![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие христианства — переломный момент в истории русской культурыСтр 1 из 10Следующая ⇒
Тема 18 Зарождение русской культуры Факторы самобытности русской культуры 2/ Зарождение русского этноса. Культура древних славян Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 1. Факторы самобытности русской культуры История российской культуры органически включена в процесс развития мировой культуры. Оценка культуры любой страны, повторяя определенные типологические закономерности, в то же время, как правило, самобытна, носит неповторимый, оригинальный характер. Самобытность культуры обусловливается рядом факторов материального, социального и духовного характера. Исследователи русской культуры считают, что ее оригинальность и неповторимость обусловлены сочетанием совокупности следующих факторов исторического развития: 1. Специфика геополитической доминанты, связанная с обширностью повторно колонизуемых славянских земель, недостаточной плодородностью последних, трудностями их возделывания. 2. Многообразием этнического материала: территорию, на которой впоследствии образовалось русское государство, населяло более 150 племен. 3. Ярко выраженной государственно-религиозной доминантой. которая была связана с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации. 4. Характером власти, способом и последствиями закрепощения свободных ратаев. 5. Заимствованием из иных культур. Все эти факторы на протяжении истории России действовали постепенно, однако особую значимость имели на начальных этапах культурно-исторического развития. Рассмотрим более подробно характер выделенных выше факторов. Любая культура начинает свое становление и развитие в определенных природных географических условиях. Русская культура начала свое становление в границах Восточно-Енро- пейской (Великой Русской) равнины, которая отличается огромными открытыми территориями, практически полным отсутст- вием гор, что делает ее разомкнутой вовне, большим количеством рек, компенсирующим выход к морям и океанам, природны- | ми богатствами. Вместе с тем, эта равнина характеризуется ярко выраженной зональностью, наличием разнообразных природных регионов — от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центральном и центрально-черноземном районе до степной и лесостепной на юге. Разнообразие природных зон дало возможность интенсивно развивать промыслы, что способствовало не только активизации населения, но и быстрому формированию торговых связей, включению Руси в давно сложившиеся в данном регионе политико-экономические отношения. Важным фактором, выполнявшим интегративную роль, были реки. Многочисленные, глубокие и спокойные русские реки выполняли роль дорог, вокруг которых складывались устойчивые хозяйственно-экономические связи и благодаря которым Русь обретала контакты с остальным миром. Наиболее значимыми интегративными осями были знаменитый путь «из варяг в греки» и волжский торговый путь в Болгарское царство и Хазарский каганат. Ярко выраженная зональность и разнообразие природных условий дополнялась четкой ритмичностью климатических периодов, что задавало своеобразную окраску всему циклу русского образа жизни: короткое лето быстро сменялось затяжной осенью и суровой зимой. Если в Западной Европе сельскохозяйственные работы производятся с февраля по ноябрь (с 60-дневным мертвым сезоном), то в России для подобной деятельности в году пригодны только 130 дней. Низкие урожаи при больших затратах труда, большое количество неосвоенных территорий в условиях критического земледелия приводили к формированию экстенсивного землепользования и постоянно протекающим процессам колонизации новых земель. Русская самобытная культура формировалась на основе синтеза, переплавки в единый конгломерат многообразного этнического материала. Восточно-Европейская равнина была местом постоянного переселения народов, когда многочисленные племена, выброшенные на ее пространства разнообразными историко-культурными катаклизмами, образовывали недолговечные союзы и объединения, сменявшие друг друга, и оставляли после себя культурно-значимую память. В III веке здесь образовался готский союз племен, в IV — карпатский межплеменной союз, в это же время в северном Причерноморье доминировали в течение приблизительно ста лет гунны, с VI в. резко усилилась активность тюркских племен, прежде всего аваров. VIII-IX века прошли под знаком хазар, подчинивших славянские племена, на смену хаза- рам в IX-XI веках пришли печенеги, затем огузы и в XI-XIII веках половцы. Разнообразие этнического материала и богатство культурных влияний рождало сложные процессы взаимодействия и взаимодетерминации различных культурных элементов, что сообщало русской культуре «пограничный» характер. Русская народность формировалась на базе слияния многих племен. Восточно-Европейскую равнину населяло множество славянских племен: тиверцы, угличи, дулебы, бужане, волыняне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др., которые активно взаимодействовали с угро-финскими, тюркскими и иными племенами. Разнообразие этнического субстрата было тесно связано с существованием различных верований, разнообразием прото- государственных и государственных форм. При быстром формировании хозяйственно-экономических, торговых и военно-политических связей и структур данные факторы требовали унификации и универсализации, которые могли быть осуществлены на основе государственной централизации и религиозно-идеологической консолидации. Именно государственно-религиозная детерминанта как потенциально объединяющий фактор становится определяющей для всей культуры Руси. Государственность фактически оформилась благодаря участию норманнов. Легенда о призыве варягов излагается в «Повести временных лет». Призыв Рюрика Гостомыслом для управления славянами преследовал, по-видимому, цели нормализации власти и упорядочивания отношений в обществе в условиях этнического разнообразия и постоянных межплеменных стычек. В этом случае надэтнический фактор, внеплеменной лидер выступал наиболее нейтральным, интегрирующим нача том. Следует отметить, что на русскую государственно-политическую традицию оказывали влияние не только европейская (западная) традиция (через норманнов), но и восточная (через хазар и половцев). И это отразилось даже в наименовании русских предводителей периода военно-демократических союзов и становления государственных структур: вплоть до XI в. они носили титул кагана, а не князя. Государственно-политическое управление на Руси имело многообразные формы. В Псковско-Новгородской республике вплоть до XI в. господствовал институт «народоправства» через вече. В Ростово-Суздальской земле, которая первоначально рассматривалась как далекая окраина Киевской Руси, достаточно обособленной в силу йриродных причин с малопролодородными землями и довольно малочисленным населением, княжеская власть изначально имела более сильный характер, чем в других районах. Данный фактор дополнялся рано появившимся хорошо развитым институтом подданства и формированием специфического отношения к князю не только как к первому среди равных, защитнику и покровителю, но и как к «отцу и Богу». Все это, видимо, способствовало укреплению государственно-политической модели княжеского единовластия, из которой впоследствии развилась власть царя. Существенным элементом формирования самобытной русской культуры явилась христианизация населения. Исследователи отмечают два пути проникновения христианства на Русь — византийский и моравско-болгарский. Знакомство Руси с христианством осуществлялось задолго до ее официального крещения Владимиром в 988 г., и оно было связано с контактами Руси с Римом, Византией, западноевропейским миром. Русские торговцы и военная дружина подолгу жили в Византии и Болгарии, на Крите, в Германии, Сирии, Египте, Моравии. Они были хорошо знакомы с иудаизмом, исламом, Римским, Александрийским, Византийским царствами. Представители этих религий постоянно жили и в самой Руси в качестве наемников, ремесленников, купцов, толмачей, военнопленных. Факты свидетельствуют, что уже в IX веке на Руси появились первые домовые церкви, церковная утварь и книги. Княгиня Ольга приняла крещение в 955 г. Крещение на Днепре в 988 г. Князем Владимиром официально закрепило процесс христианизации Руси. И на этом этапе особенно заметно ощущалось влияние болгаро-моравского фактора. Из болгарских земель на Русь пришли первые пастыри, вероучительные книги, первые писцы и «мужи ученые». В отличие от Западной Европы, где становление христианства шло от «низов к верхам», потребовав для обретения статуса государственной религии несколько столетий, на Руси христианство было объявлено государственной религией как бы в «одночасье», «одномоментно». И то, что христианство было сознательно «выбрано» и внедрено «сверху», создало в русской культуре феномен двоеверия — христианско-языческого синкретизма, которое постоянно будет сказываться в особенностях русского правое тавия. По мере оформления национальной церкви происходило становление национального государства. Изначально русские князья лично участвовали в формировании национальных особенностей христианского культа. В результате сложился симбиоз веры и власти, церкви и государства, который наложил серьезный отпечаток на всю русскую историю. Вместе с христианством на Русь пришли культурные ценности всего христианского мира, но прежде всего Византии и Рима. Основной корпус письменных источников, посредством которых Русь приобщалась к культурным традициям античного и христианского мира, был представлен преимущественно византийскими произведениями. Вместе с византийским культурным влиянием на Русь пришли две основных византийских культурных парадигмы: аскетическая и гуманистическая. Процессы взаимовлияния культур не предполагают пассивного усвоения культурного наследия одной страны (в данном случае Византии) другой страной (Русью). Они предполагают отбор того, что та или иная культура считает для себя необходимым и естественным в разнообразии предлагаемых образцов. Поэтому применительно к любой культуре, в том числе и русской, некорректно говорить о простом копировании, простом заимствовании уже наработанного другими цивилизациями. Русь отбирала и адаптировала то, что ей было необходимо, хорошо ассимилировалось в ее культурном организме, служило для его развития. В огромном наследии Византии каждая из двух существующих традиций с успехом могла быть усвоена Русью: для одной позиции характерна ориентация на аскетический и экклезиологический опыт, определенное равнодушие к античному интеллектуальному наследию и имперской идее, акривистское восприятие церковных установлений. Для другой — пристрастие к античному наследию, попытки синтезировать христианский опыт и ученую традицию, универсалистское имперское сознание, при котором империя и всеобщность церкви оказываются двумя взаимосвязанными аспектами вселенской роли христианства, икономия как принцип отношений с властью и обществом. В двух этих традициях (аскетической и гуманистической) одни и те же изначальные элементы (христианство и античное наследие) сочетались в разной пропорции. Русь выбрала аскетическую парадигму, восходящую к идеалам первоначального христианства, с его тягой к рассмотрению общества как братской монашеской общины: данный момент ярко проявился в эпоху Ивана Грозного, который попытался реформировать общество в связи с этим образцом, создав так называемую монастырскую утопию. Этот выбор был сопряжен с большим ригоризмом (бескомпромисность), снижением роли богословской рефлексии, господством обрядово-бытовой регламентации. Данная тенденция закреплялась не только отбором тех сочинений, которые переводились для Руси, но и сформировавшейся системой образования, носившего ярко выраженный катехитический характер. Все это привело к тому, что корпус сочинений, отобранных и используемых на Руси, по своему объему соответствовал «средней монастырской библиотеке». Вместе с тем их хватило, чтобы выработать на их основе национальную литературу, традиции собственного летописания, сформировать представления об истиннохристианских нормах власти и отношениях ее с «миром». Зарождение русского этноса. Культура древних славян Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако ученые сходятся во мнении, что реальными предшественниками русского этноса были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Основным историческим источником, раскрывающим истоки русского этноса, является «Повесть временных лет». Геополитическое пространство Древней Руси — Восточно-Европейская равнина — находилось на стыке Восточного и Западного миров. Поэтому формирование русского этноса и его самобытной культуры происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов. С одной стороны, мощное влияние оказывала Древнегреческая и Древнеримская культура, которая распространялась на северном побережье Черного моря и в Приазовье благодаря колонизации этих земель и созданию там городов-крепостей. С другой стороны, со стороны Востока, Великой степи на территорию, занятую славянами, периодически накатывались волны кочевников: хазар, скифов, сарматов, половцев, печенегов и т. д. Прародителями русского этноса являются восточные славяне — анты (поляне). Исторические источники говорят о том, что уже в VI ь. н. э. восточные славяне имели заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. В VII1-IX веках на Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые связи с Византией, Востоком и Западной Европой. В торговле с Востоком большое значение имеют контакты с хазарами, которые открывают славянам безопасный путь в Азию. Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Летописи не приводят времени их появления. Они были «изначала»: Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях. В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась страной городов — «Гардарикой». В начале IX века идет постепенный процесс складывания государственности. Историки отмечают существование в 30-е годы IX века двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром это- го государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат русов, поскольку глава этого государства по аналогии с соседним хазарским носил титул Кагана. Второе государство складывается далеко на Севере — Северное княжество с центром в Ладоге, затем — Новгороде. О том, что происходило в этом государстве до 60-х годов IX века известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 году варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Современные историки и лингвисты считают, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское «русь» — это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов — викингов. И это совпадает с версией «Повести временных лет», где «рус» выступает как название одного из норманнских племен, представителем которого является Рюрик. Таким образом, в соответствии с «Повестью временных лет» — представитель племени русов с семьей и дружиной был приглашен для правления в уже существующем славянском государстве. Способ призвания князя с дружиной был широко распространен в Европе в раннее Средневековье. Само по себе призвание иноземного князя не меняло славянской природы существующего общества. Однако говорить о чистых славянских истоках русского этноса было бы большой натяжкой. Древнерусская народность складывалась на основе широкого взаимодействия нескольких субэтнических компонентов. Она образуется как этническая общность на базе соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого и промыслового, а, следовательно, и трех образов жизни — оседлого, кочевого, бродячего, в смешении нескольких этнических потоков: славянского, балтийского, с заметным влиянием тюркского. Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культуры являются язык и религия. Язык Древней Руси, без сомнения, имел славянское происхождение, хотя и он испытывал влияние языков других народов. Славянские истоки доминируют и в древнерусской религии. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть язычеством. Язычество — это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой политеизм — многобожие. Как и у других народов, формирование религиозных представлений древнерусского народа прошло определенную эволюцию. На первом этапе обожествлялись силы природы. Религиозные системы этого этапа носят анимистический характер. В этих представлениях обожествлялись силы природы в виде богов и различных духов. Славяне поклонялись Матёри- Земле, довольно развиты были водяные культы: русалок, водяных, морян и т. д. Почитались также леса и рощи, их считали жилищами богов и духов. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца — Даждь-бога и Бога ветра — Стрибога. На втором этапе значительное развитие в древнерусских верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом. Род олицетворял начало жизни, продолжение рода. Не случайно корень «род» является основой многих русских слов (народ, родина, родник, родной, родить, урожай и т. д.). Род представлялся в качестве космического вселенского существа. Прародительницы Рода именовались Рожаницами и почитались так же, как Род. С культом Рода был связан культ богини Мокоши ■ — хозяйки рога изобилия, матери-земли, имеющей финское происхождение, а также Леды — покровительницы весенней пробуждающейся силы. Если земледельческое начало было представлено почитанием Мокоши и Леды, то скотоводческое — почитанием бога Велеса. С выделением семьи в культовой системе древних русов значительное место занял семейный предок — домовой, охраняющий дом, его жителей и хозяйство. На третьем этапе развития языческой религии Древней Руси формируется иерархия богов и создается их пантеон. Главными богами этого пантеона признавался громовержец Перун. Все другие боги включаются в этот пантеон, частично расширяя и изменяя свои функции. Так, покровитель скота бог Велес становится одновременно богом богатства и торговли. У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействия на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березки, сосны, рябины), в зодчестве — на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов. Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм, скорее, был местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. В целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую и ценностную систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского этноса. Таким образом, в результате синтеза различных укладов жизни, на основе экономической деятельности, складывающихся первоначальных основ государственности, ассимиляции культуры различных народов на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество — Древняя Русь, положившая начало формированию русского этноса и Российского государства. 3. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Русь. Киевская Русь — это общество с относительно высокой степенью государственности. Однако несущим элементом любой культуры является религия. Религия — не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представления о человеке, его месте в мире, которые обусловливают ценностные ориентации и практическое поведение. Поэтому ученые справедливо полагают, что важнейшей вехой на пути становления русского этноса было принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков. Православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в первом веке н. э., который, якобы, после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа направился проповедовать его учение в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея, не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. Христианами были и некоторые видные дружинники князя Владимира. Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси, и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили. Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религи- озпо-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениями князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сес- Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм, скорее, был местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. В целом верования народа Древней Руси представляли довольно сложную мировоззренческую и ценностную систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского этноса. Таким образом, в результате синтеза различных укладов жизни, на основе экономической деятельности, складывающихся первоначальных основ государственности, ассимиляции культуры различных народов на значительной части Восточной Европы сформировалось своеобразное общество — Древняя Русь, положившая начало формированию русского этноса и Российского государства. 3. Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Русь. Киевская Русь — это общество с относительно высокой степенью государственности. Однако несущим элементом любой культуры является религия. Религия — не просто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жизни, определенная система идей, верований, представления о человеке, его месте в мире, которые обусловливают ценностные ориентации и практическое поведение. Поэтому ученые справедливо полагают, что важнейшей вехой на пути становления русского этноса было принятие христианства п форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году. Однако принятие православия не ограничивается этим актом. Оно имеет длительную историю: распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре и продолжалось еще в течение полутора веков. Православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в первом веке н. э., который, якобы, после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа направился проповедовать его учение в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея, не существует. Однако существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. Христианами были и некоторые видные дружинники князя Владимира. Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси, и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили. Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениями князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере обеспечивала ослабление набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом. И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, Библия и другие богослужебные книги также испс пьзова- лись на этом языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества. Утверждение православия в качестве государственной религии Киевской Руси было сопряжено со значительными трудностями, Религия, как отмечалось ранее, это не просто вера в каких-то богов и духов, система обрядности. Это образ жизни, определенная система идей, верований, ценностных ориентаций и т. д. С религиозными верованиями связаны такие важнейшие стороны жизни, как брачные и семейные отношения, нравственные нормы, система питания и т. д. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта. Христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую силу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них в Суздале, Киеве, Новгороде. Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся на ее территории в середине XI века. В монастырях готовились кадры священнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировались духовно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т. д. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности древнерусского государства. К середине XIII века на Руси функционировало около 80 монастырей. Исторические исследования свидетельствуют, что христианство распространялось на Руси в двух формах: в письменной книжной традиции для элиты и в устной традиции для простонародья. Поэтому на Руси каждая социальная группа имела свои представления о сущности христианства и его предназначении в жизни общества. Правящая элита, священнослужители, монашество на основе книжных источников в большей мере овладевали каноническим вероучением, христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью. В простонародье долгое время существовало оригинальное сочетание христианства и язычества. Крупнейший специалист по культуре Древней Руси академик Б. А. Рыбаков специально подчеркивает, что на Руси новое миропонимание не вытесняло старое, а добавлялось к нему. Ярким примером влияния языческих традиций является сохранение вплоть до XV-XVI вв. курганных захоронений в противовес христианским правилам погребения и ношение вместе с крестом языческих оберегов. Пережитками языческих верований был обычай, наблюдаемый исследователем А. М. Сахаровым еще в середине XIX в. В некоторых деревнях Севера России крестьяне приходили молиться в церковь со своими домашними иконами, совершали моленье самостоятельно, перед своим собственным требищем клали на алтарь под свод кивория языческие жертвы (кутью и т. п.). Синтез двух мировидений отчетливо обнаруживается в художественных памятниках того периода, например, украшение стен соборов резьбой, изображавшей по большей части языческих персонажей (домовых, русалок, кентавров, сказочных зверей и птиц языческого пантеона). Присутствие языческой символики, выполнявшей обережную функцию, можно найти даже в церковных и монастырских ризницах. Слияние языческих верований и идеалов первоначального христианства проявилось в феномене юродства. Юродивые, первым из которых был Покопий Устюжутский, воспринимались как глашатаи Правды, прорицатели, защитники народных интересов. Юродивые вели особый образ жизни, и их называли «народными святыми». Все это говорит о существовании на Руси народной, неортодоксальной трансформации христианства, своеобразного «христианско-языческого синкретизма», который дает о себе знать и в такой особенности русского православия, как «обрядоверие», и в появлении плебейских ересей, и в том напряжении, которое постоянно присутствует между официальной церковью и народной религиозностью. Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции, и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси. Государственность на Руси в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. В целом благодаря принятию христианства, Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит, и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. При этом русская культура не утратила своего самобытного характера. Христианство, заимствованное от греков, и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первая — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грёка-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было усвоено русскими, как и все, что попадало извне. Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период X -XIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без наси лия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре, совести, вытекающей из евангельских заповедей. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось существенно. Установка европейского типа на преобразующую деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению, к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной ох Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую
культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был интерес и к античной философии. удожественная культура Древней Руси 1/ Литература Древней Руси 2/ Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси 1. Литература Древней Руси Важнейшим направлением развития самобытной русской культуры является устное народное творчество. Богатства устной художественной культуры нашло свое выражение в разнообразной песенной и поэтической традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах и поговорках. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная поэзия, опиравшаяся в основном на языческие верования: заговоры, заклинания, обрядовые песни, воспевание весеннего пробуждения природы, праздника урожая и т. д. Кроме того, существовал и племенной фольклор в виде пиршественных песен дружин. В дружинных песнях прославлялись князья, их подвиги. Формирование древнерусского государства сопровождалось возникновением прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. К числу таких преданий относятся предания о братьях Кие, Щеке, Хариве и сестре их Лыбеди — основателях Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести княгини Ольги древлянам и т. д. Вершиной устного народного творчества является героический былинный эпос, возникновение которого относят к середине X века. Былина — это устные поэтические произведения о прошлом. В основе былин зачастую лежат реальные исторические события, прототипом некоторых былинных героев являются реально существующие люди. Вероятно, самой древней была былина о Волхе — князе- оборотне, который превращался в зверя, птицу, рыбу. Отправившись в Индийское царство, он и его дружина обратились в муравьев й проникли в крепость. Проблемы объединения земель и столкновения князя с местной общиной отразились в былине «Вольга и Микула». Микула для князя собирает дань с крестьян. Историческая реальность воздействия викингов (Вольга — Олег) на славян отражена в том, что землепашец оставляет свой плуг на поле и занимается военным ремеслом. Прославлению этого ремесла посвящено «Девгениево деяние» — герой убивает змея из удальства. Впрочем, образ змея начинает олицетворять врага вообще. Сказания о змееборцах имели широкое распространение в Византии, славянских странах (Болгарии, прежде всего) и проникли в русский эпос этого времени to Егории Храбром, Михаиле Потыке). Облик змея приобрел и Перун — в новгородском сказании. Змееборцем был и Добрыня Никитич (по поручению князя Владимира). Формирование княжеских династий отражается в сюжетах о сватовстве: Добрыня и Дунай добывают Владимиру дочь литовского короля. На самом деле былина интерпретирует исторический факт — помощь Добрыни, дяди Владимира, в его женитьбе на полоцкой княжне Рогнеде. С принятием христианства на старые сюжеты наложились новые мотивы: в былине «Бой Ильи с сыном» сын Сокольник угрожает захватить Киев и сжечь церкви. Подчеркивается вероломство язычника — сын нарушает клятву и нападает на спящего отца, которого спасает нательный крест (в полтора пуда). Прямым проводником идеи торжествующего христианства является Алеша Попович, сын ростовского священника Леонтия (епископа- грека, боровшегося с язычеством в X1 в.), является не просто героем эпоса, о нем упоминают и летописные своды (в числе богатырей, погибших в битве на р. Калке в 1223 г.). В былинах об Алеше Поповиче змей изображен в человеческом облике — Тугарине Змеевиче. В княжеских палатах он ведет себя как библейский змей-искуситель и старается соблазнить княгиню Апраксеевну (за честь которой и вступается Алеша). Но в бою он летает (правда, на бумажных крыльях), пытается огнем спалить. Побеждает Алеша с помощью молитвы: Бог посылает дождь, крылья змея размокают, и Алеша одолевает его в конном бою. Главные же темы былинного эпоса — борьба народа с иноземными захватчиками, единство и величие Руси. Былины проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою родину. В Древней Руси былины часто пелись в музыкальном сопровождении игры на гуслях, пробуждая и эмоционально закрепляя в памяти народа ярчайшие события, имена героев, их подвиги. Былины выражали этические и политические идеалы Древней Руси. В центре былин образы богатырей (например, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича), наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. Значительным культурным переворотом в духовной жизни Руси было введение единой письменности. Русский язык сформировался на основе восточнославянских диалектов. Решающим этапом в формировании древнерусского языка явилось принятие христианства в виде православия. Православная церковь распространяла богослужебную и житийную литература. Уже в 80-х годах X века были осуществлены переводы многих библейских текстов, богослужебных книг, жития святых. Затем был осуществлен перевод «Богословия» Иоанна Дамаскина, а также славянский вариант «Шестиднева», повествования о сотворении мира и его устройстве по представлениям христианского вероучения, а также «Хроника» Иоанна Малелы со сказанием о троянской войне. Эта литература приходила на Русь из Византии на греческом, из Болгарии — на старославянском языках. Письменность старославянского языка — старославянская азбука была составлена моравскими братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого скорописного письма с добавлением букв коптского и самаритянского алфавитов. Таким образом, в ней удалось учесть специфику славянской речи. Уже в XI-XII веках древнерусская письменная литература достигла высокого уровня развития. Среди письменных памятников древнерусской культуры ведущее место принадлежит летописи. Летопись — это жанр исторического произведения, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописи обычно начинался Словами «В лето...». Отсюда название «летопись». Однако летописи — это не только записи о том, что произошло в годовом порядке, но и свод тех произведений литературы, которым на данный момент располагал летописец. В летописи сводились исторические повествования, жития святых, различные документы. Летописание в Древней Руси возникло в XI веке как следствие развивающегося национального самосознания и потребности исторического самоопределения русского народа в той грандиозной картине всемирной истории, которую давали переводные хроники. Поэтому обычно в летописи излагалась русская история от ее начала. Иногда летопись открывалась библейской историей и продолжалась античной, византийской и русской. Летопись — это не просто перечисление исторических фактов. В них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества. Поэтому летопись можно рассматривать как синкретический памятник средневековой русской культуры. Наибольшую известность и получила летопись «Повесть временных лет», записанная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В этой летописи история славян и Руси рассматривается на фоне всемирной истории, предпринята попытка определить место славян среди других народов через возведение своих прародителей к потомкам легендарного библейского праведника Ноя. Нестор определяет границы исконно славянских земель и территории, ими освоенные. Он также подчеркивает древность и авторитетность славянской культуры, укрепляет историографическую концепцию, согласно которой великие киевские князья ведут свой род от «призванного новгородцами варяжского князя Рюрика». «Повесть временных лет» является важнейшим источником по истории и культуре Древней Руси. Она вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых и т. д. Наряду с летописями в Древней Руси создаются сочинения 'церковного характера: жития русских святых Бориса и Глеба, Ольги, Владимира и др., поучения Феодосия Печерского и Луки Жидяты. Выдающимся памятником церковной литературы XI в. является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. В этом произведении происходит органическое соединение богословской мысли и политической идеи. Илларион прославляет русский народ среди других народов мира, утверждает мысль о великом предназначении Руси. Однако эта патриотическая мысль не связана с национальной ограниченностью. Илларион все время подчеркивает, что русский царод — это часть человечества, которую спасает Евангелием и Крещением Иисус Христос. Из памятников гражданской литературы тех времен до нас дошло также «Поучение Владимира Мономаха». обращенное к детям князя. Литературный прием обращения отца к детям был широко распространен в средневековой литературе. Таков, например, труд византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», «Наставления» французского короля Людовика Святого и др. Но «Поучение» Владимира Мономаха отличается среди них своей целенаправленностью и высокой художественностью. Исходя из собственного опыта, Мономах четко формулирует основные жизненные принципы. Он не ограничивается простым призывом сыновей к единству и прекращению усобиц, а обращает внимание на нравственный образ самого князя, который в его представлении должен быть мужественным и смелым, деятельным и неутомимым правителем Русской земли. Князь должен проявлять заботу о смердах, челяди, «вдовицах», дав крестное целование, нужно блюсти его, чтобы «не погубить души своей». Нужно заботиться о хозяйстве, рано вставать, поздно ложиться и не лениться, быть всегда готовым к походу. Князь должен думать о распространении славы Русской земли, чтить гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол — ибо они по пути прославят по всем землям...». Существенно то, что Мономах стремился убедить детей своих своим собственным примером. В «Поучении» отразилась глубокая тревога за дальнейшую судьбу родины, стремление предупредить потомков, дать им советы, чтобы предотвратить политический распад Древнерусского государства. 2. Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси Наиболее зримым следствием принятия христианства стало возведение храмов. Христианский храм — это не просто место проведения культовых действий. Он всегда выполнял большую культурообразующую функцию. Храм всегда выступал наглядной формой воплощения христианского вероучения, он являл собой материализованное мировидение средневекового человека, символически фиксируя его место в мире, характер его отношения с Богом и церковью, рассказывая священную историю, делая понятной христианскую модель мира, начальные и конечные этапы ее развития. В его интерьере четко определялось. место основных образов, символов, мифов христианства, воплощенных во фресках, иконах, пластике, произведениях прикладного искусства. Символическим воплощением христианской истории, христианского миропонимания становится в русской архитектуре крестово-купольнаякомпозиция, в которой сама идея креста, распятия, крестной жертвы в соединении с символом неба — куполом, зримо воплощает единство небесного и земного, вечного и преходящего, святого и греховного, т. е. идею «обожения» «полного и неслитного соединения личностей Бога и человека». Каковы же конструктивные особенности храма кресто-ку- польной системы? Это прямоугольный в плане храм. Его интерьер делится четырьмя или более столбами на продольные (по оси восток-запад) части — нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест. В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения — апсиды, полукружиями выступающие на внешней стороне. В алтаре совершается богослужение и находится главная святыня — престол, на котором, как полагают верующие, мистически присутствует сам Господь и совершается таинство евхаристии — причащение тела и крови господней. Поперечное пространство е западной части храма называется нартексом, или притвором (место, откуда начинается путь к Гос- поду, где нет еще «света божественной истины»). В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами (по- древнерусски, лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой. Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Одним из первых христианских каменных храмов, построенных византийскими мастерами в Киевской Руси, была церковь Пресвятой Богородицы. Она была заложена сразу после принятия христианства, закончена и освещена в 996 г. Князь Владимир пожаловал ей десятую часть своих доходов, и с тех пор ее называют десятиной. Уже церковь Пресвятой Богородицы («Десятинная») имела ряд особенностей, которые резко отличали ее от византийских храмов. Хотя церковь Пресвятой Богородицы представляла собой в плане шестистолпнный храм с тремя апсидами и галереей, в ней были воплощены чисто русские, не канонические для Византии черты: многокупольность (25 куполов), акцентирование алтарной части, пирамидальность композиции. Своеобразие храмов Киевской Руси в их пышности и тожественности, которые проявляются как во внешнем облике, так и в интерьерах. Другой отличительной чертой искусства Киевской Руси домонгольского периода является монументальность форм. Средствами монументализации были крупный масштаб сооружений, особая структура линий, отдаленно напоминающая античную классику. Ярким примером такого монументального синтеза искусств является храм Святой Софии в Киеве (заложен князем Ярославом Мудрым в 1037 г.). Софийский собор представляет собой пятинефный храм, окруженный двумя рядами галерей (двухэтажными и одноэтажными), с двумя лестничными башнями. Храм венчали 13 глав. Хоры фактически образовывали второй этаж и были хорошо освещены сверху. В подкупольное простпанство хоры открывались тройными аркадами, и люди внизу видели над собой князя со свитой — живое воплощение власти, наместника Бога на земле, в лучах света, льющегося сверху. Карнизы, парапеты хоров и полог были украшены плитами из местных сланцев, малиново-фиолетовый цвет которых напоминал пурпур — цвет византийских императоров. Полы были украшены мозаикой и керамическими плитками. На подпружных арках под парусами (парус — треугольное пространство между арками) — медальоны с севастийскими мучениками; изображения мучеников и святых — ча столбах. На парусах — четыре евангелиста; в барабане (между окнами) — фигуры пророков; и в куполе — образ Христа-Вседержителя, окруженного ангелами. Когда взгляд киевлянина с князя и Вседержителя обращался вперед, его ослепляли переливы драгоценной смальты с вплавленными золотыми листьями, служившие фоном для более чем пятиметровой фигуры Богоматери с воздетыми руками (Оранты) — символа земной церкви, заступницы. Суровость облика заставляет воспринимать ее как покровительницу города (по замечанию митрополита Иллариона). На арке над апсидой в медальонах — Христос и обращенные к нему в молитве Богоматерь и Иоанн Креститель. В средней части апсиды — под монументальной фигурой Оранты—сцена причащения апостолов, в которой дважды повторяются фигуры причащающего Христа и ангела в дьяконском одеянии. В нижней части апсиды — святительский чин. Именно эти фигуры являются наиболее удачными с точки зрения антикизирующей традиции: их образы индивидуализированы, переданы психологические состояния. Но когда верующий оборачивается, он снова видит на фреске западной стены восседающего на троне Христа, справа от которого — князь Владимир и князь Ярослав с копией Софийского собора в руках, а слева — княгиня Ольга и княгиня Ирина, жена Ярослава. На примыкающих стенах соответственно — изображения четырех сыновей и дочерей Ярослава. Таким образом, совершался переход от иерархии небесной к иерархии земной. Более того, определенное освящение получала и вся земная жизнь князей, будучи изображена на других фресках собора: прием князя византийским императором, ипподром, княжеская охота. Киевская София была не только величественна, но и декоративна. Храм тогда не был побелен, как ныне, а кирпич, из которого он был сложен, чередовался с розовой цемянкой, что придавало его стенам нарядный вид. Расположенный на высоком берегу Днепра, с блестящими куполами, Софийский собор производил незабываемое впечатление. Открытые арки галерей связывали его с окружающим природным ландшафтом, и собор как бы господствовал над окрестностями. Грандиозные размеры храма объясняются тем, что церковь была не только местом, где совершались богослужения, но и собирались горожане во время торжеств; здесь обсуждали насущные проблемы, принимали послов. Всяцен- тральная часть собора была покрыта разноцветной мозаикой — «мерцающей живописью», а стены, своды и столбы сверху донизу расписаны фресками: Мозаика и фрески образуют с архитектурой Софийского собора единое целое. Этот своеобразный синтез искусств должен был свидетельствовать о мощи и богатстве Киевской державы и внушать молящимся, что государство покоится на авторитете верховной власти, столь же незыблемой, как власть самого Вседержителя. Кроме Софийского собора, в Киеве были построены Ирининский и Георгиевский храмы, а также Золотые ворота. Над ними была возведена небольшая церковь Благовещения. Позднее, в 40~50-е гг. XI в. были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В Новгороде при кладке стен был использован местный известняк; впоследствии стены оштукатурили. Так было положено начало привычной для нас традиции белоснежных храмов. Соборы построены по принципу киевской Св. Софии, но новгородский храм - пятиглавый, с одной галереей, а полоцкий — семиглавый, без галерей. Новгородский и Полоцкий храмы имеют по три апсиды и по одной лестничной башне. Аркады на хорах—не тройные, а двойные. При украшении использовались только фрески. Во второй половине XI в. здания становятся проще. В этот период в Печерском монастыре был сооружен Успенский собор. По конструкции он ближе Десятинной церкви: трехнефный ше- стистолпный храм. Характерно, что собор завершался одной главой. Вторая была над примыкающей церковью-крещальней, и, возможно, для симметрии возводилась третья — над юго-западным углом храма, как позднее а Новгороде. Украшением служили мозаики и фрески, мраморные детали, мозаичный пол. Кладка велась с западающим рядом, но поверхность затиралась раствором и имитировалась квадровая кладка |, лод грубо обработанный камень с шершавой поверхностью). Использовались в конструкциях дубовые бревна и сланцевые плиты. Эти же плиты использовались в мозаике пола в сочетании с треугольными и четырехугольными кусочками смальты желтого, зеленого и вишневого цветов. Особенностью собора были своды, составляющие крест и значительно возвышающиеся над остальными. В последующих постройках все центры закомар уже располагаются на одном уровне. Возможно, это изменение в архитектуре соответствует изменению иерархий власти в русском обществе: либо безусловное первенство киевского князя сменяется феодальным вариантом концепции «первого среди равных», либо идея главенс тва церкви на д светскими владыками несколько сглаживается. Фасад расчленен сильно выступающими лопатками. Для облегчения сводов и стен и улучшения акустики в кладку закладывались голосники. Насколько дорогостоящим было строительство, можно судить по тому, что возведение примыкающей к собору Ивановской крещальни обошлось в 2 тыс. гривен, тогда как годовой налог, собранный со Смоленской земли, составил 3 тыс. Собор, который послужил образцом для последующих этапов развития русской архитектуры, возводился руками русских людей, о чем свидетельствуют подписи на кирпичах. Последней значительной постройкой эпохи Киевской Руси является церковь Спаса на Берестове, построенная, возможно; при Владимире Мономахе (или позже). Шестистолпная, трехнефная, с четко выраженным нартексом (западная часть помещения), лестничной башней и крещальней, значительно выступающими наружу. Ее отлйчительной особенностью являлось то, что к западной ее стене примыкал притвор с трехлопастным сводом. Аналогичные особенности предполагаются у Михайловской божницы в Остер- ском замке Владимира Мономаха. Камни, использованные в кладке (мелкий булыжник), на фасаде видны не были — только кирпичная кладка со скрытым рядом, выложенные крестами и полосами меандра двух—• и трехуступчатые ниши. Использовались деревянные балки и другие деревянные конструкции. Пропорции храма значительно более вытянутые: высокие окна и ниши, поднятые хоры. Исследователи говорят о графичности его фасадов, что предвещает последующий этап развития архитектуры. Иная художественная традиция развивается во Владимиро-Суздальской земле. Во Владимиро-Суздальской земле строительство осуществлялось из известняка, который давал возможность богато декорировать архитектурные сооружения каменной резьбой. Появились вертикальные резные пилястры, резной ар- катурный пояс, рельефные арки. После перенесения столицы из Киева во Владимир Андреем Боголюбским там началось строительство Успенского собора (1158-1160 гг.). Этот собор в соответствии с традицией был шеетистолпный. Однако вскоре случился пожар, и храм был разрушен. После пожара в 1185-1189 гг. собор был восстановлен и стал пятинефным и пятиглавым, что можно объяснить и стремлением противопоставить Владимир Киеву (где в конце XII в. таких зданий уже не строили). Новый белокаменный собор отличается роскошным убранством: здание имеет цоколь, стены расчленены пилястрами сложного профиля, украшенными узкими колоннами с базой и резными капителями; по середине стены проходит аркатурный пояс с как бы висячими колонками. Собор был расписан фресками. В Боголюбове к 1165 г. создан дворцовый архитектурный ансамбль, в котором дворец был соединен переходом с башней и собором Рождества Богородицы. На мощеной площади перед собором был построен киворий — навес над чашей со святой водой. Купол собора опирался на круглые колонны с резными капителями. Западный портал был обит листами золоченой меди, пол устлан медными плитами. На нижних частях порталов обнаружена белокаменная резьба. В 1166 г. недалеко от Боголюбовского дворца, там, где Нерль впадает в Клязьму, был построен один из шедевров русской и мировой средневековой архитектуры — храм Покрова на Нерли. Храм служил как бы путевым знаком на речном повороте ко дворцу, да и таможней (вокруг него шел обводной канал). Поскольку ьесной, в паводок это место заливает, храм стоит на искусственном каменном холме, засыпанном землей. Сама церковь и ландшафт полностью сохранились. Здание поражает, прежде всего, своими пропорциями и законченностью форм. Украшения аналогичны украшениям других владимирских храмов, но более вынесенные тонкие колонны на углах, свободное расположение резных рельефов придают одинокому зданию трогательную утонченность. Правда, раньше нижняя часть здания была прикрыта галереями. Это придавало храму торжественную пирамидальность. В 1194-1197 гг. был построен княжеский Дмитриевский собор величественно-благородных пропорций, обильно украшенный кружевом белокаменной резьбы, в которой на фоне растительных орнаментов, зооморфных персонажей языческой мифологии встречаются и античные сюжеты. Христианские же святые в основном переместились ниже—• в ряд висячих полуколонн. Расположенный рядом с могучим Успенским собором, Дмитриевский храм производит впечатление изящного ювелирного украшения. Для архитектуры Новгорода были характерны демократические начала, суровость и аскетизм. Даже Софийский собор (1045-1050 гг.) сооружен в упрощенном виде. Церкви массивные, приземистые, чуть расширенные книзу, без резных украшений, за исключением вырезанных на стенах больших и грубых крестов, кладки стен неровны и шероховаты. Примером таких сооружений являются церковь Спаса на Нередице (1198 г.), уличная церковь Петра и Павла на Синичной улице. В конце XII века строительством Спасской церкви, Ефро- синьевского монастыря в Полоцке была открыта качественно новая страница в формировании национального русского стиля в архитектуре — создание башнеобразных храмов, основанных на ступенчатых арках, возведение второго и третьего яруса закомар. введение ложных, чисто декоративных кокошников. Все это создавало динамичную, устремленную вверх композицию. Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не затронуть живопись. Наиболее яркой классической формой средневекового искусства в православии была икона. Первые иконы появились в Византии в VI-VII вв. В IX в. окончательно сложился иконографический канон и в таком виде он пришел на Русь. Он включал в себя изображение Христа, Богоматери, святых, пророков, мучеников, архангелов, евангельские сюжеты и пр. Первую роспись осуществляли византийские и греческие мастера: например, великолепную роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде, уничтоженную во время Великой Отечественной войны, осуществлял
|