Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка






Раздел формы, посвящённый развитию и преобразованию тем. Здесь нет чётких структур и тональной устойчивости, но можно выделить три раздела:

1.Вступительный – отталкивается от какого-либо момента экспозиции (чаще всего от её начала или конца – т.е. от главной или от заключительной партии). При тональном (и ладовом) контрасте сохраняет связь с экспозицией в изложении темы.

2.Собственно разработка – наиболее интенсивное развитие и преобразование тем. В крупных симфонических разработках может бать две или три «волны» - каждая со своей кульминацией, в сонатных разработках обычно одна «волна». Здесь применяются все характерные приёмы разработочного развития: частая смена тональностей, секвенции, дробления (вычленения) мотивов, различные полифонические приёмы вплоть до фугато.

3. Предыкт - доминантовая подготовка репризы. В этом разделе часто бывает так называемая «генеральная кульминация» произведения (чаще всего она приводит к динамической репризе).

Разработка контрастна по отношению к экспозиции, но контраст этот – производный, т.к. она всегда основана на темах экспозиции. Чаще всего разрабатывается тема Гл.п. – образ активный, тема «дробная» более всего пригодная для вычленения мотивов, но в принципе, любая тема из экспозиции может быть преобразована и использована в разработке. Характер здесь обычно более драматичен чем в экспозиции, светлые образы омрачаются, драматичные становятся ещё более напряжёнными. Если автор хочет дать в среднем разделе формы просветление, то он использует вместо разработки эпизод (например, Моцарт Соната №12 F-dur).

Эпизод может быть и включён в разработку (в любом месте её основного раздела). Он тонально более устойчив чем сама разработка, обычно представляет собой период (как правило, незамкнутый) – так называемая «вторичная экспозиционность). Тематизм: новая тема или вариант темы П.п.). Это – «островок устойчивости» среди «волн» разработки).

Иногда ближе к концу разработки возникает так называемая «ложная реприза»: тема Гл.п. проводится как в экспозиции, но в иной тональности (Бетховен Сонаты №3, №6 I части, №17 финал). После ложной репризы ещё какое-то время продолжается разработка. Исключение – соната №6: там ложная реприза в D-dur сразу переходит в настоящую – в F-dur

Как уже было сказано, встречаются сонаты с эпизодом вместо разработки, а так же сонаты без разработки: Моцарт Соната №12 II часть, Бетховен Соната №17 II часть, многие оперные увертюры (Россини «Севильский цирюльник», Моцарт «Свадьба Фигаро») Вообще сонатная форма без разработки характерна для медленных частей сонат и для оперных увертюр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал