Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление персоналом. Управление любого предприятия включает два основных аспекта.⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Управление любого предприятия включает два основных аспекта. Первый - это определение целей организации, разработка способов их достижения и соответственно контроль за результатами. Второй аспект предполагает, что руководить предприятием означает также и управлять людьми. Удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников - одна из важнейших целей, залог ее эффективной работы. Первый и второй аспекты менеджмента тесно связаны между собой. Это связано с целями стратегического менеджемента, так как руководитель предприятия должен принимать правильные материально-логические решения, с одной стороны направлять и стимулировать деятельность своих сотрудников на выполнение целей и задач организации - с другой. Управление кадрами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием ее экономического успеха. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал. Развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Управляющие персоналом - это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров. Главные цели которых - повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала. В рыночных условиях для организации встает вопрос о том, как преодолеть разрыв между развитием иннновационных стратегий, созданием новых продуктов и структур, с одной стороны, и выявлением способов управления человеческими ресурсами - с другой стороны. Следовательно, кадровые службы должны строить свою работу соответственно рыночной экономике. Задача состоит в том, чтобы кадровые службы превращались в центры по разработке и реализации стратегии организации по труду. Они должны оказывать помощь в развитии бизнеса посредством найма высококвалифицированных работников, планирования карьеры, оценки производственной деятельности и совершенствования оплаты труда. Задачи кадровых служб могут быть сформулированы следующим образом: - всесторонняя поддержка бизнеса; - формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу; обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах; - выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений; - создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства; - расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников. При сохранении прежних функций служб управления персоналом особое значение приобретают тщательная разработка методов стимулирования всех учатников трудового процесса, дифференцированный подход к трудовому потенциалу при выработке общих для организации принципов и правил работы с персоналом. Поэтому с особой остротой стоит вопрос о координации деятельности всех структур организации, проведении единой кадровой политики, о подборе менеджеров, способных возглавить самые сложные и ответственные участки работы в организации. Отбор персонала. Ответственность за подбор сотрудников целиком ложится на плечи менеджера по кадрам. Процесс отбора персонала имеет схему (рис.4.3).
Рис. 4.3. Схема процесса отбора персонала. При подборе персонала надо в первую очередь определить потребность в кадрах, то есть количество сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач. Планирование персонала - это процесс определения потребностей организации в кадрах, то есть определение того, когда, где, сколько, какой квалификации, какой стоимости, какие сотрудники потребуются в будущем. Качественный аспект процесса набора кадров состоит в том, чтобы найти кандидатов, имеющих необходимую для работы квалификацию. Здесь важно дать полную характеристику наличия свободных мест. В процедуре привлечения персонала используется внешний и внутренний рынок рабочей силы, то есть привлекаются работники либо своей организации, либо со стороны. Подбор из разных рынков труда имеет свои преимущества и недостатки (табл. 4.1). Оценка претендентов производится по стандартным критериям оценки: 1. Образование и производственный опыт. 2. Поведение (манера держаться). 3. Целеустремленность. 4. Интеллектуальные способности. 5. Манера разговора. 6. Особенности. 7. Профессиональная пригодность. Таблица 4.1.
Оценка сотрудников и прием на работу. По поступившим заявлениям нужно оценить претендентов, то есть определить, какой кандидат лучше всего подходит на данное место. Существуют большое количество методов и критериев чтобы сделать правильный выбор. Методику работы, в зависимости от целей и других характеристик организации, разрабатывает менеджер по кадрам. Здесь можно использовать такие средства как анализ и оценка документов соискателя, тестирование, интервью-собеседование, технические средства оценки персонала. Помимо стандартных критериев оценки, в зависимости от вакантной должности, важнейшие оценочные критерии вводятся более развернутом виде. Например, для оценки труда директора коммерческого предприятия можно ввести двадцать важнейших критериев. Происходит ранжирование этих критериев в процентах или единицах. Так как значимость каждого критерия не одинакова, целесообразно ввести коэффициенты весомости факторов, которые разработаны на основе экспертных оценок по десятибалльной системе. Итоговый показатель рассчитывается с помощью интегрального коэффициента. Процедура оценки заканчивается выбором кандидата и заключением с ним контракта, которому придается особое значение. Обсуждение контракта - это часть процесса найма на работу и происходит оно как до, так и после принятия решения о приеме на работу. Вашим сотрудником будет тот, кто заключил с вами контракт о найме. Минимальный объем информации о сроках и условиях контракта, который должен быть представлен работнику, включает следующие сведения: - имена сторон (работодатель и работник); - наименование работы; - дата начала работы (и дата окончания срока действия контракта, если данный контракт заключается на определенный срок); - тарифная ставка или указание способа расчета зарплаты; - периодичность оплаты труда (еженедельная, месячная или иная - обычное рабочее время); - праздничные дни и их оплата; - правила оформления пропусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплаты; - схема расчета пенсии и указание о том, распространяется на работника государственная система пенсионного страхования; - процедура подачи жалоб; - срок, за который работник должен получить уведомление или подать заявление о прекращении работы до ее фактического прекращения. Повышение квалификации персонала. Вхождение в рынок связано не только и не столько с изменением и адаптацией к условиям рыночных отношений экономического механизма, сколько подготовленностью кадров. Наряду с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению факторов, определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного труда. Задачу профессионального развития персонала можно трактовать по разному: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры. Все трактовки так или иначе будут связаны с обучением. Обучение - это процесс изменения поведения, в котором переплетаются интеллектуальный, психологический и физиологический аспекты. Цель переподготовки - это не только зеркальное отражение потребностей, интересов и проблем работников, но и отражение борьбы, требований и условий окружающего мира. Изменения в окружающей среде, обществе, экономике, философии преподавания автоматически вызывает изменения в представлении о цели переподготовки. Прежде всего, надо отметить, что профессиональное развитие - это, как правило, обучение взрослых. Поведение взрослых в процессе обучения зависит от множества различных факторов, например: - чем старше обучаемый, тем сильнее развит его индивидуальный подход и его учебная концепция; - роль обучаемого в период базовой подготовки плохо сочеталась с ролью взрослого; - взрослые практически не сталкивались с активными формами обучения (индивидуального и группового направления). Преподавательская концепция для взрослых включает: работу в малых группах, проблемность, согласованность и системность целей обучения, ориентированность на имеющейся опыт, нацеленность на самообучение, обратная связь, учебный трансфер. Особы вопрос - это возможность и оперативность внедрения в практику полученных в процессе обучения знаний. Представление о том, что в процессе обучения можно получить готовые рецепты на все случаи жизни, несколько наивны. Это можно объяснить следующими причинами: во-первых, не изменяются оргструктуры. Вследствие этого работники вынуждены действовать по старинке”. Во-вторых, новые знания, приобретенные в процессе обучения, часто не “сопрягаются” с теми процессами и структурами, в которых они работают. Отсутствует “стыковка” между теорией и практикой. Поэтому обучение, ориентированное на практику, предполагает глубокое ознакомление с теми процессами и структурами, которые являются определяющими для поведения людей при общении с клиентами и коллегами. Осуществление общих принципов менеджмента труда строится по следующим основным направлениям: Оплата и стимулирование труда. Основная задача всей работы в области материального вознаграждения сотрудников организации состоит в том. Чтобы определить меру труда и размер его оплаты. Разработка оптимальных соотношений в оплате труда различной сложности является наиболее важным моментом в системе дифференциации заработной платы. Такой подход должен обеспечить соответствие размеров в оплате труда с его качественными показателями. Определяя уровень оплаты труда. Естественно надо учесть ее величину в конкурирующих организациях. Система оплаты и стимулирование труда должна отвечать следующим требованиям: 1. Оплата по результатам труда. 2. Уверенность и защищенность работников. 3. Стимулирующий и мотивирующий аспект зарплаты. 4. Дополнительные (поощрительные) формы оплаты труда за личный вклад. Разделение и кооперация труда. Разделение труда предполагает его кооперацию, которая представляет собой объединение людей для планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. В рыночной экономике в основе кооперации лежат интересы, то есть побуждающим мотивом кооперативного труда является не администратор, а экономический (социальный) коллективный интерес. Здесь кооперацию необходимо рассматривать как добровольное объединение работников на основе их заинтересованности в сотрудничестве. По мере ее развития складываются и совершенствуются трудовые отношения между коллективами и работниками. При этом интеграция и усложнение труда, совмещение трудовых операций не исключают дальнейшего процесса разделения (дифференциации) труда. Техническое обеспечение и механизация труда. Организационная техника призвана повысить эффективность и облегчить труд аппарата управления, повысить его производительность и культуру. Необходимость широкого использования средств оргтехники возникает также в связи с переходом к рыночным отношениям, ростом производства и изменением номенклатуры товаров, а также увеличением объемов информации, требующей быстрой обработки. Организационной техникой, или техникой управления, принято называть совокупность средств, служащих для рациональной организации и автоматизации управленческих работ с целью повышения оперативности, эффективности и культуры управления. В первую очередь механизации и автоматизации подлежат бухгалтерский и управленческий учет, оперативное управление, плановые расчеты, делопроизводство, учет кадров, общее руководство, хозяйственно-техническое обслуживание. Для успешной работы современной организации необходимы средства изготовления документов, копирования и размножения документов, обработки информации, средства хранения, группировки и поиска документов, передачи информации, средства вычислительной техники. Многие эти задачи успешно решаются на персональном компьютере. Нормирование труда. Непосредственной задачей нормирования труда является определение трудоемкости работ и необходимой для их выполнения численности работников. Без обоснованных норм невозможны рационализация процессов разделения и кооперации труда, разработка прогрессивных технологий, совершенствование методов работы аппарата управления. Предпринималось множество не совсем удачных попыток точно определить, каким количеством человек может эффективно управлять один руководитель. У разных авторов оно варьирует в пределах от трех до пятнадцати. Подход к нормированию отдельных видов работ должен быть дифференцированным. Так, с учетом специфики труда менеджера представляется целесообразным выделить следующие виды норм: нормы управляемости - число работников. Которыми наиболее эффективно может руководить начальник; нормы времени, нормы обслуживания - определяется в зависимости от трудоемкости работ. Наиболее распространенным методом нормирования труда является метод аналогов. Благоприятный режим и условия труда. Производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится менеджер. В настоящее время разработано более 5 тысяч типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого труда персонала. В основе любой планировки рабочего места менеджера лежит деление его кабинета на рабочую зону и зону совещаний. К организации рабочих мест менеджера предъявляются следующие требования: удобства мебели; наличие средств оргтехники; благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда; рациональный режим труда и отдыха. Культура управленческого труда. В широком смысле термин “управленческая культура” употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития менеджера. Управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. В основе культуры управленческого труда лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером: 1. Юридические нормы управленческого труда; 2. Моральные нормы; 3. Организационные нормы; 4. Экономические нормы. На основе этих и дополнительно других норм образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда: личная культура; рациональное распределение рабочего времени; культура содержания рабочего места; культура проведения массовых мероприятий; культура приема посетителей; культура в работе с письмами; культура речи; организационная культура руководителя.
|