![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самообразование как социальный феномен: понятие, функции, виды, перспективы развития.
Самообразование средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. Человек должен постоянно и непрерывно развиваться повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это самообразование. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал личности, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации. Функции самообразования: Индивидуализации; Индивидуально-личностной самоидентификации; Самореализации; Удовлетворения потребностей в различных видах деятельности; Саморазвития; Саморегуляции. Виды самообразования: Ø С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. Ø По критерию направленности самообразования - профессиональное и общеразвивающее самообразование. Ø С точки зрения пространственной локализаци самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.). Ø По типу организации можно говорить об институционализированном и неинституционализированном самообразовании. Ø По сферам самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и др. В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта: ü прогностический – когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности; ü адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям; ü самореализационный – ведущая цель которого – саморазвитие субъекта; ü конструктивистский – как форма самоконструирования субъекта самообразованиия. Социальные трансформации, обусловленные переходом к информационному обществу повышают роль самообразования, потому что: -Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении. - Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху. В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования. Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования. В информационном обществе происходит постепенное смещение соотношения " образование – самообразование" к доминантному превалированию последнего.
|