Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия возникновения модели рынка совершенной конкуренции






Для существования совершенной конкуренции необходимо соблюдение ряда условий.

1. Совершенный конкурент получает цену на свою продукцию извне.

На рынке совершенной конкуренции функционирует множество мелких предприятий, производящих однотипный товар, которые из-за незначительности объема выпускаемой продукции не могут повлиять на цену.[4] Цена определяется только лишь совокупностью продавцов и покупателей. Т.е. все субъекты рынка являются ценополучателями. (Большое число фирм не всегда является необходимым условием для принятия цены. Даже если на рынке имеется 2 фирмы, то каждая может согласиться с ценой, считая, что другая фирма тоже с ней согласна. [5]) Рыночная цена формируется совместными действиями продавцов и покупателей. Т.е. на рынке устанавливается какой-то спрос (D) на продукцию и предложение этой же продукции (S). В точке пересечения этих кривых (E) устанавливается равновесная цена на рынке. Каждый же в отдельности продает свой товар по одной и той же цене, поэтому графически кривая спроса на продукцию отдельного продавца (D) абсолютно эластична. (Рис. 1)[6]

 

P
P
Рынок
Фирма

 
 

 


 
 
Q
Q

Рис. 1 Конфигурация рынка совершенной конкуренции.

2. Большое количество относительно мелких производителей и покупателей.

Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка, и изменение объемов спроса и предложения отдельных субъектов (в рамках короткого периода) не влияют на рыночную цену продукции. [7]

3. Производство стандартизированной продукции (отсутствие монополии по дифференциации продукта).

Покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как товары субституты (взаимозаменяемые товары), т.е если какой-то один производитель поднимет цену на свой товар, то потребители уйдут от него и купят товар у его конкурента. На самом деле, в реальной жизни такие товары очень сложно найти. Однако при более узком определении рынка товаров иногда оказывается возможным достичь приемлемой степени сходства товаров, продаваемых конкурентной фирмой.

Приведем пример: знатоки вин утверждаю, что они чувствуют разницу между винами, сделанными из винограда, выросшего в разных местностях. В этом случае трудно говорить о взаимозаменяемости таких товаров, которые на первый взгляд ничем не отличаются. Однако при более узком определении товаров иногда оказывается возможным достичь приемлемой степени сходства товаров, продаваемых конкурирующими фирмами. [8]

4. Свобода перелива ресурса между отраслями.

Суть этого условия состоит в том, что каждый производитель, фирма которого действует на рынке в данный момент, может более эффективно вовлекать дополнительные производственные факторы с целью получения дополнительной выгоды. Так например, если товары фирмы не являются конкурентоспособными по сравнению с другими товарами на протяжении долгого времени, то фирма может высвободить производственные факторы и перенаправить их в отрасти с более выходным производством.

Условие о совершенной мобильности часто выполняется на практике, особенно если учесть, что не всегда необходимо перемещать людей географически, чтобы сделать их мобильными в экономическом смысле.[9]

5. Свобода выхода и входа.

Все продавцы и покупатели обладают полным правом свободного входа в отрасль и выхода из нее. Это значит, что каждый производитель решает сам, независимо ни от кого, начинать производство данной продукции, продолжать или прекратить его. Тоже самое и по отношению к покупателям. Они сами решают, покупать им продукцию или нет, если покупать, то в каком количестве. Не существует никаких барьеров для вступления в отрасль или выхода из нее.

6. Фирмы и потребители обладают полной информацией.

Под этот отличительной чертой совершенной конкуренции понимается тот факт, что все производители и потребители обладают всей полнотой информации на рынке. Это условие также никогда не удовлетворяется в буквальном смысле. Мир достаточно сложен, чтобы все эти условия были удовлетворены. На практике под условием о полной информации обычно подразумевается, что человек располагает достаточной информацией для осуществления выбора без особых затруднений. Но даже такое упрощенное условие во многих случаях недостижимо. [10]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал