Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды пользования недрам
Все недра на определенный момент подразделяются на изученные и неизученные. В свою очередь изученные части недр делятся на используемые и неиспользуемые. Изученные участки недр являются объектами пользования либо потенциального пользования. Неизученные подлежат исследованию и оценке с целью определения их полезных свойств и возможных перспектив использования. Полезные свойства недр определяются наличием в них полезных ископаемых и других ресурсов, строением позволяет использовать их для целей не связанных с добычей полезных ископаемых. В частности для создания подземных хранилищ, санитарно - оздоровительных объектов, возможностью изучения их поведения, оказывать в той или иной мере влияние на жизнь людей. Все это в конечном счете, определяет многообразие возможных видов пользования недрами. Впервые подразделение пользования недр по видам было введено основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 1976г. В СССР 4 вида пользования · Геологическое изучение · Добыча полезных ископаемых · Строительство и эксплуатация подземных сооружений. Не связанных с добычей ископаемых · Удовлетворение иных государственных и общественных потребностей · Действующим законодательством о недрах выделено 6 видов пользования недрами, в соответствии с которыми они могут предоставляться в пользование · Региональное геологическое изучение · Геологическое изучение · Разведка и добыча полезных ископаемых · Строительство и эксплуатация подземных сооружений. Не связанных с добычей ископаемых · Образование особо охраняемых геологических объектов · Сбор минералогических, палеонтологических и др. геологических коллекционных материалов
БИЛЕТ 2 1. Геохронологическая таблица. Геохронологическая таблица – геологическая временная шкала Земли, применяема в геологии. Наиболее крупным подразделением ЭОН, которых 3. 1) Архейский – более 3.5-2.6 млрд. лет. 2) протерозойский 2.6 – 570 млрд лет; 3) фанерозойский 560-0 млн. лет... Эоны подразделяются на ЭРЫ, а они в свою очередь на ПЕРИОДЫ и ЭПОХИ. Фанерозойский эон подразделяется на ЭРЫ: 1. ПАЛЕОЗОЙСКУЮ (6 периодов € O S D C P) PZ; 2) МЕЗОЗОЙСКУЮ MZ (3 периодоа T, J, K); 3) КАЙНОЗОЙСКУЮ KZ (3 периода P, N, Q). В стратиграфии, которая имеет дело с отложениями употребляются другие термины: эонотема, эратма, система, отдел, ярус.
3. Прекращение пользования недрами Законодательство о недрах предусматривает предоставление участ- ков недр во временное или бессрочное пользование. В случае времен- ного пользования, а также в других случаях, предусмотренных зако- ном, право пользования может быть прекращено. Закон РФ ≪ О не- драх≫ предусматривает следующие случаи прекращения права пользо- вания недрами: — по формальным обстоятельствам — по истечении установлен- ного в лицензии срока действия, если не последовало соответствую- щего продления; — по субъективным обстоятельствам — при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами. Следует отметить, что не предусматривается никаких ограничений этого права. Недропользова- тель не обязан мотивировать свой отказ. Отказ не ведет к возникно- вению каких-либо новых обязательств; — по объективным обстоятельствам — при возникновении зафик- сированного в лицензии решающего условия, исключающего даль- нейшее осуществление предоставленного права, а также в случае перехода права пользования недрами, оформленного с нарушением законодательства. Кроме того, орган управления государственным фондом недр или его территориальные подразделения, выдавшие лицензию, могут до- срочно прекратить, приостановить или ограничить права на пользова- ние недрами в случаях: — возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связан- ных с пользованием недрами; __ — нарушения пользователем недр существенных условий ли- цензии; — систематического нарушения пользователем недр установлен- ных правил пользования недрами; — возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.); — если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; — ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; — по инициативе владельца лицензии. В случае, если владелец лицензии хочет отказаться от права пользо- вания недрами, он должен подать в органы, предоставившие лицен- зию, письменное уведомление не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока. При этом владелец лицензии на пользование недрами должен вы- полнить все обязательства, определенные в лицензии или лицензион- ном соглашении на случай досрочного отказа от прав до установлен- ного срока прекращения права пользования недрами. Это касается в частности минимальных обязательств по объемам геологоразведоч- ных работ при поисках нефтяных и газовых месторождений. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, выдавшие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их не- выполнения в судебном порядке. В случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей или чрезвычайных ситуаций пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентными орга- нами соответствующего решения и письменного уведомления об этом пользователя недр. В случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии или Лицензионного соглашения, систематического наруше ния установленных законодательством правил пользования недрами, а также, если он в течение установленного в лицензии или Лицензи- онном соглашении срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, компетентные органы направляют пользо- вателю недр письменное уведомление о допущенных им нарушениях. Если пользователь недр не принимает в течение трех месяцев необхо- димых мер по устранению отмеченных нарушений, может быть при- нято решение о прекращении права на пользование недрами__ При несогласии пользователя недр с решением о досрочном пре- кращении, приостановлении или ограничении права на пользование недрами, он может обжаловать его в административном или судебном порядке. В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие прио- становление или ограничение права на пользование недрами, устра- нены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользова- теля недр не включается в общий срок действия лицензии. В случае, если в интересах рационального использования и охра- ны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесооб- разно или невозможно, органы, досрочно прекратившие право пользо- вания соответствующим участком недр, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить пра- во краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии в порядке, установленном законодательством. Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заклю- чен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях
4. Экспертиза Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил закон «Об экологической экспертизе» (1995). Субъекта ми государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то федеральные государственные органы в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы». Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества. Экологическая экспертиза устанавливает: 1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ. 2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. 3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. 4. Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения. 5. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования). Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: · Проекты правовых актов РФ нормативного и не нормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов. Они утверждаются органами государственной власти РФ и регламентируют хозяйственную и иную деятельность. · Материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ: 1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; 2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экологических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; 3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; 4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; 5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; 6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует РФ, и федеральных инвестиционных программ; 7) проекты комплексных схем охраны природы РФ. Подлежат государственной экологической экспертизе: * технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду; • технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»; • материалы по созданию организации горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие ис- пользование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации. Подлежат также ГЭЭ: · проекты международных договоров; · документация, обосновывающая соглашения о разделе про дукции и концессионные договоры, а также другие договоры предусматривающие использование природных ресурсом и (или) отходов производства, находящихся в ведении РФ; · материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти; · проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий; · проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ; · документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территории федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные; · иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ. Объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, повторно рассматриваются в случае: 1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; 2) изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды; 3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; 4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; 5) внесения в проектную и иную документацию изменений после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
|