Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, типы и факторы экономического роста






Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Поэтому так важно иметь четкое представление о том, что такое экономический рост, какие факторы его стимулируют, а какие, наоборот, сдерживают. В экономической теории разрабатываются динамические модели экономического роста, которые помогают исследовать условия достижения равновесного темпа экономического роста для каждой конкретной страны и вырабатывать эффективную долгосрочную экономическую политику.

Экономический рост представляет собой выход экономики за пределы ранее существовавших производственных возможностей, переход ее к новому, более высокому уровню. Экономический рост есть составляющая циклического экономического развития.

Современный экономический рост (наиболее известное определение дал американский экономист, лауреат Нобелевской премии С. Кузнец) представляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения.

Экономический рост проявляется в увеличении реального ВНП (ВВП) за определенный период времени (либо в увеличении реального ВНП на душу населения). Исходя из любого из этих проявлений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста.

Темпы роста – это отношение разницы между реальным ВНП текущего года и реальным ВНП базисного года к реальному ВНП базисного года, выраженное в процентах.

Экономический рост измеряется двумя способами. Выбор зависит от того, какая проблема анализируется или с какой целью:

1) как увеличение реального производства валового национального продукта (ВВП) или национального дохода;

2) как прирост и того и другого на душу населения.

Существуют различные классификации факторов экономического роста. Наиболее распространенная и широкая из них включает две группы факторов.

1. Факторы, определяющие источники экономического роста, т.е. факторы, которые делают экономический рост физически возможным. К ним относят:

1) наличие природных ресурсов в количественном и качественном аспектах;

2) количество трудовых ресурсов и их качественное состояние (образовательный и квалификационный аспекты);

3) объем основных производственных фондов (капитала) и их техническое состояние (изношенность, производительность, надежность);

4) технология (ее новизна, внедряемость, быстрота ее смены, результативность, окупаемость).

2. Факторы, определяющие степень реализации источников экономического роста, т. е. факторы-ограничители:

1) степень полноты и эффективности использования природных, производственных и трудовых ресурсов. Эффективное использование экономических ресурсов требует наиболее оптимального их распределения между сферами и отраслями экономики;

2) эффективное и справедливое распределение растущего объема ресурсов и растущего объема реальной продукции. Поскольку совокупный спрос определяется совокупными расходами, то их необходимо увеличить, для того чтобы обеспечить полное использование возросшего объема ресурсов;

3) институциональные факторы, сдерживающие или стимулирующие экономический рост. К ним относятся: правовые нормы (охрана труда, защита окружающей среды, борьба с преступностью и т.п.), мораль и традиции, трудовые конфликты, дискриминация и т.д.

В целом экономический рост можно представить как результат воздействия двух обобщенных факторов вместе и каждого в отдельности. Это, во-первых, вовлечение большего количества ресурсов и, во-вторых, более эффективное их использование. И тогда экономический рост предстает как результат умножения затрат труда на его производительность.

Также факторы экономического роста можно разделить на три группы:

1) факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, объем основного капитала, технологии);

2) факторы спроса (уровень совокупных расходов);

3) факторы распределения (эффективное использование ресурсов).

Несмотря на важность факторов спроса и распределения, все же основное внимание уделяется факторам предложения, так как именно они смещают кривую совокупного предложения вправо. К ним относятся:

- изменения цен на экономические ресурсы;

- изменения в производительности;

- изменения правовых норм.

Инвестиции выступают в качестве основного регулятора темпов экономического роста.

Расширить производство можно только двумя путями: или увеличением затрат факторов производства, или улучшением технологии. С этими двумя путями экономического роста тесно увязаны стратегические направления экономического развития: экстенсификация и интенсификация производства.

Различают два типа экономического роста:

1. Экстенсивный экономический рост представляет собой увеличение масштабов производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства:

1) увеличения числа занятых работников без повышения их квалификации;

2) расширения потребления материальных факторов производства: сырья, материалов, топлива, земельных угодий без увеличения эффективности их использования;

3) роста капитальных вложений без соответствующего улучшения технологии.

При этом средняя производительность труда в обществе не меняется:

2. Интенсивный экономический рост представляет собой рост производства за счет более эффективного (интенсивного) использования наличных факторов производства:

1) расширения производства материальных благ и услуг за счет внедрения новых, более эффективных технологий, посредством обновления основных фондов (средств производства), то есть за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса;

2) улучшения организации производства (новая структура хозяйственных связей, управления, маркетинга, кооперации) и, как результат, повышение его эффективности;

3) совершенствования использования основных и оборотных фондов, ускорения их оборачиваемости, ускоренной амортизации и т.д.;

4) постоянного роста квалификации рабочей силы и совершенствования научной организации труда.

Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счет роста объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Он может служить основой повышения благосостояния населения.

Обычно говорят о преимущественно интенсивном и экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост.

Факторы экономического роста группируют в соответствии с типами роста:

1) к экстенсивным факторам относят рост затрат капитала, труда;

2) к интенсивным – технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством (все, что позволяет качественно усовершенствовать факторы производства и процесс их использования).

Причины, сдерживающие экономический рост: ресурсные и экономические ограничения, социальные издержки, связанные с ростом производства.

Увеличение ВНП определяется и наращиванием ресурсов, и повышением эффективности их использования. Первое требует расширения экстенсивных факторов роста предложения, второена первый план выдвигает интенсивные факторы его расширения. В настоящее время в развитых странах первостепенную роль в формировании экономического роста играют интенсивные факторы.

Важнейшим показателем экономического роста во все времена была производительность общественного труда, притом, труда живого. Измеряется она отношением выпуска продукции (в масштабах страны — национального дохода) к затратам живого труда:

Y/L,

где L – труд, Y – объем продукции.

Производительность труда наиболее концентрированно, комплексно характеризует экономический рост.

Обратный ему показатель L/Y – трудоемкость продукции, по нему судят о том, сколько необходимо обществу затратить труда, чтобы произвести единицу продукции.

Показатель Y/K характеризует производительность капитала, или фондоотдачу, где К – капитал.

Обратный ему показатель K/Y – капиталоемкость продукции.

Показатель Y/N – отношение произведенного продукта к затратам природных ресурсов (N – земля) характеризует отношение человека к природным ресурсам, то, насколько производительно, рационально используются ограниченные ресурсы.

Математическое изображение производственной макроэкономической функции достаточно просто:

X = F (a1, a2... an) – общее и Y = f (L, K, N) – частное,

где X и Y – объемы продукции;

F, f – характер функции;

a1, a2... an – факторы производства и роста;

L - труд; N - земля; К - капитал.

4.Экономические циклы и кризисы. Современная экономическая динамика. Экономический цикл – периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции.

Теория экономических циклов изучает временную динамику колебаний экономической активности, анализирует их причины и объясняет механизмы их возникновения и развития. Отсутствует интегральная теория экономического цикла, экономисты различных школ уделяют внимание разным причинам цикличности. Основными фазами экономического цикла являются подъем и спад, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики. Реальный ВНП отклоняется от номинального, эти колебания фиксируются дефлятором ВНП.

Направление и степень изменения совокупности показателей, характеризующих равновесное развитие экономики, образуют экономическую конъюнктуру. Поэтому теорию экономических циклов называют и теорией экономической конъюнктуры.

В современной теории экономических циклов выделяют двух- и четырехфазовые модели экономического цикла.

В двухфазовой модели выделяют повышательную фазу (подъема, экспансии) и понижательную фазу (спада, рецессии), а также высшую и низшую поворотные точки цикла (точки А и В на рис.4.1).

Рис.4.1. Двухфазовая модель цикла

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять проблеме циклов пристальное внимание и создал четырехфазовую модель цикла (рис.4.2).

Рис.4.2. Четырехфазовая модель цикла (по Марксу)

Марксистская экономическая школа исследовала только промышленный цикл протяженностью 7-12 лет. Цикл включал 4 фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем.

Кризис – это внутренний механизм насильственного приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного хозяйственных субъектов.

Кризис проявлялся в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это вело к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.

Это всеобщее перепроизводство. Рынок в какой-то момент оказывается переполненным. Товары продолжают поступать, тогда как спрос уменьшается и, наконец, прекращается вовсе. Происходит падение цен, растет недоверие к субъектам рыночного хозяйства, многие предприятия терпят банкротство. Разорение слабых в техническом отношении предприятий ведет к повышению общего уровня эффективности производства.

Центр хозяйственной активности смещается на денежный рынок вследствие роста спроса на денежные ресурсы в связи с необходимостью погашения задолженностей. Рост спроса на денежный капитал провоцирует повышение % ставок, что ведет к дальнейшему падению курса ценных бумаг (акций). Свертывание хозяйственной деятельности сопровождается ростом безработицы. Кризис дает начало новому циклу и может прервать фазы оживления или подъема.

Депрессия характеризуется застоем производства, выбытием устаревшего основного капитала. Низкие цены содействуют сбыту товарных запасов, хотя часть их уничтожается. Низкий уровень хозяйственной активности обусловливает массовую безработицу. Спрос на денежный капитал падает, падает уровень % ставок и стоимость ценных бумаг. Это объясняется застоем производства, который не обеспечивает получение дивидендов. Происходит скупка контрольных пакетов акций более слабых конкурентов.

Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.

Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению.

Оживление связано с активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением основного капитала, ростом объема производства, повышением уровня цен, прибылей и % ставок.

Продолжительность данной фазы предопределяется достижением уровня общественного производства (ВНП), соответствовавшего предкризисному состоянию. Снижается уровень безработицы, ускоряется кругооборот капитала, увеличивается спрос на кредит.

Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Подъем определяется продолжением экономического роста, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий.

Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Процентные ставки продолжают расти под воздействием роста инвестиций. Растут курсы ценных бумаг, т.к. растет доходность предприятий. Особую роль выполняет торговый капитал, который, стремясь закупить больше товаров в расчете на дальнейшее повышение цен, формирует спекулятивный бум спроса, что подталкивает производство к его расширению. В результате начинает расти разрыв между производством и спросом населения. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

5.Инфляция и антиинфляционная политика. Понятие «инфляция» означает переполнение денежного рынка денежными знаками сверх действительных потребностей экономики, что ведет к их обесцениванию.

Инфляция – это понижение покупательной способности денег из-за роста цен. Однако не всякий рост цен является инфляцией. При условии повышения покупательной способности денег из-за снижения общего уровня цен, можно говорить о дефляции.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам.

В условиях инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень быстро, цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может даже упасть.

Некоторые причины появления инфляции:

1) внутренние причины:

а) чрезмерная эмиссия, которая превышает истинную потребность в деньгах национального хозяйства;

б) большие масштабы капитального строительства, которое отвлекает денежные и материальные ресурсы на длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления населения;

в) огромные военные расходы, которые приводят к неэффективному использованию богатства общества;

г) кризис государственных финансов, при котором происходит значительное превышение расходов государства над доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный долг;

д) необоснованное повышение цен и заработной платы;

2) внешние причины:

а) рост цен на мировом рынке, приводящий к подорожанию товаров, экспортируемых и импортируемых каждой страной;

б) структурные мировые кризисы;

в) увеличение внешнего долга;

г) войны, которые сопровождаются сокращением производства и ростом стоимости жизни.

В экономической теории для измерения инфляции применяют специальный показатель – индекс цен, который равен соотношению между ценой определенного набора товара («корзины») в текущем году и ценой корзины в базовом периоде, выраженный в процентах:

Индекс цен = [(Цена корзины в данном периоде) / (Цена корзины в базовом периоде)]? 100%.

Помимо индекса цен часто используется темп инфляции:

Темп инфляции = [(Индекс цен прошлого года – Индекс цен текущего года) / (Индекс цен текущего года)]? 100%

Выделяют инфляцию спроса и предложения.

Инфляция спроса становится причиной избытка денег по отношению к количеству товаров. Характерной чертой является то, что занятость в данной ситуации полная, так как промышленность стимулируется.

Инфляция предложения (издержек) вызывается ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства).

В экономической теории выделяют несколько видов инфляции.

В зависимости от темпа инфляции принято выделять следующие ее виды:

1) ползучая (умеренная, нормальная). Для данного типа инфляции характерны относительно невысокие темпы роста цен, около 5–10% в год. Такого вида инфляция свойственна для большинства стран с развитой рыночной экономикой. В условиях ползучей инфляции практически отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах, она стимулирует инвестиции в производство, создаются новые рабочие места, повышается спрос на рабочую силу и увеличивается занятость;

2) галопирующая инфляция – темп инфляции 10–20% в год. Цены поднимаются стремительно, скачкообразно. Угроза этого типа инфляции состоит в том, что она вызывает инфляционные ожидания: контракты привязываются к росту цен, деньги ускоренно материализуются в товары, растет процентная ставка, снижается уровень инвестиций. При этом рост цен опережает рост уровня заработной платы, поэтому снижаются реальные доходы наемных работников;

3) гиперинфляция – это состояние экономики, при котором темпы роста цен превышают 50% в месяц на протяжении длительного периода времени – полугода или даже более. Покупательная способность денег резко падает, многие отказываются принимать их в уплату за продукцию, нарастают объемы бартерных сделок. Гиперинфляция подрывает основы банковского дела, так как рост цен непредсказуем и рынок кредитов практически умирает. Многие фирмы сокращают объемы производства или даже закрывают его. Они обращают капиталы в более устойчивую валюту и стремятся вывести их из страны за границу. Это приводит к общему спаду выпуска продукции и снижению объема валового внутреннего продукта. Такая форма кризиса экономики получил название стагфляция.

По степени сбалансированности роста цен выделяют сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги остаются относительно неизменными по отношению друг к другу, а при несбалансированной – цены различных товаров и услуг постоянно изменяются в различных пропорциях по отношению друг к другу.

Также экономисты рассматривают ожидаемую и неожидаемую инфляции.

Ожидаемую инфляцию можно предсказать и спрогнозировать заранее. Неожидаемая инфляция появляется стихийно, спрогнозировать ее невозможно.

Инфляция имеет ряд социально-экономических последствий:

1) перераспределение доходов:

а) потери несут группы населения с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры);

б) выигрывают те категории граждан, которые выпускают продукцию, пользующуюся повышенным спросом;

в) выигрывают люди, взявшие кредит;

2) обесценивание сбережений:

а) инфляция подрывает стимулы к накоплению;

б) она снижает реальную стоимость сбережений;

в) инфляция обесценивает амортизационный фонд предприятий, так как фирмы на текущее потребление отправляют большую часть прибыли, что подрывает производство;

3) социальная нестабильность:

а) рост безработицы;

б) снижение расходов государственного бюджета, направленных на осуществление социальных программ;

в) социальная напряженность в обществе.

С целью ослабления отрицательных последствий инфляционных процессов государство разработало антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика представляет собой осуществление следующих действий:

1) борьба с дефицитом бюджета;

2) снижение инфляционных ожиданий;

3) структурная перестройка национальной экономики;

4) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;

5) развитие производства и НТП;

6) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;

7) снижение социальных последствий инфляции посредством:

а) регулирования доходов населения;

б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;

в) реализации социально-ориентированных программ;

8) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.

 

6.Проблема безработицы и государственная политика занятости. Безработица – это социально- экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные и занятые составляют экономически активное население страны, т.е. формируют рабочую силу.

Социально-экономические последствия безработицы:

- замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;

- лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;

- сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;

- устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Коэффициент (уровень) безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе:

Уровень безработицы = (число безработных/совокупная рабочая сила)*100%

Коэффициент (уровень) зарегистрированной безработицы определяется отношением численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.

 

Макроэкономические меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного спроса.

Микроэкономические меры – это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно рынка труда. С их помощью можно уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы.

Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий.

К активным мерам относятся:

а) Информационная и организационная помощь в поиске работы.

б) Субсидирование образования путём проведения государственных программ.

в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.

г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации.

д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных.

Пассивные меры:

а) Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи.

б) Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.

в) Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. Ведет учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучает состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогает профессиональной ориентации молодежи.

7.Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 2. Виды фискальной политики Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической (стабилизационной).

Мультипликатор государственных расходов μ g показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

μ g = ∆ Y/ ∆ G,

где ∆ Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆ G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.
Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

μ t = 1/(1 – MPC).

Чтобы определить изменение реального национального продукта
(дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор μ g на прирост государственных расходов ∆ G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (МРС), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Если государство вводит аккордный налог с населения (например, 16 млрд. руб.), это вызовет уменьшение потребления (например, на 12 млрд. руб.), что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

μ t =МРС * μ g или μ t = МРС / (1 – МРС).

По этой же формуле можно рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению национального продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.

На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт.

Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет находиться в равновесии. Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так:

Y – tY = (1 – t)Y.

Автономные налоги не будем учитывать при расчетах. Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС*1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность к потреблению MPC’ приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к ее сдвигу. Точка равновесия переместится, что приведет к сокращению объема национального производства. С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:

μ t’ = 1/(1 – MPC’) = 1/ (1-t)MPC).

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на
МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:

dY = - μ t’ MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.

Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики – амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность – это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = tY,

где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, Y – величина совокупного дохода (выпуска),

то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии:

[1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]),

что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

 

8.Цели, задачи, функции государственного регулирования экономики и его методы. Проблема необходимости государственного регулирования представляет большой интерес на современном этапе, так как в настоящее время экономика ни одной из стран не является только рыночной моделью. Экономика всегда регулируется двумя способами: с помощью рыночного механизма саморегуляции и государством. Государство всегда присутствует в любой экономике, независимо от ее развитости.
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.
При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:
1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых — загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.
7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.
8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

Высшая цель вмешательства государства в экономику — достижение максимального благосостояния всего общества в целом. Можно выделить четыре прикладные задачи:

1.Экономический рост. Как правило, эта цель считается ведущей в экономике. Ее реализация определяется как абсолютный и относительный рост ВВП. Но среди экономистов наряду с общим мнением о важности показателя экономического роста имеются немалые расхождения по вопросу о степени роста и методах его обеспечения. Существуют как сторонники активного экономического роста, так и приверженцы спокойного устойчивого равновесного состояния экономики. Существует также теория, согласно которой рекомендуется «нулевой рост» — ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых природных ресурсов.

 

В целом наибольшая важность показателя экономического роста в том, что он может отражать рост реального ВВП и прогресс в области производительности труда. Недостаток его в том, что он не отражает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды.

  1. Полная занятость. Совместимой с целью экономического роста является другая цель — обеспечение полной занятости. Она предполагает достижение максимального использования трудоспособного населения. Более конкретно это означает борьбу с безработицей и создание новых рабочих мест. Эти меры называются политикой по обеспечению занятости.

Полная занятость обеспечивает оптимальный экономический рост, поскольку именно на основе использования всего имеющегося потенциала можно достичь максимального увеличения масштабов производства. Однако надо понимать, что избавиться от определенных форм безработицы общество не в состоянии. Определенная доля лиц, не имеющих работу, всегда существует в рыночной экономике. Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (соотношение численности не имеющих работы и численности трудоспособного населения) составляет от 1, 5 до 4%. Превышение данной нормы является опасным социальным явлением. Конкретный допустимый уровень безработицы во многом зависит от социально-политической обстановки в стране.

  1. Стабильность цен. Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой в том случае, если норма инфляции составляет 1-2% в год («ползучая инфляция»). Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может, потому что постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Масса факторов воздействует также на уровень издержек при производстве товаров и услуг.

Уровень роста цен, превышающий указанную норму, ведет к потере устойчивости национальной валюты, что существенно ослабляет рыночную систему в целом. Поэтому данная конкретная цель экономической политики является важнейшим ориентиром в действиях государства.

  1. Внешний аспект. Выполнение трех перечисленных ранее целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэкономического равновесия. Однако прослеживается закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере.При активной экспансии во внешнюю сферу национальная экономика начинает во многом зависеть от достижения устойчивого состояния в системе внешнеэкономических отношений. В связи с этим и выделяется самостоятельная конкретная цель — обеспечение внешнеэкономического равновесия.Задача данной цели — снять преграды, стоящие на пути свободного перемещения между странами потоков товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала — с другой. Свобода международной торговли, движения факторов производства — естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Однако каждая страна должна при этом стремиться к определенному равновесию. Рыночная система должна быть готова выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка. Задача экономической политики при этом — подстраховка национальной экономики в международном экономическом соперничестве.

Функции, которые государство может выполнять в экономике:

 

  1. социальная функция государства;
  2. экологическая функция государства;
  3. законодательная функция государства;
  4. оборона и безопасность, защита от внешних угроз;
  5. обеспечение макроэкономической стабильности;
  6. институциональная политика государства;
  7. оказание публичных услуг населению;
  8. содействие развитию экономики (промышленная политика);
  9. предупреждение или устранение так называемых «провалов рынка»;
  10. государственное предпринимательство.

Внешние функции

-защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства;
-обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

-поддержание мира и мирного сосуществования.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:
- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
- базируются на силе и авторитете государственной власти;
- включают меры запрещения, разрешения и принуждения.
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
- государственного экономического прогнозирования;
- государственного экономического программирования;
- бюджетно-налоговой системы;
- денежно – кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал