Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Софисты. Проблема познаваемости мира в учениях Протагора и Горгия. Релятивизм и возникновение софистики и скептицизма. Основные идеи античного скептицизма.






Протагор (480-410). Был основателем софистики. В нашем языке это слово имеет вполне определенный оценочный смысл. Первоначально же оно обозначало любопытную вещь: все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты же были первыми, кто начал брать плату - появились профессиональные преподаватели - учителя мудрости софисты, философами их не называли.

Развитие этого направления дало ему дурную славу. Софисты старшего поколения (Протагор и др.) не заслуживают такой суровой оценки. Протагор - продолжатель учения Гераклита. Гераклит считал, что о каждом предмете можно сделать противоположные утверждения и это говорит о противоречивости нашего мира - единство противоположностей. Протагор делает другой вывод: наше познание относительно - философский релятивизм.

Вопрос: а относительно чего оно относительно? Ответ Протагора: оно относительно человека. Отсюда тезис: человек - мерило всех вещей, и его уточнение: всех вещей существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как они не существуют.

Относительно вещей несуществующих тезис Протагора абсолютно верен, т.к. мерой сфантазированных вещей является сам человек.

В истории философии (дисциплина) утверждается, что Сократ был создателем новой философской проблематики, он поставил проблему взаимоотношения субъекта и объекта. Но тот же вопрос раньше поставил Протагор.

Все наши суждения относительны по отношению к данному человеку. Два направления:

· все суждения надо оценивать с точки зрения полезности для данного человека. В XIX веке эта идея получила распространение под названием Прагматизм.

· Скептицизм

Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания носят сомнительный характер. Это проявляется в вопросе о существовании богов: Я не знаю, существуют они или нет, и многое этому мешает: и краткость человеческой жизни и неясность вопроса.

Протагор - родоначальник скептицизма. Представителями скептицизма были его последователи: Горгий (483-375), Алкидам, Продик (о датах жизни почти ничего не известно).

Горгий сформулировал три тезиса (3 тезиса Горгия) - квинтэссенция скептицизма:

· Ничто не существует

· А если что-то существует, то оно непознаваемо.

· А если что-то и познаваемо, то это знание другим не передаваемо.

эпатирующая (дразнящая, вызывающая) форма тезисов.

На самом деле, это очень интересные и серьезные философские проблемы.

Первый тезис - игра, основанная на том, что понятие существования неопределяемо. Чтобы определить существование надо предположить, что существуют те объекты, через которые мы определяем понятие существования, которые могут быть основой для более чем интуитивного понятия существования.

Декарт только в первой половине XVII века выдвинул тезис: Я мыслю, следовательно я существую, но до Декарта надо еще дожить, а до этого 1-й тезис оставался крупной философской проблемой.

Второй тезис - классика скептицизма (с XIX в - агностицизма, основатель агностицизма - биолог Гексли (дед писателя Хаксли)). В развернутом виде этот тезис представляет собой учение Давида Юма и Канта.

3-й тезис оказался камнем преткновения для неопозитивизма. Представим себе, что исключительным источником знания являются ощущения (сенситивизм, Дж. Лок (1702-1732)). Я говорю:? Доска зеленая¦. Вы говорите:? Доска зеленая¦. А как проверить, что ваше? зеленая¦ и мое? зеленая¦ - одно и то же?

 

13. Античный стоицизм. Стоицизм в поздней античной философии: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Сенека, Марк Аврелий принадлежали стоицизму, который возник в начале IV в до н.э. в Греции. Наиболее характерной чертой было распространение этических учений. Все множество умов того времени разделилось между эпикуреизмом (точнее, гедонизмом) и стоицизмом.

Зенон - Стоик вел преподавание стоя около колонады v отсюда и стоицизм.

Теоретической основой стоицизма было представление об абсолютной неизбежности всего, что происходит. Эта идея была впервые развита Демокритом на атомистической основе. Стоики не были атомистами, среди них было много идеалистов, но идею Демокрита они приняли. Если все неизбежно, то надо следовать тому, что предписано законами. Неизбежность - судьба.

Amor fati - любовь к судьбе - то во что трансформировалось учение стоиков.

Этика стоиков: умеренность, аккуратность, отсутствие стремления к личному преуспеванию.

Анализ философских категорий у стоиков получил широкой распространение, но ничего нового они не высказали.

Сенека был учителем Нерона и крупнейшим римским ростовщиком, что слабо совместимо с отсутствием стремления к личному преуспеванию. Это ставит под сомнение искренность Сенеки.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал