Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режим и труд как факторы ресоциализации личности. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда, питания, отдыха и т. д. В то же время это и система необходимых правил, мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности. Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством: 1) охраны и надзора за ними; 2)использования мер поощрения и взыскания; 3) применения в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек). Основной базой действия режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. В связи с этим человек смиряется с действием режима и, осознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его без внутренних протестов и конфликтов. Повторность и ритм режима оказывают другое воздействие. Сам по себе четкий распорядок дня обычно ломает сложившиеся ранее формы поведения и способствует воспитанию новых качеств, таких, как аккуратность, исполнительность, четкость и т. п. Сама по себе многократность воздействия и повторность цикла режима является той средой однонаправленных действий, которые формируют качества в связи с тем, что они образуют привычку действовать однообразно. " А, как известно, привитая привычкарассчитана на то, что она с течением времени диктует не только определенные действия, но и потребность в них. Так проявляется воздействующая и преобразующая сила режима. Как правило, режим — это организация жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая организация и оказывает необходимое воздействие на человека, формируя у него те или иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не только посредством охраны их и надзора за ними, использования мер поощрения и взыскания, применения в строгоопределенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспитательных, основанных на глубоком учете особенностей психологии отдельных осужденных и их групп (коллективов). Все элементы и средства обеспечения режима призваны создать жесткую и глубокую психологическую сетку поведения, из которой человек не мог бы " выпасть". Охрана и надзор создают внешние рамки, в пределах которых осужденный может регулировать свое поведение, не нарушая режима. Однако сами по себе эти ограничения не могут оказать эффективного влияния на поведение, если не применять умело средств стимулирования, призванных привлечь и использовать для исправления и перевоспитания внутренние силы самого осужденного. В отличие от надзора и охраны, которые действуют главным образом как средства торможения и пресечения недостойных поступков, средства стимулирования призваны вызывать нравственную положительную активность осужденного. Психологическое значение средств стимулирования состоит в том, что они способствуют осознанию непрерывно действующей причинно-следственной связи между социальной значимостью поведения осужденного и его повседневным моральным самочувствием и материальным положением. А это, в свою очередь, побуждает осужденного сознательно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями режима, контролируемыми охраной и надзором, вызывает у него чувство удовлетворения, возбуждает энергию, формирует чувство личного достоинства, вселяет веру в свои силы и тем самым побуждает к повторению положительных поступков. Стимулируя повторение этих поступков, поощрение содействует закреплению начавшегося исправления. Как стимулятор положительного поведения поощрение ценно и тем, что необходимые выводы из него делают не только поощряемые, но и остальные осужденные. Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному, воспринимается и переживается осужденными. Прежде всего, различны глубина, сила и длительность переживаний осужденными кары. Еще М. Н. Гернет писал: " Мы далеки от мысли, что особенности того или другого режима в той или другой тюрьме проходят через психику каждого заточенного всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны: у одних они так же глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы — лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая1". Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида режима, отношения осужденного к приговору, количества судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семейного и социального положения и т. д. Например, женщины, как правило, сильнее и глубже, чем мужчины, переживают ограничения связей с семьей, детьми; изоляция от внешнего мира в тюрьме переживается глубже, чем в колонии; в связи с особенностями потребления пространства, сложившимися на свободе, сельский житель более болезненно переживает лишение свободы в помещениях номерного типа, чем горожанин. Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осужденных и каждый осужденный воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения. Несмотря на большое воспитательное значение карательных элементов режима, он обладает вполне самостоятельной воспитывающей функцией. Действительно, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, туалета, физзарядка, развод на работу, принятие пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, на его поведение, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (исполнительность, точность, аккуратность и т. д.). Однако, ставя человека в строго контролируемые условия, лишая его возможности распоряжаться своим временем, бюджетом и т. п., режим может воспитывать и отрицательные качества личности, например, несамостоятельность, которая затрудняет процесс адаптации освобождаемых из ИТУ к жизни в свободных условиях. Поэтому, по мере выработки и закрепления стереотипов, в режим надо вносить элементы, которые дают возможность проявлению известной самостоятельности, выбору вариантов поведения, что имеет немалое значение в подготовке к жизни на свободе. Этому способствует прогрессивная система, согласно которой необходимо изменять условия содержания в зависимости от поведения и степени исправленности осужденного. Функции режима необходимо рассматривать в единстве, во взаимосвязях с взаимопроникновением. Так, карательная функция, воздействуя главным образом на потребности человека, несет в себе и элементы воспитания; воспитывающая, регулируя поведение человека и вырабатывая привычки, включает элементы принуждения, а обеспечивающая функция включает в себя элементы и кары и воспитания. Вместе с тем в некоторых случаях эти функции режима противоречат друг другу, их трудно согласовать между собой. Например, известно, что лучшими воспитывающими свойствами обладает труд на современном автоматизированном и механизированном производстве. Однако на первом этапе трудового воспитания особо опасные рецидивисты должны привлекаться к тяжелому физическому труду. Это диктуется необходимостью усиления карательной стороны их наказания. Так возникает противоречие между карательной и воспитывающей функциями режима. Умелое разрешение этих противоречий — одна из задач, стоящих перед исправительно-трудовыми учреждениями. В ходе ее решения психологические исследования режима помогают праву определить наиболее эффективные нормы, отвечающие психологическим возможностям человека, а педагогике — исследовать методику применения режима в педагогических целях. Определение правил режима должно быть всегда психологически обоснованным, психологически целесообразным, соответствующим научным требованиям организации жизни и деятельности осужденных. В этом случае они окажут максимальное воздействие на психику осужденных, разовьют у них необходимые морально-психологические качества. Использование данных психологии позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределялись оптимально и, с одной стороны, создавали определенную напряженность, благоприятную для развития личности, а с другой — не вели бы к срыву психической деятельности. Психическое значение прогрессивной системы состоит в том, что, представляя льготы осужденным, снимая ограничения и расширяя в зависимости от степени их исправления связи и контакты с внешним миром, она способствует активному включению самих осужденных в процесс исправления, перевоспитания и практической подготовки к жизни на свободе. Градация мер лишения свободы в зависимости от степени усердия в труде и стремления осужденного встать на правильный, честный путь жизни способствует закреплению этого стремления. Создание определенной системы параллельных и последовательных целей и рубежей (далеких и близких), стимулов благотворно отражается в перспективах личности; поддержание психологической напряженности, связанной со стремлением личности улучшить свое положение путем получения льгот, благоприятствует более быстрому закреплению складывающихся положительных взглядов, установок и форм поведения. Все это способствует эффективной перестройке направленности личности, а следовательно, и интенсификации ее исправления. Труду, как особому фактору воздействия, отводится особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд, как известно, создал человека. Труд также является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Правильно организованный общественно полезный труд способствует гармоническому развитию физических и умственных качеств осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность. Фридрих Энгельс писал, что труд — это " первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека" '. Труд, трудовой процесс воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке положительные, моральные, этические, нравственные и правовые программы. Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные, как уже отмечалось выше, не имеют трудовых навыков из связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудовом процессе. Особую сложность в трудовой жизни представляют осужденные, которые до ареста длительное время вообще не работали. Наряду с отсутствием специальных знаний и трудовых навыков, они испытывают отвращение к труду и презрение к трудолюбивым людям. Естественные чувства вдохновения и радости от трудовых успехов, которые свойственны каждой социально развитой личности, совершенно незнакомы им. В колонию поступил осужденный У. Его трудоустроили в цех металлообработки. Ему было предоставлено два месяца для изучения специальности и полтора месяца для освоения и приобретения трудовых навыков. Однако и через полгода У. не выполнял минимальной нормы. Как выяснилось, У. до ареста нигде не работал, жил случайными доходами и на средства жены. У. имеет маленького ребенка, на содержание которого ничего не перечисляется, так как заработанных им денег не хватает на его собственное содержание в колонии. При наблюдении за У. и в беседах с ним выяснились характерные черты его личности: эгоизм, стремление быть в стороне от любого общественного дела, хорошо уравновешенная нервная система. Последнее свое качество У. использовал для того, чтобы, не осложняя резко отношений с руководством ИТУ и коллективом осужденных, уклоняться от участия в трудовом процессе. Начальник отряда выработал два главных направления воспитательного воздействия на У.: через семью и через коллектив осужденных. Был установлен контакт с женой У., которая привезла на свидание маленького ребенка и рассказала, что мальчику не хватает многих вещей, так как отец уже год не дает на его содержание ни одной копейки. С другой стороны, было организовано воздействие на У. наиболее активных в трудовом процессе осужденных. К У. были прикреплены двое хорошо работавших осужденных, которые оказывали ему помощь в приобретении трудовых навыков, давали полезные советы, своим трудом и, главное, отношением к труду служили постоянным примером для подражания. Постепенно У. начал включаться в трудовую деятельность. Вначале этот перелом произошел только в его сознании, но почти никаких реальных результатов в трудовой деятельности из-за отсутствия навыков это не принесло. В первый месяц после перелома У. выполнил корму на 26%. Однако начальник отряда его за это похвалил. Было очень важно способствовать победе тех положительных ростков, которые наметились в личности У. В следующий месяц он выполнил уже 76% нормы. По исполнительному листу его сыну были пересланы первые пять рублей. Конечно, можно было посмеяться над этим фактом, можно было просто не обращать на него внимания: отец, не думавший в течение года о своем ребенке, пересылает ему первые пять рублей. Но начальник отряда понимал, что дело не в пяти рублях, а в разрушении прежнего стереотипа У. и в создании, рождении нового человека, который в будущем должен быть честным тружеником, чутким и заботливым отцом. У. снова похвалили. Постепенно он стал выполнять норму выработки, а затем и перевыполнять ее. Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ методов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую активность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового процесса. В этом случае коллектив, борясь за лучшие показатели, не потерпит у себя лодырей и недисциплинированных, препятствующих нормальной работе всего подразделения. Но главная цель воспитательного процесса — сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может справиться. В процессе педагогической подготовки осужденных к труду у них формируется психологическая готовность трудиться не только в условиях ИТУ, но и на свободе. А это не тождественные явления. Обследование группы лиц, ведущих после освобождения из колоний паразитический образ жизни, показало, что многие из них активно трудились в ИТУ, перевыполняли нормы выработки. Однако их активная деятельность в колониях побуждалась узкоэгоистическими мотивами и установками: активным трудом приблизить свое освобождение, а потом продолжать " вольную" (т. е. преступную) жизнь, не трудиться в колонии нельзя, трудиться кое-как — невыгодно, " иметь прибавку к общему котлу", " когда работаешь — то быстрее идет время" и т. д. Такая мотивация не способствует выработке общей психологической готовности к труду, ибо труд остается вынужденной мерой облегчения своего существования. К тому же избежать его в ИТУ почти нет возможности. Но как только возникает возможность жить не работая, они, не имея общей психологической готовности к труду, стремятся реализовать эту возможность. Каждое исправительно-трудовое учреждение выпускает не только мебель, швейные и столярные изделия, машины и ведет строительство: у него есть еще один вид готовой продукции — люди. Из осужденных за различные преступления в период пребывания в ИТУ эти люди должны превратиться в честных тружеников, и поэтому главная задача работников ИТУ — воспитывать в каждом осужденном сначала способность трудиться, а затем превращать эту способность в потребность, которая становится доминирующей чертой личности осужденного. В этом случае можно говорить, что ИТУ дает первосортную продукцию. Динамика личности осужденного и воспитательный процесс. Воспитание наряду с трудом и воздействием коллектива является одним из главных факторов, определяющих формирование личности осужденного. Роль воспитателя заключается также в использовании всех этих факторов, организации их воздействия на личность. Воспитательный процесс в условиях ИТУ — процесс творческий, с учетом индивидуальных особенностей личности каждого осужденного, группы осужденных и всего коллектива в целом. Люди, посвятившие себя тяжелой и благородной воспитательной деятельности в ИТУ, должны быть волевыми, талантливыми педагогами. В деятельности воспитателя можно отметить, по крайней мере, четыре стороны, на каждой из которых мы остановимся ниже. 1. Одной из главных в воспитательной деятельности является социальная сторона. Воспитатель должен привить осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других важных качеств: патриотизм, гуманность, честность и т. д. Для того, чтобы выработать эти качества, воспитатель должен твердо верить в конечный успех своей работы, с какими бы трудностями ему ни пришлось столкнуться. Эта его вера должна передаваться осужденным, он должен уметь заражать своей верой самых апатичных осужденных. 2. Коммуникативная деятельность — это организация общения с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателем обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, но также и то, как говорится и кем. Исправительно-трудовой психологии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не мог донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникновением между ними так называемого " психологического барьера". Воспитатель должен обладать умением слушать людей и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателем индивидуальных особенностей собеседника. К этим особенностям относятся, в первую очередь, темперамент, специальный тип, черты характера, направленность личности и состояние осужденного. Суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным слабого типа, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае человеку надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе. 3. Организационная деятельность. Воспитатель ИТУ, постоянно работая с людьми, для того, чтобы правильно решить производственные и воспитательные задачи, должен быть хорошим организатором, волевым человеком. Талант воспитателя как организатора проявляется в создании коллектива осужденных, в руководстве этим коллективом и производственными процессами. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть открытое и скрытое сопротивление окружающих. Для решения сложных организаторских задач воспитатель должен обладать определенным авторитетом в глазах осужденных. Этот авторитет предполагает, во-первых, знание воспитателем своего дела, обладание специальными знаниями, навыками и умениями; во-вторых, творческое решение им воспитательных задач, отсутствие шаблона; в-третьих, высоко развитое чувство ответственности, как за свои действия, так и за действия подчиненных ему людей; в-четвертых, высокий уровень общей культуры и, наконец, индивидуальный стиль в своей работе. 4. Конструктивная деятельность воспитателя связана с отбором композиций и проектированием воспитательного материала, созданием планов, воспитательной тактики и стратегии. Конструктивная деятельность является основанием, на котором строятся организационная и коммуникативная деятельность. Она включает в себя следующие аспекты: 1) содержание будущей деятельности (планирование); 2) систему и последовательность собственных действий (тактику и стратегию воспитательного воздействия); 3) систему и последовательность действий воспитуемых (при этом проектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных). Здесь реализуются качества воспитателя, образующие творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, память, мышление, воображение, творческая интуиция и т. д. Сложность воспитательного процесса в ИТУ, как уже отмечалось ранее, имеет ряд трудностей: так, масса осужденных представляет собой не вполне доброкачественный человеческий материал, имеющий пороки в правосознании, в нравственных, моральных и этических программах. Осужденные оказывают скрытое, порой и открытое сопротивление воспитательному процессу. Условия изоляции в ИТУ не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия на личность. Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей, требующих строго индивидуального подхода к ним. Как уже указывалось выше, важным фактором воздействия на осужденного является коллектив, в котором он находится в ИТУ. Для того чтобы лучше изучить механизм воздействия коллектива на личность, нужно исследовать структуру коллектива осужденных, связи между отдельными подразделениями и группами. Но прежде чем переходить к анализу коллектива, следует остановиться на отдельной ячейке, его составляющей, — личности осужденного, и проследить динамику, т. е. развитие этой личности. Исследования динамики личности человека, лишенного свободы, приводят к выводу, что ее развитие в этих особых условиях подчинено определенным закономерностям и состоит из ряда этапов, которые отражены на приведенной ниже схеме. Значительную часть осужденных составляют лица, которые не желают учиться в школе и в профтехучилище, отрицательно относятся к обучению. Мотивы отказа осужденных от обучения в школе и ПТУ следующие: убеждение, что у осужденного хорошая специальность и учеба ничего к ней не прибавит; трудности в учебе в связи с большим перерывом, когда многое забылось; солидный возраст; убеждение, что учиться поздно, а также что учеба на заработок не влияет; боязнь, что не хватит терпения; трудно учиться после восьмичасового рабочего дня; нежелание тратить время на учебу и, наконец, немотивированный отказ от учебы. Таким образом, среди причин, по которым осужденные не хотят учиться, главными являются: 1) отсутствие перспективы в жизни и искаженная ценностная ориентация, в результате чего на обучение в школе и ПТУ осужденные смотрят чисто практически; 2) боязнь трудностей учебы (сочетать учебу с работой и производством может только волевой человек); 3) неумение учиться. Уровень развития у осужденных познавательных потребностей и " психология тюремного чтения". Как показывают исследования, у многих осужденных познавательные потребности неразвиты. Поэтому значительная часть из них не считает нужным повышать свой образовательный уровень, читать художественную литературу. Многие из нежелающих учиться в школе не осознают значения образования вообще и не видят в повышении образования реальных выгод для себя. Большое распространение среди осужденных имеют неправильные представления о быте и взаимоотношениях людей, пренебрежительное отношение к нормам общежития. Это отношение проявляется в форме хулиганства, групповщины, ложного товарищества, хамского отношения к слабым, беззаботности в воспитании детей, половой распущенности и т. д. Чаще всего от воспитателя требуется огромное терпение и труд, чтобы проникнуть во внутренний мир осужденного. Опыт лучших воспитателей подтверждает, что антиобщественные взгляды и убеждения осужденного можно быстрее и глубже изучить в коллективе и через коллектив, в котором воспитывается личность. Важное значение при этом имеет знание групповых мнений, бытующих в коллективе, групповой убежденности. Нередко осужденные с близкими или однотипными пережитками образуют замкнутую малую группу с твердо установившимися внутри нее ложными установками или антиобщественным мнением. Воспитатели исправительно-трудовых учреждений нередко сталкиваются с такой ситуацией, при которой осужденный оказывается невосприимчивым к педагогическим воздействиям или неправильно на них реагирует. Это нежелание или неумение понять друг друга, а порою взаимная отчужденность и называется психологическим барьером. Чаще психологический барьер возникает при работе с нарушителями режима, отказчиками от работы, осужденными, принадлежащими к отрицательным группам. Психологические барьеры существенно снижают эффективность воспитательной работы, затрудняют процесс исправления и перевоспитания осужденных По своему содержанию психологический барьер может быть двух видов — смысловым и эмоциональным. При смысловом барьере воспитуемый может хорошо понимать и уметь выполнить требования, которые к нему предъявляет воспитатель, но искажает при этом мотивацию требований, вкладывает в них предвзятый смысл и упорно их не выполняет. По А. С. Макаренко — это " внутреннее сопротивление личности" воспитательному воздействию. Порою — это следствие сформировавшейся установки осужденного отрицательно реагировать на любое требование, исходящее от начальника отряда, мастера, учителя. Такой барьер — основа невосприимчивости воспитуемого к педагогическому воздействию воспитателя. В этом случае то или иное требование воспитателя, рассчитанное на определенный педагогический эффект, дает прямо противоположный результат. При эмоциональном барьере осужденный испытывает эмоциональные переживания, делающие недоступными его разуму доводы логики. Такой барьер — результат накопления тяжелых эмоциональных переживаний у осужденного. Возникшие по разным причинам (и особенно под влиянием оскорблений) чувства отчужденности, антипатии, озлобленности мешают осужденному осознать правомерность требований воспитателя, не позволяют убедиться в неправильности своих действий и поступков. При эмоциональном барьере даже ясные и справедливые требования воспитателя не получают положительного отклика в душе человека. При воспитании у осужденного перспективы на активную перестройку личности во имя будущего освобождения и приобщения к трудовой жизни мы получаем в его лице хорошего союзника, который будет помогать в решении сложных педагогических задач переделки личности. Одна из главных задач в этом процессе — постановка правильного диагноза, какие качества в осужденном следует укреплять и развивать и с какими качествами, взглядами, чертами и привычками следует бороться. Исправительная психология в анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза: в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страшные преступления он ни совершил. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к переделке и формированию социально-положительной личности. В ряде случаев в одних обстоятельствах можно говорить о так называемой реституции — восстановлении в личности положительных ее аспектов, которые были наполовину утрачены ею вследствие длительной преступной деятельности и неблагоприятных внешних воздействий. При восстановлении нормального правосознания следует учитывать, что разными группами осужденных утрачиваются разные его аспекты, которые подлежат восстановлению. Для того, чтобы воспитательное воздействие пало на благодатную почву, необходимо эту почву соответствующим образом подготовить. У осужденных следует воспитывать целый ряд эмоциональных качеств, которые способствуют их нормальной деятельности в коллективе, гуманному отношению к людям, доброжелательности и т. д. К этим качествам относятся впечатлительность, отзывчивость, жизнерадостность и др. В частности, впечатлительные люди более эмоционально реагируют на окружающую обстановку. Само преступление, мучения потерпевшего, судебный процесс и лишение свободы оказывают на них неизгладимое впечатление. Если у осужденного отсутствуют или слабо развиты указанные выше качества, их нужно воспитывать на первом этапе для того, чтобы на втором этапе эти самые качества, пробужденные в личности осужденного, превратились в союзников воспитателя. При проведении политзанятий в ИТК начальник отряда на конкретных примерах, взятых из личных дел осужденных, рассказывал им, какое огромное зло, сколько горя и страданий приносят потерпевшим карманные кражи. Беседа шла в непринужденной обстановке искренне. Проводивший ее мало останавливался на вопросах доказывания состава преступления. Он ярко и образно обрисовал положение потерпевших. Это вызвало сильный эмоциональный отклик в сознании некоторых осужденных. Один из них, ранее никогда не выступавший Р., встал и сказал: " Незадолго до ареста я вытащил у одной женщины 70 руб. Денег этих хватило на один вечер в ресторане. А утром моя мать рассказала, что накануне в магазине она встретила несчастную женщину, которая рвала на себе волосы от горя — у нее украли 70 руб., которые она заняла, чтобы выехать в Иркутск к умирающему сыну. Я узнал в этой женщине свою жертву. А через несколько дней меня арестовали за старые дела". Подобного рода выступления осужденных — большая педагогическая победа, свидетельствующая о правильности психологического воздействия. Важно бывает закрепить успехи, достигнутые в результате такого рода воздействия. От бурного эмоционального порыва осужденный постепенно должен переходить к постоянной работе по переделке собственной личности. Очень подходит к этой ситуации лозунг " На свободу — с чистой совестью! " Осужденная И. через многотиражную газету обратилась с таким заявлением: " Я хочу написать письма людям, которых обворовала, хочу просить у них прощения, я выплачу по иску, предъявленному потерпевшим, но меня все равно мучает совесть..." Письма такого содержания она направила всем потерпевшим от ее преступлений. Одна из причин возникновения психологического барьера — неправильное применение взысканий и поощрений. На практике нередко бывает так: воспитатель к одним осужденным бывает более снисходителен, чаще их поощряет, порой даже незаслуженно, редко наказывает, с другими все обстоит наоборот. В результате незаслуженного наказания или слишком сурового наказания, завышенной требовательности, несправедливости у осужденного возникают отрицательные эмоции, которые, зарождаясь вначале в связи с конкретным частным случаем применения воспитателем наказания, легко распространяются на более широкий круг явлений и начинают определять отношение воспитуемого к воспитателю. Нередко такие осужденные настойчиво пытаются заслужить поощрение, вернуть расположение и доверие воспитателя, но если воспитатель вовремя не заметит стараний осужденного, не поощрит его усердие, то воспитуемый, разуверившись в возможности заслужить одобрение воспитателя, перестает реагировать на его требования, оказывается глухим к педагогическим воздействиям. Неправильная дисциплинарная практика ведет к возникновению психологических барьеров, а, в свою очередь, психологические барьеры еще больше способствуют нарушению требований режима. Часто причиной смыслового барьера становится многократное повторение словесных воздействий, моральных сентенций. Эти нравоучения осужденный не воспринимает, так как не придает им значения, на которое рассчитывает воспитатель. Например, у осужденного нет чувства должной ответственности к занятиям в школе. Начальник отряда нотациями и нравоучениями рассчитывает вызвать у осужденного необходимые переживания, связанные с его недобросовестным отношением к учебе. Но так как у осужденного нет стремления, желания, интереса добросовестно учиться, то эти поучения приобретают для него значение придирок, и он начинает их игнорировать. Чтобы устранить такие случаи, необходимо вдумчиво отнестись к выбору мер педагогического воздействия, применять методы воспитания в комплексе, в зависимости от поведения осужденного. Мера воздействия, на которую осужденный не реагирует, не должна больше применяться, если же она применяется, то в иных условиях и по-иному. Например, в колонию строгого режима поступил осужденный 3., ранее неоднократно судимый. В его личном деле содержались отрицательные характеристики: 3. грубил воспитателям, распивал спиртные напитки, дебоширил, глотал гвозди, бритвы, ложки. За все эти нарушения он неоднократно наказывался, однако сколько-нибудь заметных изменений в его поведении не наблюдалось. Новому воспитателю 3. было ясно, что надо разработать другую тактику воспитательного воздействия на осужденного с учетом индивидуальных особенностей личности и анализа окружающей среды. В результате было установлено, что, находясь в ИТУ, 3. систематически играл в азартные картежные игры и постоянно проигрывал. Не имея возможности расплатиться за карточные долги, он вынужден был совершать различные запрещенные действия по требованию лиц, которым он проигрывал. 3. платил тем, что у него осталось, т. е. самим собой. Таким образом, он постепенно опустился на самую нижнюю ступеньку иерархической лестницы в коллективе осужденных. Он привык, что все его унижают, презирают, что он вынужден значительную часть получаемых продуктов отдавать более сильным и хитрым и совершать по их требованию всевозможные дебоширства. Для воспитателя стало ясно, что, прежде чем можно будет добиться успеха, надо создать для 3. нормальные условия. Администрация ИТУ приняла ряд специальных мер, в результате которых 3. был вырван из зависимости от своих " кредиторов". После этого с ним провели несколько бесед, в ходе которых ему внушалась мысль о необходимости встать на путь исправления. Однако существенных изменений эти беседы не принесли. Благодаря принятым мерам 3. больше не играл в карты, но к активной части осужденных он так и не примкнул. Тогда воспитатель, проанализировав создавшуюся ситуацию, решил применить " взрывной метод". Ему было совершенно ясно, что между 3. и группой осужденных, которые заставляли его глотать ножи и бритвы и дебоширить на глазах у администрации ИТУ, существуют глубоко скрытые противоречия, конфликт. Было решено в интересах самого 3. пойти на обострение этого конфликта. В одной из бесед ему было указано, что он лишь потому не выходит на работу, что " боится" своих картежных " кредиторов". Этот педагогический прием проводился с учетом индивидуальных особенностей личности 3. Последний, будучи человеком порывистым, эмоциональным, заявил, что он никого не боится и, чтобы доказать это, завтра же объявит всем своим бывшим друзьям, что выходит на работу. Так он и сделал. Разумеется, в первом поступке 3. было много позы. Но важно было закрепить достигнутый педагогический успех. В первые дни на работе 3. давали легкие задания, хвалили его, хотя больших достижений он, конечно, не имел. Постепенно 3. втянулся в трудовой ритм, и перед его самолюбивой, но исковерканной суровыми обстоятельствами натурой открылось широкое поле для самоутверждения в труде. А через несколько месяцев воспитатель предложил 3. возглавить группу ранее уклонявшихся от работы осужденных на отдельном участке. Он с этим поручением справился. Впоследствии 3. стал учиться в 8-м классе вечерней школы, а затем был назначен на должность бригадира. Для достижения успеха в работе с осужденными необходимо соблюдать ряд социально-психологических и психологических условий. Знание личности осужденного. Успеха в убеждении, переубеждении и формировании установки на исправление можно добиться, если воспитатель знает специфику направленности личности осужденного, действительные его взгляды и убеждения, а не просто его высказывания на занятиях, которые иногда диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой. Как уже отмечалось, кроме главных факторов (труд, режим, коллектив и воспитание), которые действуют постоянно, на осужденного могут влиять и так называемые факультативные факторы. К ним относятся семья осужденного, его дружеские связи с людьми на воле, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба и некоторые другие. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает, что гарантировано положительное их влияние. Так, неурядицы в семье осужденного могут отрицательно сказаться на его настроении, дружеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно влияют на перестройку личности осужденного и т. д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно. Одним из наиболее сильных факторов этой категории является семья осужденного. При наличии у него детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность соединиться с ними и осознавать, что эта возможность тем быстрее реализуется, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности. Аналогичным образом могут быть использованы и другие факторы: например, осужденный стремится закончить в ИТУ десятилетку с тем, чтобы после освобождения продолжить образование. Автору этих строк известен случай дружбы осужденного-рецидивиста со студенткой одного из ленинградских институтов. Их переписка длилась в течение ряда лет. Письма этой девушки явно положительно действовали на осужденного, пробуждая в нем, казалось, давно уснувшие чувства любви, дружбы, заботы о человеке и т. д. Он планировал после освобождения встречу со своей корреспонденткой и в беседах с воспитателем, который пользовался у него полным доверием, говорил, что стремится " быть достойным" своей знакомой на воле. Воспитатель может столкнуться с более сложными случаями, когда один из указанных факторов действует отрицательно. В этом случае следует нейтрализовать или изменить действие данного фактора. В ИТУ поступила осужденная Татьяна С. Она много раз нарушала режим: отказывалась от работы, дебоширила, грубила воспитателям. Следовало найти путь к сердцу этой чрезвычайно запущенной в педагогическом отношении девушки. Начальник отряда выяснила, что мать Татьяны С. отказалась от дочери, не навещает ее, так как та своими кражами принесла ей много горя. Осужденную навещала тетя, которая не имела на нее никакого влияния и поэтому не могла положительно управлять ее поведением. Татьяна при упоминании имени матери впадала в возбужденное состояние, громко ругала ее, но опытный воспитатель сумела разглядеть, что за всем этим скрываются иные, более глубокие чувства: дочь любила мать, стыдилась, что принесла ей столько горя, презирала себя, но не видела никакого выхода из создавшегося положения. Воспитатель приняла ряд индивидуальных мер для того, чтобы смягчить сердце матери и заставить дочь прийти к матери с повинной. Это принесло положительные успехи. После примирения с матерью Татьяна С. стала спокойной, уравновешенной. Она вышла на работу и активно включилась в жизнь колонии. Чрезвычайно важен для превентивной практики и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции формируются и закрепляются еще в раннем детстве, при этом важнейшее влияние на них оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных отношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается решающим фактором для формирования эмоциональной сферы, чувства эмпа-тии, сопереживания, внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения и т. д. Суггестивное формирование психологических установок, производимое планомерно на очень ранних этапах созревания детской психики, может приводить к созданию стойких особенностей личности, к формированию ригидных стереотипов поведения, которые поддаются впоследствии коррекциям со стороны сознания, преобразованию в результате их осознания субъектом лишь с очень большими трудностями, если вообще поддаются". Видимо, как раз вот эти прочные фиксированные установки, формирующиеся в раннем детстве, имел в виду А. С. Макаренко, когда говорил: " До пяти лет воспитывают, после пяти перевоспитывают". То, что неосознаваемые поведенческие регуляторы имеют раннее онтогенетическое происхождение, заставляет особое внимание уделять вопросам семейного воспитания детей дошкольного возраста, вводить своего рода психолого-педагогический ликбез для родителей с разъяснением той роли, которую оказывают внушающие воздействия на детей, эмоциональный климат семьи и родителей, личное поведение родителей. Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социальных программ, включающих разнообразные психотерапевтические, суггестивные, психолого-педагогические воздействия. Вместе с тем организация превентивной практики преступлений с неосознаваемой мотивацией имеет ряд специфических особенностей. 1. Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов, и в первую очередь сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость, что весьма затрудняет и делает практически невозможным их перестройку методами обычной педагогической коррекции и требует применения суггестивных методов внушения, самовнушения, аутотренинга, непосредственно адресованных в неосознаваемую сферу и способных более эффективно блокировать, нейтрализовать действие прежних установок асоциально направленного поведения и формировать новые. Внедрение в широкую превентивную практику суггестивных методов возможно лишь на основе глубокого научного как теоретического, так и методического оснащения, что в первую очередь входит в компетенцию психологического знания. 2. Применение суггестивных методов в перестройке несознаваемых регуляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых к несовершеннолетним с отклоняющимся поведением. Напротив, эффективность воспитательно-профилактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы закрепляются в системе воспитания, осуществляемого на основе коллективной, трудовой, общественно полезной деятельности, в процессе, где могут формироваться новые установки позитивной социальной ориентации. 3. Следует учитывать, что сфера неосознаваемой регуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и закладывается в первую очередь в семье. Неблагополучная семья уже на самых первых стадиях развития ребенка должна стать объектом заботы органов профилактики, в поле зрения которых должны прежде всего попасть те факторы семейного общения и воспитания, которые могут способствовать формированию асоциального поведения. Таким образом, неосознаваемая мотивация отнюдь не является неким необъяснимым психическим образованием, которое не зависит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности индивида. Так же, как и сознательная психическая регуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции — продукт и результат социализации личности, происходящий под влиянием различных организованных, целенаправленных и стихийно действующих социальных факторов. Раскрытие природы и путей формирования механизмов неосознаваемой регуляции преступного поведения предоставляет возможность превентивной пенитенциарной теории и практике наметить научно обоснованные подходы и методы предупреждения формирования неосознаваемой асоциальной мотивации, пути перестройки внутренних регуляторов асоциально направленного поведения. В этом отношении важное значение для практической организации воспитательно-профилактической работы имеют выводы психологов о связи установки с деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и перестройка прежних установок. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактическую работу, что становится возможным эффективное воздействие и перестройка как осознаваемых, так и неосознаваемых поведенческих регуляторов. Анализ коллектива осужденных. От анализа личности осужденного мы перейдем к анализу коллектива осужденных. Привычки к коллективным действиям, чувство коллективизма, альтруизм, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать без коллектива, который является наряду с трудом одним из главных факторов воздействия на осужденного. Коллектив осужденных не представляет, как уже отмечалось, однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые, в свою очередь образуют группы и другие категории. Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив (центральная окружность). Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и общественной жизни и, что самое главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа актива, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом. Группа резерва (вторая окружность). Это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других. Группа пассива (третья окружность) — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации. Последней является группа трудновоспитуемых, к которой относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы. Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность. В коллективе осужденных можно различать три типа группы: с положительной, отрицательной и с неопределенной направленностью. Важнейшее значение имеет справедливость в предоставлении льгот (или лишении их). Наиболее полно она может быть достигнута тогда, когда воспитатель делает вывод о степени усердия и стремления исправиться не только по внешней форме поведения осужденного, но и по изменению структуры мотивов и поступков. Только при этом можно отличить истинное исправление от его имитации и не допустить ошибок при предоставлении льгот. Лишение свободы разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с другими людьми, в его общении возникает " вакуум". Страдая от вынужденного одиночества, осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыскивать себе друга, товарища, единомышленника, руководствуясь или общими интересами, или общими целями совместной деятельности (работа на производстве, учеба в школе и т. д.), или одинаковыми отношениями к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством симпатии, личной привязанности. Друг может выбираться также по национальному признаку, по профессиональным интересам, по схожести судеб (чаще всего в семейной жизни), по возрастному признаку и т. д. Первоначально, как правило, осужденный ориентируется на одного человека, но так как тот уже связан с другим или с другими осужденными, образуется малая группа. Малые группы, таким образом, возникают самостоятельно, независимо от администрации, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль: в них создается тот " микроклимат", который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, здесь же со всей силой действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Взгляды и убеждения, а также установки осужденного, образ его поведения существенно зависят от господствующих взглядов и мнений в группе (коллективе), трансформируются под их воздействием. Это обязывает воспитателя иметь полное представление о господствующих взглядах и убеждениях в том или ином коллективе и группе осужденных. В противном случае воспитатель не сумеет заранее подготовить контраргументы своим оппонентам и будет вести работу с тем или иным осужденным вслепую. Важно также уметь максимально использовать социально-психологические механизмы (заразительности, группового давления). Возникнув, каждая группа проходит свой путь развития, внутри ее выкристаллизовывается определенная структура, выражающаяся в установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В группе всегда выделяется лидер (" вожак", " первый номер"), " вторые", " третьи" и т. д. В процессе организации и становления отрицательно направленной малой группы нередко возникает нездоровое соперничество, а порой и борьба между лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Но, захватив лидерство, " вожак" перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную работу он поручает обычно другим осужденным, оставляя за собой функцию организатора, вдохновителя, " верховного судьи". Поэтому ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно направленной малой группы не может быть речи. В то же время в малой группе с положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения, проявляются взаимные симпатии. Выявление групповых лидеров связано с расшифровкой ролей, которые играет та или иная личность в коллективе. Существует опасность допустить ошибку в этом, во-первых, потому, что личность может играть разные роли в официальных и неофициальных отношениях, и, во-вторых, потому, что лидеры отрицательных групп и преступных группировок тщательно маскируют свое истинное отношение к администрации, установленным порядкам в ИТУ и свою роль в группе. Изучение личности многих трудных осужденных показывает, что в большинстве случаев они невосприимчивы к воспитательным воздействиям из-за тяжелого эмоционально-смыслового комплекса, вызванного конфликтными отношениями, в которых они формировались в прошлом, в детстве (оскорбления, унижения, грубость в семье и ближайшем окружении). Иногда, к сожалению, первым источником сильных и неприятных переживаний для юноши бывает и школа или производство, где нет сплоченных школьных и производственных коллективов, где запущена воспитательная работа. Молодой человек, попадая в колонию со сложившимся и укрепившимся, но не осознанным эмоционально-психологическим комплексом неприязни к людям, переносит его на воспитателей, сотрудников ИТУ. Одна из причин смыслового барьера — неумение воспитателя учитывать истинные мотивы поступков и поведения человека, ориентация только на внешний результат. На практике внешне одинаковые поступки могут побуждаться совершенно различными мотивами. Если воспитатель не смог выявить истинные мотивы, то он ошибочно приписывает поступкам осужденного не свойственный им мотив и соответственно с этим применяет неадекватные средства исправительно-трудового воздействия. Это вызывает внутренний протест осужденного, чувство незаслуженности наказания, несправедливости, непонятности. Между воспитателем и воспитуемым исчезает психологический контакт. Формы проявления конфликтов чрезвычайно многообразны: от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень длительными, до открытых столкновений интересов, до " взрыва" (групповых аффективных действий). Каждый конфликт в своем развитии проходит определенные стадии. Можно отметить четыре из них: 1) начало, характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновением интересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) вторая стадия — формирование конфликтных отношений; 3) апогей — открытое столкновение конфликтных сторон; 4) заключительная стадия — разрешение возникших противоречий. Все это важно знать для профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов всех индивидов, особенно психопрофилактика, имеет исключительное значение для исправления и перевоспитания осужденных. Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осуществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер социальной защиты, индивидуализацию мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных. В исправительно-трудовой доктрине карательная функция должна уступить место более тонким методам индивидуального воздействия, которые основаны на глубоком психологическом анализе личности осужденного и преследуют цели психологической коррекции его поведения. Актуальным становится диалог с осужденным как альтернатива репрессии. Это потребует участия в воспитательном процессе в стенах тюрем и колоний новых лиц — специалистов по социологии, психологии и, возможно, священнослужителя. Среди осужденных (особенно молодых) растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатии, легкая дебильность, акцентуации характера и др. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц обеспечивается в результате комплекса медицинских, психологических и педагогических методов, а это требует взаимодействия психолога, психиатра и педагога. Реальная гуманизация исправительно-трудовой системы должна привести к сокращению сроков наказания, ибо длительное лишение свободы (свыше трех лет) ведет к деградации личности заключенного и далее к деградации коллектива осужденных, являясь почвой для культивирования " воровских" традиций, нравов и стереотипов. Однако относительно краткое лишение свободы требует высокого уровня психолого-педагогической культуры со стороны всех работников исправительно-трудового учреждения, которые могли бы достаточно точно диагностировать личность и применить надежную систему психолого-педагогических методов коррекции осужденного. Перспективным является исправление правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создания перспективы для социальной адаптации. Заключительная часть. Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят очень сложные задачи перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе. Исправительная психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией. Изучение личности многих трудных осужденных показывает, что в большинстве случаев они невосприимчивы к воспитательным воздействиям из-за тяжелого эмоционально-смыслового комплекса, вызванного конфликтными отношениями, в которых они формировались в прошлом, в детстве (оскорбления, унижения, грубость в семье и ближайшем окружении). Иногда, к сожалению, первым источником сильных и неприятных переживаний для юноши бывает и школа или производство, где нет сплоченных школьных и производственных коллективов, где запущена воспитательная работа. Молодой человек, попадая в колонию со сложившимся и укрепившимся, но не осознанным эмоционально-психологическим комплексом неприязни к людям, переносит его на воспитателей, сотрудников ИТУ.
|