![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления реформы государственной службы Российской Федерации.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. . Под реформой государственной службы (ГС) следует понимать осуществление целенаправленных преобразований, результатом которых является постепенное формирование новой системы ГС либо появление у существующей системы новых качеств, черт или существенных признаков. Рассматривая вопрос о реформировании государственной службы Российской Федерации необходимо прежде всего обратить внимание на ее основные недостатки. К ним следует в первую очередь отнести: 2 Вопрос: Конституционный статус человека и гражданина Российской Федерации. Роль государства в обеспечении прав человека и гражданина.
ПРАВОВОЙ (ЮРИДИЧЕСКИЙ) СТАТУС ЛИЧНОСТИ - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. Права и свободы человека и гражданина - центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституционализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения. ПРАВА ГРАЖДАНИНА тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо. Часто употребляемая конструкция «права и свободы» создает основу для отождествления прав и свобод. Вместе с тем свободы представляют собой возможность для самовыражения (самореализации) лица, которая не требует строгой правовой регламентации со стороны государства. Сфера, которая непосредственно не управляется гос-вом, определяется как гражданское общество. Поэтому свободы наиболее полно реализуются именно в гражданском обществе: свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28), свобода мысли и слова, свобода массовой информации(ст. 29), свобода деятельности общественных объединений (ст. 30), свобода литературного, художественного, научного творчества, свобода преподавания (ст. 44). Несмотря на то, что Конституция России не содержит в своем тексте понятия «гражданское общество», в ней отражены его системообразующие элементы (например: личность, достоинство которой охраняется государством (ч. 1 ст. 21); собственность (ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 35); семья (ч. 1 ст. 38); общественные объединения (ч. 4 ст. 13); религиозные объединения (ч. 2 ст. 14), профессиональные союзы (ст. 30); институты местного самоуправления (ч. 22 ст. 130). I. ПРАВА ЛИЧНОСТИ МОЖНО ГРУППИРОВАТЬ ПО РЯДУ ОСНОВАНИЙ: Ø по статусу субъекта: права человека (например, право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27); Ø по количественному признаку: индивидуальные права (право на имя, честь, достоинство (ст. 21)), коллективные права (право на объединение (ст. 30), на коллективные обращения в гос. и мун. органы (ст. 33)); Ø по происхождению: естественные права (право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на социальную защиту (ст. 39)); Ø по производности: базовые права (например, право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32)), производные права (право избирать и быть избранным (ч. 2 ст. 32), равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32)); Ø по содержанию: личные, политические, социально-экономические и социокультурные права. Один из современных подходов к классификации прав личности — поколения прав человека. Человечество в своем развитии «выработало» три поколения прав человека: § " первое поколение" включает в себя личные и политические права (право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), совести и религии (ст. 28), право на жизнь (ч. 1 ст. 20), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т.п.), которые стали завоеванием буржуазных революций и получили развитие в практике построения демократических государств; права данного поколения корреспондируют обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы; § " второе поколение" оформилось в конце ХIX — начале ХХ в. и представлено правами, в реализации которых участвует государство, т.е. это социально-экономические права (право на труд, на свободный выбор работы (ч. 1 ст. 37), право на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), право на защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38) и др.) и социально-культурные права (право на образование (ч. 1 ст. 43), право на участие в культурной жизни общества, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др.); § " третье поколение" порождено глобальными проблемами человечества и эпохой информатизации (например, право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию об ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29)); специфика прав третьего поколения состоит в их коллективном характере, что способствует их совместной реализации.
Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Назначение личных прав может быть выражено в совокупности трех аспектов. Во-первых, они призваны гарантировать человеческую жизнь и обеспечивать защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Во-вторых, с личными правами связано обеспечение защиты человеческого достоинства, неприкосновенности личности (физич. и нравственно-психологической), его частной жизни. В-третьих, личные права обусловливают возможности беспрепятственного выбора человеком своего поведения в сфере личной частной жизни (например, право указывать свою национальную принадлежность, право выбирать место своего пребывания и жительства, свобода вероисповедания). Политические права и свободы российских граждан непосредственно связаны с организацией и осуществлением власти в гос-ве и характеризуют положение личности в политич. отношениях. Специфика политических прав и свобод выражается в их носителе — гражданине государства, в цели — реализация народного суверенитета, в функциях — привлечение граждан к осуществлению народовластия. Чем шире спектр политических прав и свобод и совершеннее механизм их реализации, тем выше уровень демократизации общества.
Социальные, экономические и культурные права традиционно относят ко второму поколению прав человека. Для них характерна материальность содержания, поскольку они опосредованы отношениями собственности, социально-экономическими элементами гражданского общества. Эта группа прав связана с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно сказать, что экономические, социальные и культурные права являются в конечном счете предпосылкой развития всех иных прав и свобод.
II. Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. С правами лица тесно связаны его обязанности. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Обязанности выступают пределами свободы личности, которые очерчены в нормативном порядке. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ — разновидность социальных обязанностей — меры должного поведения лица в общественных отношениях. Составной частью юридических обязанностей являются конституционные. Их особенности состоят в следующем: o направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, o служат как личным, так и общественным интересам; o имеют важную общественную и государственную значимость. Конституционные обязанности, будучи закрепленными в Конституции России, приобретают высшую юридическую силу и всеобщий характер. Конституционные обязанности - высшие правовые требования, предъявляемые к личности и связанные с охраной и защитой важнейших ценностей, с осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению личных и обществ. интересов в правовом демократическом гос-ве. Исходя из текста Конституции РФ, структурно обязанности закреплены отдельной статьей (например, ст. 57, 58) или совместно с правами и свободами (например, ст. 44, где ч. 1, 2 посвящены правам, а ч. 3 — обязанности; ст. 59, где ч. 1, 2 посвящены обязанностям, а ч. 3 — праву). Специального внимания заслуживает ч. 2 ст. 38, где право и обязанность совпадают: забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. На взаимообусловленность прав и обязанностей указывает также формулирование конституционной меры возможного поведения (права лица) через «необязанность»: ч. 2 ст. 49 определяет, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; ч. 1 ст. 51 закрепляет, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и круга близких родственников. Обязанности, как и права, могут адресоваться «каждому» и «гражданину». На примере обязанностей, включенных в Конституцию России, это выглядит так: «каждый» обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окр. среду (ст. 58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43); «гражданин» России обязан защищать Отечество (ст. 59). Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в РФ, является соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15).
В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина РФ. Употребление близких по смыслу терминов «долг» и «обязанность» указывает на двоякую природу должного поведения гражданина по защите Отечества, в силу чего оно подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности. Долг и обязанность граждан РФ защищать Отечество реализуется на основе фед. законов: от 31 мая 1996 г. 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Обязанность, связанная с прохождением военной службы по призыву, установлена Фед. законом «О воинской обязанности и военной службе». Конституционный Суд РФ определил прохождение гражданами военной службы по призыву в качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества. К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина России относятся: § приоритет человека, его прав и свобод («высшая ценность» (ст. 2)); § формально-юридическое равенство, т.е. речь идет о применении равного правового масштаба к фактически неравным людям (ч. 1 ст. 19); § неотчуждаемость прав и свобод (ч. 2 ст. 17); § недопустимость произвольного ограничения прав и свобод, т.е. любое «купирование» правового статуса человека и гражданина не должно быть дискреционным, а должно обусловливаться правом и законом (ч. 3 ст. 55); § недопустимость дискриминации по какому-либо основанию (по полу, возрасту, расовой, национальной или этнической, религиозной принадлежности, языку, социальному происхождению, имущественному и должностному положению и т.п.) (ч. 2 ст. 19); § недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих, т.е. правовой статус одного человека ограничен аналогичным состоянием другого (ч. 3 ст. 17); «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»; § единство прав и обязанностей граждан (ч. 2 ст. 6), т.е. нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав; § защищаемость прав и свобод человека в судебном (ч. 1 ст. 46), в административном (ч. 2 ст. 46) порядке, в порядке самозащиты (ч. 2 ст. 45); § гарантированность прав и свобод человека и гражданина в России (ч. 1 ст. 45). Смысл деятельности гос. и мун. органов определен правами человека, признание, соблюдение и защита которых — обязанность государства. Согласно Конституции РФ, гарантом прав человека и гражданина является Президент России (ч. 2 ст. 80). Показательным является введение в России института Уполномоченного по правам человека. Статус Уполномоченного по правам человека в России определен Фед. конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». В защите прав человека особую роль играют правозащитные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности. По некоторым оценкам, в России насчитывается более 2 тыс. правозащитных организаций, или 1, 5% от числа зарегистрированных общественных объединений. Таким образом, Конституция РФ уделяет пристальное внимание правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, вопросам гражданства и принципам правового статуса личности, закрепляя основополагающие начала данного института в гл. 1 Конституции РФ, а развивая — в гл. 2.
|