Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12. Социальное управление
Управление в самом общем плане представляет собой непрерывный процесс целенаправленного, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на объект управления с целью достижения определенного результата. Главная цель управленческого воздействии – обеспечить целостность объекта, его нормальное функционирование, совершенствование и развитие, а также достижение поставленных целей. Социальное управление – это целенаправленное воздействие на условия жизни людей, их ценностные ориентации, поведение мотивацию для обеспечения скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных действий, так и социально-организованных в социетальную систему в целом. Социология изучает управление как непрерывно осуществляющийся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Это воздействие не должно прерываться, а тем более прекращаться. Непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью процесса информации и ее преобразованием в распоряжения. Все управленческие процессы базируются на обмене соответствующей информацией. Управленческая информация – совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обоснования и реализации принимаемых решений. При обмене информацией по разным причинам возникают барьеры («шумы»), которые снижают результативность управленческого процесса. Поэтому к управленческой информации применяются следующие требования: она должна быть объективной, достоверной, оптимальной, своевременной, систематизированной, логичной и лаконичной. Социология рассматривает как управление государством, так и управление организацией, любым процессом взаимодействия. Остановимся подробнее на анализе государственного управления. Выделяют следующие уровни государственного управления: республиканский, региональный, местный. К функциям государственного управления относятся: политические, экономические, административные и т. п. Виды государственного управления: координационное, субординационное, функциональное, отраслевое. В качестве примера рассмотрим один из принципов государственного управления – принцип разделения властей. Так, в контексте управления государством особое внимание уделяется в социологии разделению властей. Традиционно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную воспринимается как принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу видами (ветвями) власти, и одновременно, как организация отношений между высшими органами государственной власти. Этот принцип часто считается основополагающим для современной государственности вообще и для демократической государственности в частности. В рамках теории государственного управления особенно важно то, что наряду с политической составляющей идея разделения властей имеет и сугубо управленческие коннотации. С политической точки зрения смысл разделения властей - в недопущении тирании, в предотвращении узурпации власти. С управленческой точки зрения, смысл разделения властей - в эффективном распределении разных функций между специализированными органами власти, т.е. в их функциональной специализации.
Существует много различных точек зрения относительно выделения функций управленческого цикла. Большинство исследователей выделяют три основные: планирование, организация, контроль. В учебной литературе по менеджменту в США рассматривают четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль. В отечественной литературе выделяют четыре функции: выработка и принятие управленческого решения, организационная, корригирование и корректирование, учет и контроль (по В. Г. Афанасьеву). В модели управленческого цикла рассматривают следующие стадии: целевая, дескриптивная, прескриптивная, реализационная, ретроспективная. Каждая стадия решает конкретную задачу. На целевой стадии осуществляется выявление проблемы, формулировка целей и задач. Дескриптивная стадия решает задачу всестороннего анализа и описания состояния объекта и субъекта управления. На прескриптивной стадии осуществляется выработка и принятие управленческих решений. Организация их выполнения – это реализационная стадия. На этой стадии распределяются ресурсы, силы, обязанности, ответственность между исполнителями, выбираются и реализуются оптимальные варианты организационных действий. Главная задача ретроспективной стадии заключается в сравнении запланированных результатов с фактическими, в оценивании целесообразности принятого решения и обосновании необходимости новых или дополнительных действий. Задачи управленческой деятельности: определение цели, организация мотивации, формирование организационного порядка и стабильных иерархических связей между людьми, разработка технологии изменений, диагностика управления, контроль. М. Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией управленческая деятельность для достижения стоящих перед организацией целей и задач расчленяется на ряд операций, что предполагает строгое, формальное определение задач этой организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов-экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии. Каждый служащий отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных ему лиц. Всей деятельностью организации руководит специальный управленческий персонал. П. Блау, Р. Мертон сделали акцент на таком аспекте управления как неформальные отношения. В процессе управленческой деятельности необходимо учитывать и качество скрытых функций, которые не бросаются в глаза, не поддаются формализации, но очень важны для эффективной деятельности управляемой организации. Особенно существенное значение в данном отношении имеют неформальные, дружественные человеческие отношения, так как именно они способствуют сплоченности группы, усилению в ней взаимопомощи, а значит, и повышению эффективности совместной деятельности. Р. Блейк и Дж. Мутон сконструировали широкоизвестную «управленческую решетку».В ней выделяется пять основных стилей управления: 1. Жесткий стиль управления, при котором производственный результат – все, а человек, его потребности – ничто. Такой стиль приводит к высокому эффекту в чрезвычайных обстоятельствах, но в нормальных условиях ведет к конфликтным ситуациям. 2. Управление в духе загородного клуба ставит во главу угла внимание к человеку, но приводит к низкой эффективности производства. Здесь никто ни за что не отвечает. Все это ведет к «текучести кадров». 3. «Обедненное управление» проявляется в том, что управляющий прикладывает минимум усилий как для достижения производственных результатов, так и для удовлетворения потребностей работников. 4. Организационное управлениестремится к среднему уровню в производстве и к удовлетворению нужд работников. 5. «Групповое управление» приводит к высоким производственным результатам, что достигается при максимальном учете интересов и потребностей работников. Такое упраление предоставляет сотруднику не только хороший заработок, но и возможности для самореализации. М. Вебер подразделял управление (лидерство/господство) на три основных типа: 1) традиционное, при котором власть поддерживается традицией и передается по наследству; 2) легальное, при котором властные полномочия даются через механизм демократических выборов; 3) харизматическое, при котором человек, в силу необыкновенных качеств, получает властные полномочия. В социологии управления рассматриваются стили руководства, т. е. стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с подчиненными, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности. Выделяют три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный (или попустительский). Демократический стиль управления предполагает учет руководителем интересов и потребностей сотрудников организации, привлечение их к разработке и реализации решений. Таким образом, принимаются общие решения. Авторитарный стиль управления ориентирован на единоличное управленческое воздействие руководителя на подчиненных, осуществляющееся через санкции и приказы. Попустительский стиль управления предполагает незначительное влияние руководителя на работников, организационная деятельность осуществляется стихийно, никто не берет на себя ответственности за принятие решения.
|