­рицательно относятся к обучению. Мотивы отказа осужден­ных от обучения в школе и ПТУ следующие: убеждение, что у осужденного хорошая специальность и учеба ничего к ней не прибавит; трудности в учебе в связи с большим переры­вом, когда многое забылось; солидный возраст; убеждение, что учиться поздно, а также что учеба на заработок не влия­ет; боязнь, что не хватит терпения; трудно учиться после восьмичасового рабочего дня; нежелание тратить время на учебу и, наконец, немотивированный отказ от учебы.

Таким образом, среди причин, по которым осужденные не хотят учиться, главными являются: 1) отсутствие перс­пективы в жизни и искаженная ценностная ориентация, в результате чего на обучение в школе и ПТУ осужденные смотрят чисто практически; 2) боязнь трудностей учебы (сочетать учебу с работой и производством может только волевой человек); 3) неумение учиться.

Уровень развития у осужденных познавательных по­требностей и " психология тюремного чтения". Как показы­вают исследования, у многих осужденных познавательные потребности неразвиты. Поэтому значительная часть из них не считает нужным повышать свой образовательный уровень, читать художественную литературу. Многие из не­желающих учиться в школе не осознают значения образо­вания вообще и не видят в повышении образования реаль­ных выгод для себя.

Большое распространение среди осужденных имеют не­правильные представления о быте и взаимоотношениях людей, пренебрежительное отношение к нормам общежи­тия. Это отношение проявляется в форме хулиганства, групповщины, ложного товарищества, хамского отношения к слабым, беззаботности в воспитании детей, половой рас­пущенности и т. д.

Чаще всего от воспитателя требуется огромное терпение и труд, чтобы проникнуть во внутренний мир осужденного. Опыт лучших воспитателей подтверждает, что антиобщест­венные взгляды и убеждения осужденного можно быстрее и глубже изучить в коллективе и через коллектив, в котором воспитывается личность. Важное значение при этом имеет знание групповых мнений, бытующих в коллективе, груп­повой убежденности. Нередко осужденные с близкими или однотипными пережитками образуют замкнутую малую группу с твердо установившимися внутри нее ложными ус­тановками или антиобщественным мнением.

Воспитатели исправительно-трудовых учреждений не­редко сталкиваются с такой ситуацией, при которой осуж­денный оказывается невосприимчивым к педагогическим воздействиям или неправильно на них реагирует. Это неже­лание или неумение понять друг друга, а порою взаимная отчужденность и называется психологическим барьером. Чаще психологический барьер возникает при работе с нару­шителями режима, отказчиками от работы, осужденными, принадлежащими к отрицательным группам. Психологи­ческие барьеры существенно снижают эффективность вос­питательной работы, затрудняют процесс исправления и перевоспитания осужденных

По своему содержанию психологический барьер может быть двух видов — смысловым и эмоциональным. При смысловом барьере воспитуемый может хорошо понимать и уметь выполнить требования, которые к нему предъявля­ет воспитатель, но искажает при этом мотивацию требова­ний, вкладывает в них предвзятый смысл и упорно их не выполняет. По А. С. Макаренко — это " внутреннее сопро­тивление личности" воспитательному воздействию. По­рою — это следствие сформировавшейся установки осуж­денного отрицательно реагировать на любое требование, исходящее от начальника отряда, мастера, учителя. Такой барьер — основа невосприимчивости воспитуемого к педа­гогическому воздействию воспитателя. В этом случае то или иное требование воспитателя, рассчитанное на опреде­ленный педагогический эффект, дает прямо противополож­ный результат.

При эмоциональном барьере осужденный испытывает эмоциональные переживания, делающие недоступными его разуму доводы логики. Такой барьер — результат накоп­ления тяжелых эмоциональных переживаний у осужденно­го. Возникшие по разным причинам (и особенно под влиянием оскорблений) чувства отчужденности, антипатии, оз­лобленности мешают осужденному осознать правомер­ность требований воспитателя, не позволяют убедиться в неправильности своих действий и поступков. При эмоцио­нальном барьере даже ясные и справедливые требования воспитателя не получают положительного отклика в душе человека.

При воспитании у осужденного перспективы на актив­ную перестройку личности во имя будущего освобождения и приобщения к трудовой жизни мы получаем в его лице хорошего союзника, который будет помогать в решении сложных педагогических задач переделки личности. Одна из главных задач в этом процессе — постановка правильно­го диагноза, какие качества в осужденном следует укреп­лять и развивать и с какими качествами, взглядами, черта­ми и привычками следует бороться. Исправительная психология в анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза: в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страш­ные преступления он ни совершил. Опираясь на эти поло­жительные черты, можно приступить к переделке и форми­рованию социально-положительной личности. В ряде слу­чаев в одних обстоятельствах можно говорить о так называ­емой реституции — восстановлении в личности положи­тельных ее аспектов, которые были наполовину утрачены ею вследствие длительной преступной деятельности и не­благоприятных внешних воздействий. При восстановлении нормального правосознания следует учитывать, что разны­ми группами осужденных утрачиваются разные его аспек­ты, которые подлежат восстановлению.

Для того, чтобы воспитательное воздействие пало на благодатную почву, необходимо эту почву соответствую­щим образом подготовить. У осужденных следует воспиты­вать целый ряд эмоциональных качеств, которые способст­вуют их нормальной деятельности в коллективе, гуманно­му отношению к людям, доброжелательности и т. д. К этим качествам относятся впечатлительность, отзывчивость, жизнерадостность и др. В частности, впечатлительные лю­ди более эмоционально реагируют на окружающую обста­новку. Само преступление, мучения потерпевшего, судеб­ный процесс и лишение свободы оказывают на них неизг­ладимое впечатление. Если у осужденного отсутствуют или слабо развиты указанные выше качества, их нужно воспи­тывать на первом этапе для того, чтобы на втором этапе эти

самые качества, пробужденные в личности осужденного, превратились в союзников воспитателя.

При проведении политзанятий в ИТК начальник отряда на конкретных примерах, взятых из личных дел осужден­ных, рассказывал им, какое огромное зло, сколько горя и страданий приносят потерпевшим карманные кражи. Бесе­да шла в непринужденной обстановке искренне. Проводив­ший ее мало останавливался на вопросах доказывания со­става преступления. Он ярко и образно обрисовал положе­ние потерпевших. Это вызвало сильный эмоциональный отклик в сознании некоторых осужденных. Один из них, ранее никогда не выступавший Р., встал и сказал: " Незадол­го до ареста я вытащил у одной женщины 70 руб. Денег этих хватило на один вечер в ресторане. А утром моя мать рассказала, что накануне в магазине она встретила несчаст­ную женщину, которая рвала на себе волосы от горя — у нее украли 70 руб., которые она заняла, чтобы выехать в Ир­кутск к умирающему сыну. Я узнал в этой женщине свою жертву. А через несколько дней меня арестовали за старые дела".

Подобного рода выступления осужденных — большая педагогическая победа, свидетельствующая о правильности психологического воздействия. Важно бывает закрепить ус­пехи, достигнутые в результате такого рода воздействия. От бурного эмоционального порыва осужденный постепенно должен переходить к постоянной работе по переделке собст­венной личности. Очень подходит к этой ситуации лозунг " На свободу — с чистой совестью! "

Осужденная И. через многотиражную газету обратилась с таким заявлением: " Я хочу написать письма людям, кото­рых обворовала, хочу просить у них прощения, я выплачу по иску, предъявленному потерпевшим, но меня все равно мучает совесть..." Письма такого содержания она направила всем потерпевшим от ее преступлений.

Одна из причин возникновения психологического барь­ера — неправильное применение взысканий и поощрений. На практике нередко бывает так: воспитатель к одним осужденным бывает более снисходителен, чаще их поощря­ет, порой даже незаслуженно, редко наказывает, с другими все обстоит наоборот. В результате незаслуженного наказа­ния или слишком сурового наказания, завышенной требо­вательности, несправедливости у осужденного возникают отрицательные эмоции, которые, зарождаясь вначале в свя­зи с конкретным частным случаем применения воспитателем наказания, легко распространяются на более широкий круг явлений и начинают определять отношение воспитуемого к воспитателю. Нередко такие осужденные настойчиво пытаются заслужить поощрение, вернуть расположение и доверие воспитателя, но если воспитатель вовремя не заме­тит стараний осужденного, не поощрит его усердие, то воспитуемый, разуверившись в возможности заслужить одоб­рение воспитателя, перестает реагировать на его требова­ния, оказывается глухим к педагогическим воздействиям. Неправильная дисциплинарная практика ведет к возникно­вению психологических барьеров, а, в свою очередь, психо­логические барьеры еще больше способствуют нарушению требований режима. Часто причиной смыслового барьера становится многократное повторение словесных воздейст­вий, моральных сентенций. Эти нравоучения осужденный не воспринимает, так как не придает им значения, на кото­рое рассчитывает воспитатель. Например, у осужденного нет чувства должной ответственности к занятиям в школе. Начальник отряда нотациями и нравоучениями рассчиты­вает вызвать у осужденного необходимые переживания, связанные с его недобросовестным отношением к учебе. Но так как у осужденного нет стремления, желания, интереса добросовестно учиться, то эти поучения приобретают для него значение придирок, и он начинает их игнорировать. Чтобы устранить такие случаи, необходимо вдумчиво отне­стись к выбору мер педагогического воздействия, приме­нять методы воспитания в комплексе, в зависимости от по­ведения осужденного. Мера воздействия, на которую осуж­денный не реагирует, не должна больше применяться, если же она применяется, то в иных условиях и по-иному.

Например, в колонию строгого режима поступил осуж­денный 3., ранее неоднократно судимый. В его личном деле содержались отрицательные характеристики: 3. грубил вос­питателям, распивал спиртные напитки, дебоширил, гло­тал гвозди, бритвы, ложки. За все эти нарушения он неод­нократно наказывался, однако сколько-нибудь заметных изменений в его поведении не наблюдалось. Новому воспи­тателю 3. было ясно, что надо разработать другую тактику воспитательного воздействия на осужденного с учетом ин­дивидуальных особенностей личности и анализа окружаю­щей среды. В результате было установлено, что, находясь в ИТУ, 3. систематически играл в азартные картежные игры и постоянно проигрывал. Не имея возможности распла­титься за карточные долги, он вынужден был совершать

различные запрещенные действия по требованию лиц, ко­торым он проигрывал. 3. платил тем, что у него осталось, т. е. самим собой. Таким образом, он постепенно опустился на самую нижнюю ступеньку иерархической лестницы в коллективе осужденных. Он привык, что все его унижают, презирают, что он вынужден значительную часть получае­мых продуктов отдавать более сильным и хитрым и совер­шать по их требованию всевозможные дебоширства.

Для воспитателя стало ясно, что, прежде чем можно бу­дет добиться успеха, надо создать для 3. нормальные усло­вия. Администрация ИТУ приняла ряд специальных мер, в результате которых 3. был вырван из зависимости от своих " кредиторов". После этого с ним провели несколько бесед, в ходе которых ему внушалась мысль о необходимости встать на путь исправления. Однако существенных измене­ний эти беседы не принесли.

Благодаря принятым мерам 3. больше не играл в карты, но к активной части осужденных он так и не примкнул. Тогда воспитатель, проанализировав создавшуюся ситуа­цию, решил применить " взрывной метод". Ему было совер­шенно ясно, что между 3. и группой осужденных, которые заставляли его глотать ножи и бритвы и дебоширить на глазах у администрации ИТУ, существуют глубоко скры­тые противоречия, конфликт. Было решено в интересах са­мого 3. пойти на обострение этого конфликта. В одной из бесед ему было указано, что он лишь потому не выходит на работу, что " боится" своих картежных " кредиторов". Этот пе­дагогический прием проводился с учетом индивидуальных особенностей личности 3. Последний, будучи человеком порывистым, эмоциональным, заявил, что он никого не боится и, чтобы доказать это, завтра же объявит всем своим бывшим друзьям, что выходит на работу. Так он и сделал.

Разумеется, в первом поступке 3. было много позы. Но важно было закрепить достигнутый педагогический успех. В первые дни на работе 3. давали легкие задания, хвалили его, хотя больших достижений он, конечно, не имел. Посте­пенно 3. втянулся в трудовой ритм, и перед его самолюби­вой, но исковерканной суровыми обстоятельствами нату­рой открылось широкое поле для самоутверждения в труде. А через несколько месяцев воспитатель предложил 3. воз­главить группу ранее уклонявшихся от работы осужденных на отдельном участке. Он с этим поручением справился. Впоследствии 3. стал учиться в 8-м классе вечерней школы, а затем был назначен на должность бригадира.

Для достижения успеха в работе с осужденными необхо­димо соблюдать ряд социально-психологических и психо­логических условий.

Знание личности осужденного. Успеха в убеждении, пе­реубеждении и формировании установки на исправление можно добиться, если воспитатель знает специфику на­правленности личности осужденного, действительные его взгляды и убеждения, а не просто его высказывания на за­нятиях, которые иногда диктуются корыстными соображе­ниями, а подчас являются просто бравадой.

Как уже отмечалось, кроме главных факторов (труд, ре­жим, коллектив и воспитание), которые действуют посто­янно, на осужденного могут влиять и так называемые фа­культативные факторы. К ним относятся семья осужденно­го, его дружеские связи с людьми на воле, участие в художе­ственной самодеятельности, занятия художественными ре­меслами, учеба и некоторые другие. Однако наличие ука­занных факторов вовсе не означает, что гарантировано по­ложительное их влияние. Так, неурядицы в семье осужден­ного могут отрицательно сказаться на его настроении, дру­жеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно влияют на перестройку личности осужденного и т. д. Но неверно и вообще игнорировать фа­культативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно. Одним из наиболее сильных факторов этой категории является семья осужденного. При наличии у не­го детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перс­пективы на будущее. Осужденный, любящий своих родст­венников, должен видеть в своем будущем возможность со­единиться с ними и осознавать, что эта возможность тем быстрее реализуется, чем лучше он будет работать, соблю­дать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности.

Аналогичным образом могут быть использованы и дру­гие факторы: например, осужденный стремится закончить в ИТУ десятилетку с тем, чтобы после освобождения про­должить образование.

Автору этих строк известен случай дружбы осужденно­го-рецидивиста со студенткой одного из ленинградских ин­ститутов. Их переписка длилась в течение ряда лет. Письма этой девушки явно положительно действовали на осужден­ного, пробуждая в нем, казалось, давно уснувшие чувства

любви, дружбы, заботы о человеке и т. д. Он планировал по­сле освобождения встречу со своей корреспонденткой и в беседах с воспитателем, который пользовался у него пол­ным доверием, говорил, что стремится " быть достойным" своей знакомой на воле.

Воспитатель может столкнуться с более сложными слу­чаями, когда один из указанных факторов действует отри­цательно. В этом случае следует нейтрализовать или изме­нить действие данного фактора.

В ИТУ поступила осужденная Татьяна С. Она много раз нарушала режим: отказывалась от работы, дебоширила, грубила воспитателям.

Следовало найти путь к сердцу этой чрезвычайно запу­щенной в педагогическом отношении девушки. Начальник отряда выяснила, что мать Татьяны С. отказалась от доче­ри, не навещает ее, так как та своими кражами принесла ей много горя. Осужденную навещала тетя, которая не имела на нее никакого влияния и поэтому не могла положительно управлять ее поведением. Татьяна при упоминании имени матери впадала в возбужденное состояние, громко ругала ее, но опытный воспитатель сумела разглядеть, что за всем этим скрываются иные, более глубокие чувства: дочь люби­ла мать, стыдилась, что принесла ей столько горя, презира­ла себя, но не видела никакого выхода из создавшегося по­ложения. Воспитатель приняла ряд индивидуальных мер для того, чтобы смягчить сердце матери и заставить дочь прийти к матери с повинной. Это принесло положительные успехи. После примирения с матерью Татьяна С. стала спо­койной, уравновешенной. Она вышла на работу и активно включилась в жизнь колонии.

Чрезвычайно важен для превентивной практики и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции формиру­ются и закрепляются еще в раннем детстве, при этом важ­нейшее влияние на них оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребен­ка, характер эмоциональных отношений родителей с деть­ми, что, в частности, оказывается решающим фактором для формирования эмоциональной сферы, чувства эмпа-тии, сопереживания, внушающие воздействия, оказывае­мые на детей родителями, система мер наказания и поощ­рения и т. д.

Суггестивное формирование психологических устано­вок, производимое планомерно на очень ранних этапах со­зревания детской психики, может приводить к созданию

стойких особенностей личности, к формированию ригидных стереотипов поведения, которые поддаются впоследст­вии коррекциям со стороны сознания, преобразованию в результате их осознания субъектом лишь с очень больши­ми трудностями, если вообще поддаются".

Видимо, как раз вот эти прочные фиксированные уста­новки, формирующиеся в раннем детстве, имел в виду А. С. Макаренко, когда говорил: " До пяти лет воспитывают, по­сле пяти перевоспитывают". То, что неосознаваемые пове­денческие регуляторы имеют раннее онтогенетическое про­исхождение, заставляет особое внимание уделять вопросам семейного воспитания детей дошкольного возраста, вво­дить своего рода психолого-педагогический ликбез для ро­дителей с разъяснением той роли, которую оказывают вну­шающие воздействия на детей, эмоциональный климат семьи и родителей, личное поведение родителей.

Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социаль­ных программ, включающих разнообразные психотерапев­тические, суггестивные, психолого-педагогические воздей­ствия. Вместе с тем организация превентивной практики преступлений с неосознаваемой мотивацией имеет ряд спе­цифических особенностей.

1. Важной отличительной чертой неосознаваемых пове­денческих регуляторов, и в первую очередь сформирован­ных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможным их перестройку методами обычной педаго­гической коррекции и требует применения суггестивных методов внушения, самовнушения, аутотренинга, непос­редственно адресованных в неосознаваемую сферу и спо­собных более эффективно блокировать, нейтрализовать действие прежних установок асоциально направленного по­ведения и формировать новые. Внедрение в широкую пре­вентивную практику суггестивных методов возможно лишь на основе глубокого научного как теоретического, так и ме­тодического оснащения, что в первую очередь входит в компетенцию психологического знания.

2. Применение суггестивных методов в перестройке не­сознаваемых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендо­вавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением. Напротив, эффективность воспитательно-про­филактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы закрепляются в си­стеме воспитания, осуществляемого на основе коллектив­ной, трудовой, общественно полезной деятельности, в про­цессе, где могут формироваться новые установки позитив­ной социальной ориентации.

3. Следует учитывать, что сфера неосознаваемой ре­гуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и закладывается в первую очередь в семье. Неблагопо­лучная семья уже на самых первых стадиях развития ребенка должна стать объектом заботы органов профи­лактики, в поле зрения которых должны прежде всего по­пасть те факторы семейного общения и воспитания, кото­рые могут способствовать формированию асоциального поведения.

Таким образом, неосознаваемая мотивация отнюдь не является неким необъяснимым психическим образовани­ем, которое не зависит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности индивида. Так же, как и сознательная психическая регуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции — продукт и результат со­циализации личности, происходящий под влиянием раз­личных организованных, целенаправленных и стихийно действующих социальных факторов.

Раскрытие природы и путей формирования механизмов неосознаваемой регуляции преступного поведения предо­ставляет возможность превентивной пенитенциарной тео­рии и практике наметить научно обоснованные подходы и методы предупреждения формирования неосознаваемой асоциальной мотивации, пути перестройки внутренних ре­гуляторов асоциально направленного поведения. В этом от­ношении важное значение для практической организации воспитательно-профилактической работы имеют выводы психологов о связи установки с деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и пере­стройка прежних установок. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактиче­скую работу, что становится возможным эффективное воз­действие и перестройка как осознаваемых, так и неосозна­ваемых поведенческих регуляторов.

Анализ коллектива осужденных. От анализа личности осужденного мы перейдем к ана­лизу коллектива осужденных. Привычки к коллективным действиям, чувство коллективизма, альтруизм, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать без коллек­тива, который является наряду с трудом одним из главных факторов воздействия на осужденного. Коллектив осужден­ных не представляет, как уже отмечалось, однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуально­стей, личностей, которые, в свою очередь образуют группы и другие категории. Для того чтобы правильно воздейство­вать на коллектив заключенных, каждому воспитателю не­обходимо иметь ясное представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о ме­сте личности в данном коллективе.

Главное место в этой структуре занимает актив (цент­ральная окружность). Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и общественной жизни и, что самое главное, активными действиями способствуют пере­воспитанию других осужденных. Чем больше группа актива, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.

Группа резерва (вторая окружность). Это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собствен­ной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других.

Группа пассива (третья окружность) — осужденные, ко­леблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступ­ки их в значительной степени зависят от создавшейся ситу­ации.

Последней является группа трудновоспитуемых, к кото­рой относятся лица, не только не вставшие на путь исправ­ления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся противодействовать положительному воспи­тательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и кол­лективы.

Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и непосредственно, но и через малую груп­пу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом за­висит успех воздействия на конкретную личность.

В коллективе осужденных можно различать три типа группы: с положительной, отрицательной и с неопределен­ной направленностью.

Важнейшее значение имеет справедливость в предо­ставлении льгот (или лишении их). Наиболее полно она может быть достигнута тогда, когда воспитатель делает вы­вод о степени усердия и стремления исправиться не только по внешней форме поведения осужденного, но и по измене­нию структуры мотивов и поступков. Только при этом можно отличить истинное исправление от его имитации и не допустить ошибок при предоставлении льгот.

Лишение свободы разрушает сложившуюся ранее сис­тему отношений человека с другими людьми, в его обще­нии возникает " вакуум". Страдая от вынужденного одиноче­ства, осужденный с первых дней пребывания в колонии на­чинает подыскивать себе друга, товарища, единомышлен­ника, руководствуясь или общими интересами, или общи­ми целями совместной деятельности (работа на производ­стве, учеба в школе и т. д.), или одинаковыми отношениями

к наказанию, требованиям режима, воспитательным воз­действиям, или же чувством симпатии, личной привязан­ности. Друг может выбираться также по национальному признаку, по профессиональным интересам, по схожести судеб (чаще всего в семейной жизни), по возрастному при­знаку и т. д. Первоначально, как правило, осужденный ори­ентируется на одного человека, но так как тот уже связан с другим или с другими осужденными, образуется малая группа.

Малые группы, таким образом, возникают самостоя­тельно, независимо от администрации, стихийно. Практи­чески в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и пе­ревоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот " микроклимат", который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, здесь же со всей силой действуют механизмы подражания, соперниче­ства и самоутверждения. В малой группе воспитателю при­ходится иметь дело с групповой убежденностью, групповы­ми интересами, повседневными традициями. Между вос­питателем и осужденным, как и между коллективом и лич­ностью осужденного, всегда стоит малая группа. Взгляды и убеждения, а также установки осужденного, образ его пове­дения существенно зависят от господствующих взглядов и мнений в группе (коллективе), трансформируются под их воздействием. Это обязывает воспитателя иметь полное представление о господствующих взглядах и убеждениях в том или ином коллективе и группе осужденных. В против­ном случае воспитатель не сумеет заранее подготовить кон­траргументы своим оппонентам и будет вести работу с тем или иным осужденным вслепую. Важно также уметь макси­мально использовать социально-психологические меха­низмы (заразительности, группового давления).

Возникнув, каждая группа проходит свой путь развития, внутри ее выкристаллизовывается определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии отношений чле­нов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В группе всегда выделяется лидер (" вожак", " первый номер"), " вторые", " третьи" и т. д.

В процессе организации и становления отрицательно направленной малой группы нередко возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между лидерами. Побеж­дает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Но, захватив лидерство, " вожак" перестает сам лично тво­рить суд и расправу. Всю черную работу он поручает обычно другим осужденным, оставляя за собой функцию орга­низатора, вдохновителя, " верховного судьи". Поэтому ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно на­правленной малой группы не может быть речи. В то же вре­мя в малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отноше­ния, проявляются взаимные симпатии.

Выявление групповых лидеров связано с расшифровкой ролей, которые играет та или иная личность в коллективе. Существует опасность допустить ошибку в этом, во-пер­вых, потому, что личность может играть разные роли в официальных и неофициальных отношениях, и, во-вторых, потому, что лидеры отрицательных групп и преступных группировок тщательно маскируют свое истинное отноше­ние к администрации, установленным порядкам в ИТУ и свою роль в группе.

Изучение личности многих трудных осужденных пока­зывает, что в большинстве случаев они невосприимчивы к воспитательным воздействиям из-за тяжелого эмоцио­нально-смыслового комплекса, вызванного конфликтными отношениями, в которых они формировались в прошлом, в детстве (оскорбления, унижения, грубость в семье и бли­жайшем окружении). Иногда, к сожалению, первым источ­ником сильных и неприятных переживаний для юноши бывает и школа или производство, где нет сплоченных школьных и производственных коллективов, где запущена воспитательная работа. Молодой человек, попадая в коло­нию со сложившимся и укрепившимся, но не осознанным эмоционально-психологическим комплексом неприязни к людям, переносит его на воспитателей, сотрудников ИТУ.

Одна из причин смыслового барьера — неумение воспи­тателя учитывать истинные мотивы поступков и поведения человека, ориентация только на внешний результат. На практике внешне одинаковые поступки могут побуждаться совершенно различными мотивами. Если воспитатель не смог выявить истинные мотивы, то он ошибочно приписы­вает поступкам осужденного не свойственный им мотив и соответственно с этим применяет неадекватные средства исправительно-трудового воздействия. Это вызывает внут­ренний протест осужденного, чувство незаслуженности на­казания, несправедливости, непонятности. Между воспита­телем и воспитуемым исчезает психологический контакт.

Формы проявления конфликтов чрезвычайно многооб­разны: от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень длительными, до открытых столкно­вений интересов, до " взрыва" (групповых аффективных действий).

Каждый конфликт в своем развитии проходит опреде­ленные стадии. Можно отметить четыре из них: 1) начало, характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновением интересов, противоречивостью мне­ний, вкусов; 2) вторая стадия — формирование конфликт­ных отношений; 3) апогей — открытое столкновение конф­ликтных сторон; 4) заключительная стадия — разрешение возникших противоречий.

Все это важно знать для профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конф­ликтов всех индивидов, особенно психопрофилактика, име­ет исключительное значение для исправления и перевоспи­тания осужденных.

Гуманизация исправительно-трудовой системы, оче­видно, будет осуществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказа­ния, введение альтернативных лишению свободы мер со­циальной защиты, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологиче­ских исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных.

В исправительно-трудовой доктрине карательная функ­ция должна уступить место более тонким методам индиви­дуального воздействия, которые основаны на глубоком психологическом анализе личности осужденного и пресле­дуют цели психологической коррекции его поведения. Ак­туальным становится диалог с осужденным как альтерна­тива репрессии. Это потребует участия в воспитательном процессе в стенах тюрем и колоний новых лиц — специали­стов по социологии, психологии и, возможно, священнос­лужителя.

Среди осужденных (особенно молодых) растет количе­ство лиц с различными отклонениями от психической нор­мы: психопатии, легкая дебильность, акцентуации характе­ра и др. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц обеспечивается в результате комплекса медицинских, пси­хологических и педагогических методов, а это требует взаи­модействия психолога, психиатра и педагога.

Реальная гуманизация исправительно-трудовой системы должна привести к сокращению сроков наказания, ибо длительное лишение свободы (свыше трех лет) ведет к де­градации личности заключенного и далее к деградации кол­лектива осужденных, являясь почвой для культивирования " воровских" традиций, нравов и стереотипов. Однако отно­сительно краткое лишение свободы требует высокого уров­ня психолого-педагогической культуры со стороны всех ра­ботников исправительно-трудового учреждения, которые могли бы достаточно точно диагностировать личность и применить надежную систему психолого-педагогических методов коррекции осужденного.

Перспективным является исправление правонарушите­ля через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки лич­ности, ее ресоциализации и создания перспективы для со­циальной адаптации.

Заключительная часть. Перед исправительно-трудовыми учреждения­ми стоят очень сложные задачи перевоспита­ния лиц, совершивших преступления, приобще­ния их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

Исправительная психология исследует психологи­ческие стороны перевоспитания лиц, совершивших пре­ступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факто­ры, влияющие на его перевоспитание, структуру коллекти­ва осужденных, а также разрабатывает практические реко­мендации по перевоспитанию и ресоциализации осужден­ных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психоло­гией труда и социальной психологией.

Изучение личности многих трудных осужденных пока­зывает, что в большинстве случаев они невосприимчивы к воспитательным воздействиям из-за тяжелого эмоцио­нально-смыслового комплекса, вызванного конфликтными отношениями, в которых они формировались в прошлом, в детстве (оскорбления, унижения, грубость в семье и бли­жайшем окружении).

Иногда, к сожалению, первым источ­ником сильных и неприятных переживаний для юноши бывает и школа или производство, где нет сплоченных школьных и производственных коллективов, где запущена воспитательная работа. Молодой человек, попадая в коло­нию со сложившимся и укрепившимся, но не осознанным эмоционально-психологическим комплексом неприязни к людям, переносит его на воспитателей, сотрудников ИТУ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал