![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие «семья» в психолого-педагогической литературеСтр 1 из 5Следующая ⇒
Формирование представлений об образе семьи У детей старшего дошкольного возраста
Загарских Инна Анатольевна
Специальность 050144- Дошкольное образование Курс ВЗ-41 Форма обучения: заочная
Руководитель: Глазырина Татьяна Георгиевна
Слободской 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. №761 о «Национальном стратегии действии в интересах детей на 2012-2017гг.» приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций основы основ, Российского общества и государства. Поэтому сегодня деятельность социальных структур определяется приоритетами государственной политики и направлена на построении «образа семьи», отражающего знания ребенка и того, что ребенок видит на примере своей семьи. Первичное формирование образа семьи происходит под воздействием тех отношений, ценностей, семейных праздников, традиций, которые видит ребенок в собственной семье. Данный вопрос нашел свое отражение в исследованиях Ю.А. Гладковой, Е.Кравцовой, И.В. Кузьминой, Н.И. Моховой и др. Цель работы: изучить особенности представлений об образе семьи у детей дошкольного возраста. Объект исследования: семья как малая социальная группа. Предмет исследования: формы работы воспитателя с детьми по формированию «образа» семьи. Задачи: 1. Рассмотреть понятие «семья» в психолого-педагогической литературе. 2. Изучить формы работы воспитателя с детьми по формированию «образа» семьи у детей старшего дошкольного возраста. 3. Проанализировать опыт работы воспитателей по формированию «образа» семьи у детей дошкольного возраста. Теоретическая основа: исследования Е.И. Артемоновой, Н.М. Бариновой, Ю.А. Глатковой, Т.А. Куликовой, Н.Н. Посысоева, Л.Б. Шнейдер. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта.
Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Выявлено много признаков семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально - психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которая в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. «Семья, по признанию ученых, - одна из величайших, ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность, ни обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранения упрочнении, заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждался каждый человек независимо от возраста» - считает Т.А. Куликова [8, с. 20] Е.И. Артамонова [2, с. 17] пишет: «Семья является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы». Традиционно «ядром» семьи считается супружеская пара с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья - это «исторически конкретная система взаимоотношение между супругами, между родителями, и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности и социальная необходимость в которой обусловлено потребность общества физическом и духовном воспроизводстве населения» [15, с.23]. По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а так же их родственников или просто близких супругов и необходимых их людей. А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение «родители - дети». Он определяет семью «как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержания существования членов семьи» [15, с. 46 - 47]. Как правило, в психолого-педагогических исследованиях семья рассматривается либо как социальный институт, либо как малая группа. Как социальный институт семья осуществляет воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья образует первичную окружающую среду в развитии ребенка, формируя у него представление о социальных связях и включает его в них. Она приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества [10, с. 23]. Некоторые исследователи, например Н.Н. Посысоев, рассматривают семью как малую социальную группу [там же]. Можно выделить несколько основных признаков семьи как малой социальной группы: наличие интегральных психологических характеристик (общественное мнение, психологический климат, семейные интересы и т.д.), которые формулируются с возникновение и развитием семьи; существование основных параметров семьи (группы) как единого целого [2, с. 17]. Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи. Такие исследователи как А. И. Антонов, А. Г. Харчев сходятся во мнении, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, скрепляющие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции: 1. Хозяйственно - экономическая функция - связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. 2. Репродуктивная функция - порождение и воспитание детей. 3. Регенеративная функция (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. 4. Образовательно-воспитательная функция - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. 5. Рекреактивная функция (лат. recreatio - восстановление) - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Л.Б. Шнейдер указывает, что современной семье присуща психотерапевтическая функция - удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущения ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви. «Часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей, - подчеркивает Г. Навайтис, -удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи» [10, с. 29]. То есть человек чувствует себя счастливым, любимым или защищенными благодаря людям, составляющим его семью. Семья и брак - культурно-исторические явления, претерпевшие значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений. Представленные типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Мы отметим типы семей необходимые в нашем исследовании (рис.1).
типы семей
Рис.1. Типы семей Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Отмечается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей) [15, с. 26-27]. Преобладающим типом семьи является однопоколенная (нуклеарная), или семьи, которые состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные). В нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья. Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки. · Качество выполнения семейных функций (нормально функционирующая; дисфункциональная). · Состояние психологического комфорта: (благополучная; неблагополучная). · Способность продуктивно разрешать семейные проблемы: ( зрелая; проблемная) [15, с. 40-45]. Таким образом, семья являясь и социальным институтом и малой группой, она обеспечивает первичную социализацию ребенка, обеспечивает взаимосвязь личности и общества. Знание функций, которые выполняет семья; различных типологий семей, позволяет воспитателю провести объективный анализ ситуации для того, чтобы начать работать над формирование образа семьи у дошкольника.
|