Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие личности.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Понятие «личность» рассмотрено рядом гуманитарных и правовых дисциплин и широко используется в повседневной практике. Мы говорим о достоинствах и недостатках, чертах личности, личностных особенностях, формировании и зрелости личности. В юридических науках понятие личности находит широкий спектр применения — синонимами этого слова могут служить «субъект или участник правоотношений», «гражданин», «лицо», «человек правоспособный и дееспособный». В психологии понятие личности введено для обозначения совокупности индивидуально-психологических характеристик, это конкретное понятие, более узкое, чем в юридических и ряде других дисциплин. К правовому значению термина «личность» приближаются психологические понятия субъекта и индивида, под которыми понимают отдельного человека, не заостряя внимание на его психологических особенностях и степени развития. В психологии личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеют существенное значение для него самого и окружающих. Рассматривая личность, мы всегда говорим о чертах, сформированных под влиянием общественного сознания и проявляющихся в социальном взаимодействии, проще говоря, личность — это человек в социуме. Личность человека есть продукт процесса социализации — усвоения культуры общества, в котором он вырос. Культура является вместилищем результатов познания, форм общения людей, правил поведения, эстетических взглядов, мировоззрения, ценностей, норм морали и права. Личность формируется в процессе общения с себе подобными. Индивиды, выросшие вне общества (дети-маугли, не овладевшие языком и культурой), не могут соотносить свои поступки и действия с принятыми в обществе и по психологическим представлениям не могут быть названы зрелыми личностями. Личность всегда не только руководствуется своими желаниями и устремлениями, но помнит о том, как поступки будут восприняты окружающими. Личность охватывает весь спектр психологических характеристик, начиная от неотъемлемых психофизиологических особенностей типа темперамента и заканчивая высшими психическими образованиями, такими как ценностные и нравственные структуры. Личность не дается нам от рождения — о младенце и ребенке не говорят «личность». Психические свойства личности — ее особенности и характерологические черты — формируются в ходе жизни, в процессе социализации. Наследственные, врожденные особенности человека являются лишь задатками, на базе которых развиваются психические структуры. Биологические черты обусловливают, но не предопределяют психических свойств. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — способности и черты характера формируются в течение всей жизни, впитывая индивидуальный, неповторимый опыт, полученный в уникальных условиях отдельной биографии. Основные черты характера (терпеливость, любознательность, уступчивость или упрямство), а также основные нормы морали закладываются уже к 4—5 годам. В детском возрасте индивид усваивает предложенные модели поведения посредством копирования, слепо, неосознанно. На этом этапе развития личности ведущую роль играет родительскаясемья или семья воспитания, т.е. ближайшее окружение ребенка, а чуть позднее и институты воспитания — детский сад, школа, кружок или спортивная секция. В процессе взросления ситуация меняется: наиболее важным этапом становления личности является так называемый переходный период, приходящийся на 12—18 лет и включающий в себя подростковый возраст и юношество. В это время происходит активный поиск себя, процесс формирования идентичности — представлений «кто я?» и «с кем я?». Растущий человек обобщает знания о себе и мире и определяет свое место в нем. Теперь любое социальное воздействие воспринимается человеком не пассивно: оно своеобразно осмысливается, интерпретируется, наделяется личностной значимостью, оценивается и в конечном счете принимается в структуру личности или отвергается. Если детство можно назвать этапом «пассивной» социализации, то в подростковом возрасте происходит более или менее сознательный выбор сообщества социализации. Естественным для этого этапа развития является отстранение от родительской семьи и начало активного общения в социуме. Первостепенное место начинают занимать школьный коллектив, компании общения по интересам, а также «значимые другие» — авторитетные для подростка взрослые, возможно, недоступные для непосредственного общения. В последнее время отмечается все возрастающая роль в социализации средств массовой информации и коммуникации. В норме к окончанию подросткового возраста, к достижению совершеннолетия, должна сформироваться зрелая личность — человек, способный осознавать свои поступки, их значение и соотносить свои действия с ожиданиями общества. Но на этом развитие личности не заканчивается, оно продолжается на протяжении всей жизни человека. Зрелая личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных и общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Отсутствие или недостаток развития личности говорит о том, что индивид не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия и руководить ими (ст. 21, 22 УК РФ) либо действует по легкомыслию (ст. 26 УК РФ). В повседневной практике — учении, общении, труде и отдыхе — складываются и отрабатываются индивидуальные психологические черты. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик личности. Но сами по себе черты характера не определяют социальную позицию индивида однозначно. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, он оказывает влияние на формирование ценностной системы личности. Ценностная система является высшей подструктурой в целостной системе личности. Она ближе всего соприкасается с общечеловеческими ценностями, нормами морали и права, по сути образуясь под их непосредственным влиянием. Ценностные структуры проявляют себя через моральный облик человека. Изучение морального облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о потребностях, интересах, направленности деятельности, мотивации, установках и тенденциях, ценностях и идеалах. Следующий вопрос, раскрывающий особенности морального облика: с помощью каких средств человек может всего этого достичь? Это вопрос о нравственных и этических качествах, способностях, дарованиях, навыках, способах общения и самооценке человека. Последний вопрос: а что значит для человека полученный результат? Это вопрос амбиций, самореализации, идентичности, представлений о том, кто он и каков смысл его жизни. В процессе расследования о личности подозреваемых собираются следующие данные, которые служат полным социально-психологическим портретом описываемой личности: 1)социально-демографические данные: время и месторождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, жилищные условия, финансовое положение, отношения в семье, дурные наклонности членов семьи; 2)уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо — обвиняемый): когда и по какой статье УК РФ привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание, если имел несколько судимостей — есть ли общий и специальный рецидивы; 3)медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физического и психического здоровья членов семьи, в том числе и родителей, наследственность; 4)внешние, или физические, данные: рост, телосложение, черты лица, голос, манеры, одежда, прическа, особые приметы; 5)жизненный путь, или биография: где, в какой семье и когда родился, учился, женился, служил ли в армии, где и как работал, чем увлекался и т.д.; 6)образ жизни: отношения в семье, характер и частота контактов с родственниками, профессия и условия ее выбора, мотивация выбора, статус на работе, круг общения, статус в компании, наличие хобби, политическая и общественная активность, способы проведения свободного времени; 7)поведение: нравственно-правовое, т.е. отношение к нормам и правилам, соблюдение или несоблюдение их, условия и мотивы нарушения; поведение в стрессовой ситуации; по 8)направленность личности: исследуются доминирующие потребности — физические, статусные, сексуальные, духовные, эстетические; мировоззрение — взгляды, убеждения, 9) способности: свойства памяти, воображения, мышления, специальные и профессиональные способности; 10) темперамент: исследуется динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности; 11) характер: отмечается совокупность устойчивых свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства. Последние четыре пункта имеют чисто психологическое содержание. Психолог-эксперт может решить задачу составления психологического портрета человека, но и юристу-практику необходимо иметь представление об основных психологических характеристиках и способах их проявления. В развитии личности возможны отклонения, или акцентуации. Акцентуации личности — это усиление по сравнению с другими какой-либо из черт характера, которое создает дисбаланс личности, усложняет социальную адаптацию, вызывает коммуникативные сложности, но в целом находится в рамках психолого-психиатрической нормы. Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий. Типы акцентуаций в основном совпадают с типами психопатий, но их список шире. Подчеркнем ещё раз, что понятие акцентуации отражает свойства характера психически здорового человека. Выделяются следующие основные типы акцентуации личности: 1) циклоидная — заключается в чередовании фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами: от суточных колебаний до промежутков в несколько месяцев; соответственно — характер циклоидный; 2)гипертимная — этому типу присущи постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией к быстрой смене дел и тем разговоров, склонностью не доводить начатое до конца; соответственно — характер гипертимный; 3)лабильная — характеризуется резкой сменой настроения в зависимости от ситуации, зависимостью от оценок окружающих; соответственно — характер лабильный; 4)астеническая — таким людям свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; соответственно — характер астено-невротический; 5)сенситивная — заключается в повышенной впечатлительности, боязливости, обострении чувства собственной неполноценности; соответственно — характер сенситивный; 6)психастеническая — характеризуется высокой тревожностью, мнительностью, нерешительностью, склонностью к caмоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденцией к выполнению ритуальных действий и соблюдению примет; соответственно — характер психастенический; 7) шизоидная — личности с такой акцентуацией отличаются замкнутостью, отгороженностью от мира, необщительностью и недостатком интуиции в процессе общения, интроверсией, эмоциональной холодностью; соответственно — характер шизоидный; 8)эпилептоидная — характеризуется склонностью к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтностью, вязкостью мышления, склонностью застревать на психотравмирующих ситуациях, педантичностью; соответственно — характер эпилептоидный; 9)паранойяльная — заключается в повышенной подозрительности и обидчивости, стойкости отрицательных аффектов, стремлении к доминированию, неприятии чужих мнений и высокой 10)истероидная, или демонстративная, — отличается выраженной тенденцией к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, авантюризмом, тщеславием; соответственно — характер истероидный, или демонстративный; 11)дистимная — характеризуется преобладанием пониженного настроения, склонностью к депрессии, сосредоточенностью на мрачных и печальных сторонах жизни, сожалением о прошлом; соответственно — характер дистимный; 12)неустойчивая — личностям с такой акцентуацией свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, жажда смены места пребывания, поверхностная общительность, непоследовательность действий; соответственно — характер неустойчивый; 13)конформная — заключается в чрезмерной подчиняемости и зависимости от мнения окружающих, недостатке критичности в восприятии информации, дефиците личной инициативы, консерватизме; соответственно — характер конформный. Как правило, не существует индивидов с чистыми типами акцентуаций — указанные типы могут сочетаться или смешиваться, хотя возможны не любые сочетания. Психологическая диагностика типов и степени выраженности акцентуаций характера осуществляется при помощи специальных психологических тестов и универсальных личностных опросников, в частности MMPI, шкалы которого включают зоны нормальных, акцентуированных и патологических проявлений свойств характера. Диагностика личности в юридической практике имеет широкий спектр приложения: она способствует лучшему пониманию ролей участников группового преступного деяния, оценке личных качеств человека, способствовавших совершению преступления, или качеств жертвы, определяющих ее виктимность, позволяет предсказать возможное поведение участников нераскрытых преступлений, а также усовершенствовать процесс отбора сотрудников правоохранительных органов на занимаемые должности. Под психическими процессами понимают определенные проявления психической деятельности человека. Каждый из них имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы: 1)это формы отражения объективной реальности субъектом в процессе осуществления деятельности центральной нервной системой; 2)это первичные регуляторы поведения человека. Психика — это определенное свойство живой высокоорганизованной материи, т.е. мозга человека, отражать окружающий его мир. Системная организация психики включает в себя: 1)психические процессы; 2)психические свойства; 3)психические состояния. Психические процессы можно разделить на 3 группы: 1)познавательные, или когнитивные, — это мышление, память, ощущения, восприятие, речь, представление, воображение и внимание человека; 2)эмоциональные—это радость, грусть, печаль; 3)волевые. Познавательные процессы призваны обеспечивать отражение явлений и объектов окружающего мира и операций с образами, т.е. накопление человеком знаний. Эмоциональные процессы призваны давать оценку познаваемого и формировать мотивы деятельности. Волевые процессы отвечают непосредственно за деятельность и поведение человека. Под психическими свойствами понимаются конкретные особенности психической деятельности определенной личности, а также особенности ее психического состояния и общественных отношений, которые позволяют прогнозировать поведение, направление и динамику психического развития этой личности. Выделяют 3 основные свойства: темперамент, мотивации и характер. Темперамент — это скорость протекания психических процессов или скорость формирования условных рефлексов человека. Мотивации — потребности человека, базирующиеся на его эмоциональных процессах, в ходе которых происходит оценка результатов деятельности. Характер — наиболее общая интегральная оценка системы психических процессов. Психология выделяет насколько психических процессов: память, мышление, внимание, представление и ощущение. Память — это фиксация связей мозгом. Внимание — процесс, осуществляющий отбор поступающей в сознание информации. Представление — процесс, обеспечивающий инвариантность восприятия. Ощущение — преобразование физических и химических стимулов в электрические импульсы. Мышление — это сознательные операции человека со зрительными образами в воображении. Интеллект —это совокупность мыслительных установок личности, которые направлены на реализацию определенных задач. Воображение представляет собой процесс моделирования прошлого, настоящего или будущего и базируется на основе процессов мышления и представления.
|