![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы формирования субъективного отношения к природе.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция №4
Прежде чем анализировать механизмы формирования отношения к отдельным природным объектам и природе в целом, необходимо рассмотреть, какие вообще существуют основные пути, каналы формирования субъективного отношения. Как может формироваться отношение, например, к другому человеку? Первый вариант — мы лишь наблюдаем за каким-то человеком, не обмениваясь информацией и не вступая в практическое взаимодействие. (Более строго — нам показывается лишь его фотография.) Но даже в результате такого, искусственно «изолированного» восприятия у нас уже может сформироваться то или иное отношение к этому человеку. Нам могут понравиться или не понравиться его глаза, улыбка, фигура, мы невольно пытаемся на основе предыдущего жизненного опыта «расшифровать» эти перцептивные данные и уяснить для себя, что стоит за его внешним обликом, каков внутренний мир этого человека и т. д. «Восприятие никогда не 1'стъ только синтез ощущений, это еще и понимание, выявление личного отношения к воспринимаемому». А.Н. Леонтьев сказал, что «чувственное содержание (ощущения, чувствования, образы восприятия, представления) образует основу и условие всякого сознания. Оно является как бы материальной его тканью, тем, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира». То же самое можно сказать и о роли перцептивного образа в процессе формирования субъективного отношения. Итак, первый вариант — это формирование отношения в процессе построения перцептивного образа. Это перцептивный канал формирования отношения. Второй вариант — мы не воспринимаем непосредственно другого человека и не вступаем с ним в практическое взаимодействие, но получаем о нем информацию: о его внешнем облике, характере, взглядах, целях, поступках и т.д. Очевидно, что и в этом случае у нас может сформироваться то или иное представление о другом человеке и определенное отношение к нему. В отличие от перцептивного канала формирования субъективного отношения, в котором важнейшую роль играет перцептивная стимуляция (первая сигнальная система), в данном случае ведущую роль играет словесная информация (т. е. вторая сигнальная система). Итак, второй вариант — это формирование отношения на основе переработки получаемой информации. Это когнитивный канал формирования отношения. И наконец, третий вариант — мы вступаем с другим человеком в практическое взаимодействие. На основе сигналов обратной связи о результатах наших действий мы регулируем свое поведение и вносим в него соответствующие изменения. Эти изменения могут касаться как выполнения самих действий, так и мотивов, целей, планирования деятельности, принятия решений и т. д.; при этом могут меняться и наши установки, представления, оценки и т. п., — иными словами, отношение как к самой деятельности, так и к партнеру по ней. Итак, третий вариант — это формирование отношения в процессе непосредственного практического взаимодействия. Это практический канал формирования отношения. Таким образом, существует три канала формирования субъективного отношения: перцептивный, когнитивный и практический. Безусловно, «чистое» выделение каналов возможно лишь в абстракции, они теснейшим образом взаимосвязаны, механизмы одного канала могут функционировать в рамках другого. Например, значения, заключенные в словах, оказывают воздействие и на процесс восприятия сенсорных данных, вплетаются в его ткань, обогащая его, а порой и существенно видоизменяя. «Чувственные впечатления... определенным образом преломляются в моем сознании, в силу того; что я владею соответствующими значениями». С другой стороны, определенная информация, получаемая в процессе наблюдения, т. е. через первую сигнальную систему, может в дальнейшем интерпретироваться с помощью абстрактных, обобщающих категорий, т. е. процесс формирования отношения идет уже на основе второй сигнальной системы, иными словами, по когнитивному каналу. А в практическом канале, безусловно, задействуются механизмы и перцептивного, и когнитивного: в процессе практического взаимодействия мы и воспринимаем другого, и получаем от него и о нем информацию.
|