Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации к выполнению отдельных разделов работыСтр 1 из 9Следующая ⇒
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (приложение 1 методических указаний). В «Содержании» последовательно перечисляются заголовки всех разделов и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово «СОДЕРЖАНИЕ», записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки. Во «Введении» следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса (возможно указать основные нерешенные проблемы), обосновать цель и задачи курсовой работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, источники исходной информации (теоретические и методические источники информации и источники конкретной информации), обозначить структуру исследования, научную новизну и практическую значимость. Названием раздела является слово «ВВЕДЕНИЕ», написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки. Под актуальностью темы курсовой работы принято понимать степень важности исследования её вопросов в определенный момент времени и в определенных условиях. Способы обоснования актуальности: - по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике; - анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными; - анализируются тенденции развития практики и ее нужды; - выявляются и обосновываются потребности развития теории и практики; - устанавливаются проблемы, которые требуется решить в рамках выполнения курсовой работы. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик (прим.: формулировка цели работы не должна дословно копировать название (тему) работы). Далее переходят к формулировке задач курсовой работы, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Задачи исследования формулируются в глагольной форме и вытекают из цели исследования (изучить..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать..., определить...). Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими. Следующим этапом является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения, в данном случае - исследуемая организация. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь; в данном случае это может быть состояние актива, хозяйственного процесса, финансового ресурса и т.п.). Далее в курсовой работе следует указать период исследования. Во введении указываются используемые в работе методы и приемы исследования: - теоретические и общеэкономические (теоретический анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, логический, сравнение, графический метод, системное моделирование и др.); - эмпирические (наблюдение, анкетирование, собеседование, интервьюирование, экспертные оценки и др.); - конкретно-экономические методы, включая статистические и специальные методы и методики экономического анализа (балансовый, коэффициентный, методы факторного анализа, методы рейтинговых оценок, группировки, индексный метод, трендовый анализ, методы экономического прогнозирования, моделирования экономических показателей, их систем и экономических явлений, расчетно- конструктивные методы и др.). Перечень используемых в работе методов исследования должен быть конкретным и содержать только те из них, которые использованы реально и подтверждены материалами других разделов работы. Здесь также перечисляются наиболее значимые теоретические и методические источники информации, послужившие основой написания работы (законодательные и нормативно-инструктивные акты, научные труды ученых по исследуемому вопросу (с указанием фамилий авторов), которые использовались в работе). Кроме того, необходимо обозначить источники конкретной информации по организации – объекту исследования (регистры синтетического и аналитического учета по определенному участку учета, формы бухгалтерской и налоговой отчетности, плановую, внешнюю (финансовую, статистическую) и другую информацию, используемую автором курсовой работы при ее написании. В конце введения необходимо раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Завершает введение определение научной новизны и практической значимости курсовой работы. Научная новизна подразумевает новый научный результат, новое решение поставленной научной проблемы, ожидаемое по завершении исследования. Новизна может выражаться в новом объекте или предмете исследования (он рассматривается впервые), вовлечения в научный оборот нового материала, в иной постановке известных проблем и задач, в новом методе решения или новом применении известного решения или метода, в новых результатах проведенного экономического исследования и т.п. Практическая значимость исследования, в том числе и теоретического, определяется возможностью прикладного использования его результатов (с указанием области применения и оценки эффективности). Раздел «Теоретические и методические основы анализа (по названию темы работы)» представляет собой изложение теоретических и методических основ изучаемого вопроса на основе исследования законодательных и нормативно - инструктивных материалов по теме работы, общеэкономической и специальной литературы. Раздел должен содержать исследование современного уровня проработанности научной проблемы на основе изучения и анализа отечественных и зарубежных библиографических источников, критический анализ различных точек зрения и формулировку авторской позиции. Данный раздел рекомендуется поделить на отдельные пункты в соответствии с объемом, назначением представляемой в разделе информации и рекомендациями преподавателя. Эту часть работы следует четко увязать с темой и с последующими разделами, она не должна быть изолированной от них. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников, представленных в разделе, должно составлять 10-15 наименований (законодательных и нормативных документов, книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Специальную литературу рекомендуется изучать по новым изданиям, отражающим последние достижения в теоретической и практической стороне исследуемых вопросов. Учитывая специфику исследования, интерес также могут представлять и основополагающие источники литературы предшествующих лет и зарубежные источники. Основная задача данного раздела – показать, что студент умеет работать с различными источниками информации, осмысливает высказывания различных авторов, критически оценивает и обобщает их, может применять их полностью или частично, аргументируя это должным образом. То есть высказывания авторов должны начинаться со слов «С точки зрения…», «По мнению…», «Как считает…» и т.д. Помимо изложения основных моментов законодательных материалов и мнений авторов по тем или иным вопросам бухгалтерского учета, в данном разделе могут быть представлены основные понятия, касающиеся темы исследования, а также более подробное описание основных источников информации, используемых при написании работы (однако лишь в той мере, в которой они касаются темы исследования). К цитатам и выдержкам из литературы приводятся инициалы авторов, а в конце высказывания делается ссылка (в квадратных скобках типа [… ]) на соответствующий источник по библиографическому списку. Данный раздел может содержать схемы, рисунки, диаграммы и т.д. Раздел «Организационно-экономическая характеристика объекта исследования - (название организации)» начинается с формулировки названия организации – объекта исследования, его юридического статуса, формы собственности согласно уставных (учредительных) документов. В краткой форме излагаются размеры, отраслевая принадлежность, основные виды деятельности (возможно в табличной форме представить состав и структуру выручки от продаж). Также в данном разделе представляется организационная структура (структура управления) организации, наличие учетной политики (без подробного её описания), применяемая форма учета (бухгалтерская программа), система налогообложения, представляемые формы бухгалтерской отчетности. Далее приводятся и анализируются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации. Анализ показателей следует провести в динамике за три года. Примерная форма таблицы, которая в данном разделе работы рекомендуется для представления основных экономических показателей, приведена в приложении 4 данных методических указаний. По рассчитанным показателям в тексте работы должны быть сделаны соответствующие выводы. Дополнительно должна быть приведена другая существенная информация об организации, которая позволит получить более полное представление о её бизнесе, рисках и перспективах деятельности (например, организация входит в корпоративную группу, является головной организацией, осуществляет крупный инвестиционный проект, в т.ч. с государственным софинансированием и т.п.) Основной раздел (разделы) работы в соответствии с темой курсовой работы рекомендуется разделить на 5-7 пунктов (подразделов), в каждом из которых раскрывается конкретный вопрос темы и решаются соответствующие задачи работы. В разделах (подразделах) основной части работы достаточно подробно рассматриваются отдельные стороны состояния предмета исследования, дается критическая их оценка, исследуется динамика, устанавливаются причинно-следственные связи и выявляются факторы, которые привели к положительным или отрицательным результатам, устанавливаются основные тенденции и прогнозы развития. Такой анализ в дальнейшем позволит «синтезировать» определенную модель поведения – обосновать необходимые и наиболее приоритетные управленческие решения в отношении субъекта хозяйствования, вытекающие из результатов анализа, поддержать сделанные предложения конкретными расчетами резервов, эффективности, необходимого финансирования и т.п. Изложение основного раздела должно быть последовательным, четким и конструктивным. В обязательном порядке здесь необходимы таблицы и иллюстративные средства (схемы, графики, диаграммы). При этом в таблицах по тексту работы представляются только основные и итоговые показатели, подтверждающие сделанные выводы; вспомогательные расчеты, большие и «трудночитаемые» таблицы следует помещать в приложения. Форматы аналитических таблиц (схемы, графики), систему аналитических показателей для проведения исследования в соответствии с его темой студент берет из учебно-методической литературы, при необходимости перерабатывая их или предлагая собственные. Для проведения аналитических исследований здесь должен быть использован широкий спектр методов; выводы по результатам расчетов не должны носить только описательный характер, а быть конструктивными, логичными, выявляющими причинно-следственные взаимосвязи, закономерности и тенденции. В данном разделе по тексту приводятся ссылки на источники информации и другие материалы, представленные в приложениях. Ссылка на приложения оформляется круглыми скобками, например: «… в отчете о финансовых результатах (приложение 5)». В отдельном разделе, в соответствии с задачами данной курсовой работы, дается авторская оценка применяемых методов и методик анализа и делаются предложения по их возможному совершенствованию, расширению направлений анализа и системы аналитических показателей по предмету исследования. Если студент затрудняется с разработкой собственных методических инструментов, то он, как минимум, аргументирует преимущества и практическую целесообразность применения тех или иных методик. Заключение должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые его результаты. В краткой и четкой форме аргументируется актуальность и практическая значимость исследования по выбранной теме в целом и применительно к конкретному объекту исследования, показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные итоги исследования и фиксируются конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Наибольший акцент, безусловно, делается на практически значимые результаты анализа, выявленные проблемы и предлагаемые пути решения, однако если автором были сделаны достаточно существенные теоретико-методические разработки и предложения, они также должны быть представлены в заключении. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования. Заключение можно оформить в виде некоторого количества пронумерованных абзацев (тезисов), располагаемых в последовательности изложения вопросов курсовой работы. Библиографический список должен включать не менее 30 наименований литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. В библиографический список необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе. Приложения должнысодержать основные источники информации (формы бухгалтерской и иной отчетности, регистры аналитического и синтетического учета по рассматриваемой теме и другие документы, подтверждающие реальность данных по объекту и предмету исследования). Кроме того, в приложениях можно представлять вспомогательный материал, который с целью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.
|