Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод экспертных оценок в социологическом исследовании. Область его применения и основные разновидности. Познавательные возможности.






Экспертный опрос – разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования, т.е. эксперты.

Отличительные черты:

1. Количество опрашиваемых всегда меньше.

2. Качество опрашиваемых: более высокий уровень квалификации.

3. Получение специальных знаний, которыми не обладает социолог.

4. Уникальность знаний эксперта, а не повторяемость.

5. Данные нужны не для проверки гипотез, а для того, чтобы разобраться в новой области.

Основное назначение экспертного опроса состоит в выявлении наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения: может быть использован при изучении всех сфер деятельности; в диагностике, в оценке состояний социального объекта, нормировании, проектировании, прогнозировании, в принятии решений. Разновидности экспертного опроса достаточно эффективно применяются на разных этапах СИ: в определении целей и задач, выявлении проблемных ситуаций, поиске гипотез, ходе интерпретации понятий, обосновании надежности инструментария и исходной информации, в обосновании выводов, в выработке рекомендаций.

Основные нормативные требования: тщательность подбора экспертов (обязательная оценка их компетентности. Методы определения компетентности: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов), учет факторов, влияющих на мнение эксперта, создание условий опроса, сохранение информации без искажения. Данные экспертного опроса носят субъективный характер, поэтому их надо дополнять объективными данными.

Программа применения экспертного опроса включает в себя основные структурные элементы программы СИ. Ведущие задачи: выделение целей опроса, построение критериев подбора, правил организации участия экспертов и критериев оценки полученной от них информации. Программа опроса экспертов не так детализирована, как программа массового опроса, и носит концептуальный характер.

Основной инструментарий – анкета или бланк интервью, разработанные по специально программе. Число экспертов не должно превышать 10-15 человек.

Экспертные оценки – это суждения знатоков, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Метод экспертных оценок основан на их применении при анализе проблем.

Отличительные характеристики ЭО:

1. Изменяется ролевая функция респондента

2. Изменяется программная функция

3. Отличие по типу и объёму информации

4. Небольшое кол-во опрашиваемых

5. Особенности инструментария

Цели ЭО:

1. прогноз развития явления

2. анализ состояния, какого-то объекта

3. оценка достоверности результатов массового опроса

Процедура:

1) Понятийная строгость, однозначность используемых категорий, подготовка в сложных случаях специальных словарей, растолковывающих значение некоторых понятий, использование им всеми экспертами в ходе экспертизы.

2)Четкое определение цели всех аспектов экспертизы и каждого из них в отдельности, их соответствие исследовательским задачам и гипотезам.

3)Тщательный подбор экспертов на основе продуманно сконструированной модели идеального эксперта и критериев, вытекающих из этой модели.

4)Соблюдение правила оптимума численности экспертов, т.е. учет того, что ограничение состава экспертов ведет к росту веса оценки каждого эксперта, и расширение их состава затрудняет интегрирование экспертных оценок, (то и другое увеличивает риск принятия монитором ошибочных выводов).

5)Апробация всего инструментария как экспертного опроса, так и последующих процедур сопоставления и согласования оценок экспертов.

6)Информационная изоляция экспертов друг от друга на первом этапе (туре) экспертного опроса.

7)Налаживание теснейшего творческого взаимодействия экспертов на последующих этапах экспертизы (после установления меры валидности полученных оценок).

8)Безупречное знание монитором и практическое применение им конкретных методик интенсивного группового взаимодействия экспертов на завершающем этапе экспертизы.

 

Виды экспертного опроса.

Две основные процедуры:

· обычный опрос – разовый анонимный опрос. Более легкий.

· многоступенчатый опрос – на каждом последующем этапе все более сложные задачи. Нет смысла в анонимности, т.к. эксперт – участник научного исследования, а не его объект.

Заочный опрос: письменный опрос, анкетирование (формализованный опрос), метод независимых характеристик и дельфийская техника.

Письменный опрос: заполнение опросных листов. 50-90% открытых вопросов. Трудности возврата. Проводится для выявления новых идей.

Формализованный опрос: анкетирование с открытыми и закрытыми вопросами. Выяснение оценок готового решения.

Метод независимых характеристик: обобщенная оценка одного явления, информация о котором из разных источников. Сравнение и сопоставление разных мнений, обработка их математическими процедурами, формулируются достоверные выводы. Изучение личностных качеств индивида (опрашиваются знакомые с ним люди).

Дельфийская техника: Опрос экспертов в несколько туров, обработку результатов каждого тура, информирование их об этих результатах и вновь повторение такой же процедуры. В первом туре ответы даются без аргументации. После обработки выделяются крайние и средние суждения и сообщаются экспертам. Во втором туре опрашиваемые вновь обращаются к своим оценкам. Им предоставляется возможность пересмотреть свои взгляды либо, напротив, аргументировать. После второго тура обрабатываются новые оценки: крайние и средние мнения обобщаются, итоги вновь докладывают экспертам. Так повторяется 3-4 раза. Практика показывает, что после третьего или четвертого тура мнения экспертов не меняются. В ходе подобной процедуры вырабатывается согласованная оценка. Этот метод направлен на усовершенствование процесса принятия экспертных оценок.

Очный опрос: интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака».

Простое совещание. Каждый по очереди высказывает свое мнение по проблеме. Список решений вывешивается, обсуждению они не подлежат.

Совещание по круговой системе. Малые группы придумывают идеи, затем обмениваются ими 3 раза. Коллективное голосование за идеи.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») – метод коллективного принятия творческих решений (предложен А.Ф. Осборном в 1938 г). Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы, спонтанно предлагаемых участниками. При обычных приемах обсуждения возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания. Метод «мозговой атаки» поощряет критику.

Особенности процедуры мозгового штурма:

· Длительность от 1 ч. до 1, 5 ч.

· Все идеи выдвигаются и записываются

· Группа может развить любую идею

Требование к организации:

· - статусная однородность группы

· - отсутствие психического напряжения

· - соблюдение размеров группы

· - установление ролевой структуры (генераторы – рождают идею и аниматоры – развивают идеи)

Достоинства: оперативность, лёгкая организация, усиление экспертов за счёт общение.

Недостатки: неконтролируемость процесса генерации идей, не предполагается выработка итогового решения.

 

Метод прогнозных сценариев. Сценарий – это вероятностное описание картины будущего, составленной на основе компетентных технических суждений. Один прогноз включает несколько сценариев, в большинстве случаев три: оптимистический, пессимистический и промежуточный (наиболее вероятный, ожидаемый). Составление сценария происходит в несколько этапов: 1) структурирование и формулировка вопроса: сбор и анализ исходной информации, согласование задачи со всеми участниками проекта, выделение структурных характеристик проблемы; 2) определение факторов внешнего влияния; 3) нахождение показателей, желательно альтернативных, будущего состо­яния; 4) формирование и отбор согласующихся наборов пред­положений при помощи компьютерных программ; 5) разработка практических рекомендаций к сценарию будущего и определение возможных последствий его реализации.

Метод коллективного блокнота («банка» идей) – способ, осно­ванный на сочетании независимого выдвижения идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой.

Метод KJ (кей джи) – так называется метод антропологических исследо­ваний, когда исследователи сначала собирают коллекцию фактов о жизни племени, а затем просят туземцев объяснить их значение. Японский бизнес адаптировал метод KJ следующим образом: слу­жащих компании просят набросать на листочках бумаги свои по­желания об усовершенствованиях процесса производства и пред­ложения о том, что компании следует делать. Полученные поже­лания и предложения анализируются, и на основе суммы мнений получается картина, на которой изображена перспектива компании и ее подразделений в будущем. Метод носит скорее интегрирующий, чем аналитический, характер.

Метод неспециалиста заключается в том, что решение проблемы предлагается лицам, которые никогда ею не занимались, но являются специалистами в смежных областях.

Выделяются два основания, по которым можно сгруппировать разновидности метода э.о.:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал