![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие отечественной социологии ОМ. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Первые попытки теоретической интерпретации общественного мнения в российской научной мысли приходятся на рубеж ХIX – ХХ веков. В этом плане нельзя не отметить работу профессора Московского университета В.М.Хвостова (1868-1920гг.) под названием «Общественное мнение и политические партии» (1906). В нем дано широкое определение общественного мнения и его роли в жизни общества. «Мы называем, - писал В.М.Хвостов, - общественным мнением то отношение, которое общество принимает к какому-либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу. Таким образом, в состав нашего определения входят два признака: 1) солидарность отношения группы лиц к известному вопросу, 2) сознание с их стороны этой солидарности… На этом и основано значение общественного мнения как социальной силы. В аспекте взаимоотношений общества с властными структурами В.М.Хвостов поставил вопрос о взаимодействии общественного мнения и представительных учреждений. Не будучи марксистом, отечественный социолог, в отличие от многих западных ученых, зарождение общественных суждений непосредственно связывал с интересами классов и социальных групп. Не менее важную роль в этом процессе В.М.Хвостов отводил и политическим партиям, формирование и деятельность которых стали особенно заметны в России в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). При этом возможности тех или иных социально-классовых общностей, политических объединений людей воздействовать на формирование общественного мнения он выводил из их «социального веса». Особый интерес В.М.Хвостов проявлял и к участию широких слоев народа в формировании общественного мнения, выступая против попыток ограничить, а то и свести к нулю творческую, созидательную силу мнения масс. В послеоктябрьской России изучение общественного мнения на фундаментальном уровне продолжилось, особенно в двадцатые годы ХХ века. Так, в работе В.Кузьмичева «Организация общественного мнения» (1929) были поставлены проблемы диалектической связи и взаимовлияния общественного, группового и индивидуальных мнений, перехода количественных изменений в становлении общественного мнения в качественные, скачкообразности в его развитии, сознательного воздействия на его формирование, борьбы с незрелыми, ложными мнениями. Однако, в большинстве своем, работы того периода не были комплексными и рассматривали, в первую очередь, метод исследования, а не его предмет. В 1930-е годы эти исследования прекратились и лишь с начала шестидесятых годов в условиях хрущевской «оттепели» ученые продолжили разработку теоретико- методологических подходов к изучению проблем общественного мнения. Среди основополагающих работ советских исследователей можно выделить: «Общественное мнение советского общества» (1963) А.К. Уледова, «Мнение о мире и мир мнений» (1967) Б.А.Грушина, «Мнение в системе человеческого познания» (1973) Л.А.Ерунова, «Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции» (1980), «Общественное мнение: история и современность» (1988) М.К.Горшкова и ряд других. Особенно много было сделано в плане разработки общественного мнения как элемента структуры общественного сознания. Так, А.К.Уледов считал, что общественное мнение является одним из состояний общественного сознания и занимает особое место в его структуре наряду с социальными нормами, традициями, обычаями и т.п. Б.А.Грушин соотносил общественное мнение с массовым сознанием, в котором отражаются взгляды людей на различные события и факты социальной действительности. При этом он рассматривал общественное мнение как «органический сплав» всех известных форм общественного сознания. В постперестроечной России возможности объективного анализа феномена общественного мнения в теоретическом плане резко расширяются. Это происходит в связи с отходом науки от марксистско-ленинской догматики и активным взаимодействием с западной общественной (в первую очередь социологической) мыслью. Наиболее интересными и комплексными работами 90-х годов ХХ века являются «Четыре жизни России в опросах общественного мнения» (2000) Б.А.Грушина, «Формирование общественного мнения: ценностный аспект» (1995) и «Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт» (1995) Д.П.Гавры, «Изучение общественного мнения населения крупного города» (1990) О.И.Иванова и ряд других, «Социология общественного мнения» В.А.Полторака.
Контрольные вопросы 1. Когда, где и почему зародились первые представления об общественном мнении? 2. В чем состояла специфика основных подходов к пониманию сущности этого социального явления в античной философии? 3. Кто и когда впервые употребил термин «общественное мнение»? 4. Каковы были представления об общественном мнении итальянских мыслителей эпохи Возрождения? 5. Как рассматривали роль общественного мнения английские философы - материалисты ХVI – ХVII вв.? 6. Каковы были взгляды деятелей французского Просвещения на природу и функции общественного мнения? 7. Определите вклад немецких философов конца ХVIII – начала ХIХ века в создание теории общественного мнения. 8. Хронологически выделите основные периоды научного изучения общественного мнения. 9. Раскройте основные подходы к пониманию исследуемого феномена, доминировавшие в каждом из названных периодов. 10. В какую историческую эпоху началось изучение общественного мнения в нашей стране? 11. Каковы подходы к пониманию общественного мнения В.Хвостова? 12. Как развивалось научное изучение общественного мнения в советскую эпоху? 13. В чем особенность развития российской социологии общественного мнения в настоящее время?
|