Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 5. Регулируемый электропривод воздуходувных установок
Цель лекции: энергетическая эффективность применения ЧРП в тягодутьевых механизмах ТЭЦ. Основным назначением тягодутьевых механизмов (ТДМ) является поддержание оптимального режима горения в топке котла. Как правило, система автоматического регулирования ТДМ должна поддерживать заданную величину разряжения в топке котла независимо от производительности котлоагрегата.. С увеличением подачи топлива дутьевой вентилятор должен увеличить подачу воздуха в топку котла, а вентилятор дымососа одновременно увеличить отсос продуктов горения. Таким образом, производительности дымососа и дутьевого вентилятора должны регулироваться. Технико-экономическая целесообразность применения регулируемого электропривода ТДМ зависит от схемы сети, графика нагрузок агрегата, характеристик тепломеханического и электротехнического оборудования и его стоимости, цен и изменения издержек на топливо и других факторов. Оценим энергетический выигрыш от применения для ТДМ регулируемого электропривода. Параметрами аэродинамических характеристик ТДМ являются производительность, полное давление Н, потребляемая мощность или мощность на валу N и КПД механизма. В условиях квадратичного тракта (НВ = К QВ) теоретически наилучшим способом изменения производительности ТДМ является плавное регулирование частоты вращения. При этом производительность, давление и мощность механизма изменяются пропорционально первой, второй и третьей степеням отношения к частоте вращения. Следует отметить, что лишь для котлоагрегатов, работающих под наддувом при применении современного регулирования дутья, изменение нагрузки агрегата NВ и расхода дутьевого воздуха QВ в первом приближении происходит пропорционально и однозначно. На характер зависимости QВ = f(NВ) влияют погодные факторы, заносы по тракту, изменения влажности и сортности топлива и т.д., которые превращают зависимость QВ = f(NВ) в область возможных значений, т.е. делают ее неоднозначной. Сравнение экономичности ТДМ при разных способах регулирования производится на основе анализа зависимостей эксплуатационного КПД от производительности: η Э = f (QВ, / QВ.исх) или с помощью зависимостей NВ / NВ. исх = f (QВ, / QВ.исх), построенных для квадратичных трактов. Экономичность выбранного варианта привода ТДМ характеризуется значением КПД установки hуст, определяемым по формуле: hуст = hНАэ η ЭЛ , hНАэ - эксплуатационный КПД механизма; hЭЛ - КПД электропривода. При этом эксплуатационный КПД при регулировании производительности ТДМ с помощью направляющего аппарата может быть найден из соотношения: hНАэ = hНАэ η регhисх, где hрег - КПД регулирования, зависящий от глубины регулирования и типа ТДМ, а также положения исходного режима на дроссельной характеристике механизма; hисх - КПД механизма на исходном режиме (в точке пересечения характеристик механизма и сопряженного тракта при выключенном регулировании). При этом для квадратичного тракта: hрег = (QВ, / QВ.исх)3 / (NВ / NВ. исх), где: QB -производительность механизма- м3 /ч; QВ исх.- производительность механизма в точке пересечения характеристики механизма и характеристики сети; NB, NВ исх - соответственно, мощность- кВт. Электрическая мощность, потребляемая из сети при идеальном регулировании, в кВт, определяется по формуле: , QB - производительность механизма- м3 /ч; HB – давление (напор) вентилятора- кгс/м2. Мощность, потребляемая из сети штатным электроприводом ТДМ с учетом наличия направляющего аппарата, в кВт, определяется по формуле: , где hэл- КПД электродвигателя. Мощность, потребляемая из сети регулируемым электроприводом ТДМ (в кВт): , где hпр - КПД регулируемого электропривода; hв - КПД механизма при оптимальном открытии направляющего аппарата.Экономия мощности при работе регулируемого электропривода определяется по формуле △ N = N2 – N3 Поскольку продолжительность работы на том или ином режиме задается диспетчерским графиком нагрузки, то в зависимости от режима и требований системы в течение суток она может непрерывно меняться. На рисунке 5.2 изображена гистограмма, показывающая потребление электроэнергии тягодутьевыми механизмами при регулировании потока воздуха шибером (красные столбцы) и регулировании с помощью ЧРП (синие столбцы), которая показывает эффективность экономии электроэнергии. По ней видно, что экономия мощности может составлять до 40%. На рисунке 5.3 представлен вариант функциональной схемы автоматизации тягодутьевых механизмов на базе частотно- регулируемого привода. Систему регулирования тягодутьевых машин можно разделить на два независимых контура: - контур регулирования дутьевого вентилятора. В данном контуре частота вращения регулируется ПИД-регулятором поддержания давления воздуха перед горелкой. Необходимое давление воздуха вычисляется по значению давления топлива и температуре подаваемого воздуха. Так же, зачастую, производится корректировка уставки давления по содержанию кислорода в уходящих дымовых газах, которая контролируется датчиком (5). Вычисление производится в контроллере блока автоматического управления, согласно режимной карте котла, и задающий сигнал поступает на преобразователь частоты дутьевого вентилятора; - контур регулирования дымососа. В данном контуре задействован датчик разряжения в топке. По его сигналу ПИД-регулятор блока автоматического управления поддерживает постоянное разряжение в топке, посылая управляющий сигнал на преобразователь частоты дымососа. Для упрощения схемы можно задействовать для регулирования ПИД-регулятор преобразователя частоты, выведя на аналоговый вход ПЧ сигнал с датчика разряжения. В контуре регулирования давления может быть использован встроенный в ЧРП ПИД-регулятор, который обеспечивает необходимое давление воздуха перед горелкой. Давление воздуха вычисляется по значению давления топлива и температуре подаваемого воздуха. Вычисление производится в контроллере блока автоматического управления (см.рисунок 5.3), согласно режимной карте котла, при этом формируется задающий сигнал на преобразователь частоты дутьевого вентилятора.
Рисунок 5.2. Гистограмма потребления электроэнергии тягодутьевыми устройствами
1- датчик избыточного давления; 2- датчик разряжения в топке котла; 3- датчик температуры воздуха; 4- датчик избыточного давления; 5- датчик содержания кислорода; 6- котел; 7- горелка; 8- топливо; 9- вентилятор дутьевой; 10-направляющий аппарат; 11- двигатель; 12- преобразователь частоты; 13- блок управления; 14- дымосос. Рисунок 5.3
Вопросы: 1) Каким образом достигается экономия электроэнергии в ТДМ? 2) На какие контуры делится система автоматического регулирования ТДМ?
|