Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и церковь. Светские, теократические, клерикальные государства. Положение церкви в России.
Из лекций Сорокиной Ю.В.: Соотношение церкви и государства. Церковь имеет двоякую природу: с одной стороны, церковь - это есть место для удовлетворения духовных потребностей, это место для отправления культа, с другой - церковь является институтом гражданского общества и выполняет социально-политические функции. Историческая практика выработала 2 модели взаимоотношения церкви и государства: 1. Отделение церкви от государства (США, Франция, РФ, Испания, в определённой мере Турция). Отделение означает, что церковь самостоятельно определят свои структурные подразделения и вырабатывает для них правила. Государство не оказывает церкви материальной поддержки. Церковь не имеет право выполнять функции государства (это касается актов гражданского состояния). Религиозное образование не признаются государством. Церковь не участвует в деятельности гос аппарата. Государство может проверять законность церкви (бухгалтерские документы и т.д.). 2. Признание церкви в качестве государственной (Великобритания, Германия, Скандинавские страны, кроме Финляндии, Греция). Такая модель означает: 1) на гос службу могут приниматься только те лица, которые исповедуют гос религию; 2) существует специальный церковный налог, однако он добровольный, поскольку его платят только те лица, которые относят себя к гос религии; 3) на гос церковь возлагаются некоторые гос функции: регистрация актов гражданского состояния и церковь обязана содержать дома милосердия, школы и больницы; 4) образование признается государством; 5) гос-во и церковь могут оказывать друг другу материальную поддержку. –––––––––– Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.). Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др. Клерикальное государство - это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны. ––––– Учитывая последние пять лет, можно говорить о нарастающей силе влияния церкви на гос-во в современной России (хоть в Конституции и закреплено положение о светском гос-ве); церковно-государственные отношения в современной России в основном строятся по принципу относительного невмешательства церкви и государства. Наиболее широким представляется сотрудничество в социально-культурной сфере (при ответе добавьте собственную точку зрения по этому вопросу).
|