Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оба термина взаимно связаны и дополняют друг друга.
Конспект №11 НЮАНСЫ И ТЕМПЫ В ХОРЕ 1. Выразительные возможности нюансов и темпов в хоровом пении и их связь с содержанием произведения. 2. Подвижные и неподвижные нюансы. 3. Основные степени силы звука, специфику их хорового исполнения. 4. Постоянные и переменные обозначения скорости движения. Темпы медленные, умеренные, быстрые и особенности их хорового исполнения.
НЮАНСЫ В ХОРЕ Каждое хоровое сочинение, как и любое музыкальное произведение, всесторонне продумано и прочувствовано автором; в него вложены мысли и настроения, которые составляют внутреннюю сущность сочинения.
Одним из средств исполнительской выразительности в хоровом пении является динамика. Ровное, может быть и красивое по звучанию, но одинаковое, без динамических и агогических красок хоровое пение всегда бывает маловыразительно, оно лишено смысла и развития основной музыкальной мысли, передачи настроений и художественных образов, заложенных в партитуре. Выявить, установить основные динамические средства в партитуре и главное – добиться осуществления их в процессе исполнения хором является трудной, но важной стороной исполнительского процесса.
· Динамика (от греч. dynamikos – силовой) объединяет понятия, касающиеся силы звучания. · Нюансы ( от франц. – nuance – оттенки исполнения) помогают раскрыть внутреннее художественное содержание сочинения и дать ему должное выражение. Оба термина взаимно связаны и дополняют друг друга.
Чрезвычайная гибкость и разнообразие приемов нюансировки предоставляет широкий простор высокому мастерству и вдохновению. Однако в этом разнообразии кроются и некоторые сложности в применении нюансов, связанные с всякого рода трактовкой музыкального произведения.
Нюансы делятся на: подвижные (crescendo, diminuendo) и неподвижные (устойчивые, неизменяемые) в пределах данного построения.
Нюансировка служит важным средством выразительности; она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения, индивидуальностью исполнителя.
· fortissimo — наиболее трудный нюанс в хоре следует исполнять с некоторым запасом голоса, т. к. всегда есть опасность форсирования; В этом нюасе сложнее установить ансамбль, а также, вследствие некоторого притупления слуха - строй.
· Pianissimo должно быть слышным, звучным (" не проваливаться").
· При подвижных нюансах, как правило, необходимо соблюдать их постепенность (в diminuendo — значительно труднее) и сохранение ансамбля.
Сильная, мощная или же тихая и тишайшая звучность хора, острые удары или же мягкие нажимы, постепенное нарастание силы или же ее стихание и замирание — все это нюансы или оттенки. Следовательно, под нюансами надо разуметь различные степени силы звука. Поэтому перечисленные выше степени силы звука называют динамическими оттенками (от греческого слова динамис (dynamis), что значит «сила, мощь»).
«Оттенки — это различное приложение силы, ведущее к контрастам ». Это верно, но верно только с одной стороны, со стороны внешней. В этом смысле понятие «оттенок» содержит в себе представление о выпуклости, оттененности в результате приложения той или иной степени силы звука. Однако понятие «нюанс», кроме такого представления об оттенке, заключает в себе еще и представление о содержательности, выразительности, обусловленной не только силой звука, но и гибкостью ритма. Вот почему мы предпочли именно этот термин — «нюанс», который объединяет в себе и самое понятие «оттенок» и представление о том внутреннем содержании этого понятия, которое можно назвать художественным выражением. Производным от слова нюанс термином «нюансировка» мы называем умение накладывать на музыкальный звук различные степени силы, делая звук содержательным, выразительным.
П.Г. Чесноков писал: " От соединения двух-четырех таких выразительных звуков образуется мельчайшая органическая частичка мелодии — мотив, имеющий одну вершинную точку - ударение, акцент.
Два слившихся мотива образуют следующую составную величину мелодии — (!) фразу, имеющую уже два акцента, из которых более сильный, подчиняя себе слабый (но не уничтожая, а лишь смягчая его), образует единую вершину фразы.
Объединения двух (и более) фраз образуется (!) предложение, т. е. хотя еще не законченная часть музыкальной мысли, а лишь первая ее половина, но уже с какой-либо (кроме полной) каденцией он с естественным требованием (в силу закона равновесия) ответного придаточного предложения. Такое придаточное предложение, слившись с главным и закончившись полной каденцией, образует цельную, законченную музыкальную мысль — (!) период.
Расчленяя цельную музыкальную мысль на ее составные элементы, мы тем самым вступаем в область фразировки и исследования музыкальной формы. Исследовав музыкальные формы, мы разделим избранное нами сочинение на его главные части, затем разобьем каждую часть на составляющие ее периоды, предложения, фразы и мотивы. Проделав такой анализ, от общего к частному и найдя нужные нам наименьшие частицы, мы пойдем обратным путем: от частного, от самого малого к общему, к большому, к целому сочинению. При этом мы попутно будем извлекать и накладывать на мотивы, фразы, предложения, периоды, таящиеся в их содержании, естественные, единственные для них, художественные оттенки — нюансы.
Нюансы обычно обозначаются автором, а если таких обозначений нет, то музыкальное чутье дирижера подскажет нужные нюансы.
Композиторы указывают только общие нюансы и далеко не выявляют всей массы различных мельчайших нюансов, которые таятся в их сочинениях.
Поэтому извлечение всех нюансов из сочинения, наполнение их художественным содержанием при исполнении — это уже дело дирижера, как и всех индивидуальных артистов. В этом и проявляется их дарование, в этом и заключается их творчество. Что же касается того, что «музыкальное чутье подскажет нужные нюансы», то на это полагаться нельзя: чутье может подсказать и верно, и неверно. Это и порождает подчас отсебятину, о которой мы уже упоминали. Исчерпывающее же выяснение всех нюансов в сочинении с помощью музыкального чутья доступно лишь великим художникам-исполнителям. Большинству же исполнителей необходимо исходить в нюансировке из точного анализа. Такой анализ сокращает работу и указывает правильный путь к раскрытию музыкального содержания сочинения.
Необходимо помнить, что каждое музыкальное произведение имеет свои собственные, единственные, естественно-художественные нюансы, вытекающие из его внутренней сущности. Как нормальный человек не может иметь двух характеров, так и музыкальное произведение не может иметь двух разных выражений. Лицо человека может выражать целую гамму различных ощущений, но общее, коренное, так сказать, выражение его, как отражение его внутренней сущности, может быть только одно. Точно так же и в музыкальном произведении, как в цельном художественном организме, заложено одно общее содержание, один характер.
Но ведь исполняют же по-разному, скажут нам, одну и ту же вещь различные музыканты? — Нет, не по-разному. Если вы внимательно прослушаете одну и ту же вещь у нескольких исполнителей (мы имеем в виду музыкантов, обладающих дарованием и мастерством исполнения), то убедитесь, что в общем характер выражения у них один, что нюансы в общем одни, что понимание внутренней сущности сочинения одно, но исполнения их все же индивидуальны, субъективны и разнятся степенью выразительности.
Нюансы — это внешняя оболочка, требующая наполнения внутренним содержанием, это мелкие формочки, в которые художник-исполнитель вливает индивидуальные мысли и чувства, порождаемые его художественной натурой под впечатлением тех мыслей и чувств, которые вложены в сочинение автором.
Вот этим наполнением единых нюансов внутренним содержанием, этим их одухотворением музыканты-художники и отличаются один от другого. У одного нюансы выходят более выразительными, у другого менее; у одного доминирует виртуозность, у другого чувство, у третьего вкус и т. д. Но сущность сочинения, нюансы, как формы выражения этой сущности, у всех едины.
ТЕМПЫ В ХОРЕ Умение правильно ощущать и сохранять в процессе исполнения обозначенный композитором темп является важной стороной исполнительского процесса. Определение темпа носит относительное значение. Темпы могут быть самые разнообразные в зависимости от музыки, ее характера, от структуры произведения. Наряду с метроритмической стороной исполнения, темп является важным фактором в создании и раскрытии музыкальной формы в процессе исполнения. Верное нахождение темпа как в целом для произведения, так и изменений в отдельных местах важно для хормейстера не только как внешнее определение скорости движения. Правильное ощущение темпоритма помогает дирижеру и хору понимать и раскрывать внутреннюю сущность произведения. Однако любые авторские обозначения темпа не должны рассматриваться как нечто постоянное, статическое. Из правильного понимания всех элементов партитуры – мелодии, гармонии, фактуры, тембра, литературного текста, динамики и других средств хоровой выразительности, в их взаимосвязи, на основе авторских обозначений скорости движения – у дирижера-хормейстера может сложиться свое ощущение темпа, способствующее раскрытию содержания произведения и созданию четкой, выразительной формы в процессе исполнения. В нотной записи в большинстве случаев в обозначении темпов принято пользоваться понятиями, выраженными в основном на итальянском языке. Хотя, как в прошлом так и в современной нотации, во многих странах пользуются терминологией на национальном языке. Кроме того, для указания характера того или иного темпа, его выразительности используется большое количество дополнительных терминов и понятий.
Главные темповые обозначения составляют 5 основных групп. · К первой группе очень медленных движений относятся: Largo – широко, протяжно Adagio – медленно, спокойно Lento – медленно, протяжно Grave - тяжело (медленно)
· Ко второй группе умеренно-медленных движений относятся: Adagio - медленно, спокойно (промежуточный между медленным и умеренным) Andante - не спеша, медленно, шагом Andantino - более скоро, чем andante Commodo - спокойно, удобно Tranquillo - спокойно, безмятежно
· К третьей группе умеренно-скорых движений относятся: Moderato – умеренно Allegretto - несколько оживленно (промежуточный между умереным и скорым) Allegro moderato - умеренно оживленно Allegro ma non troppo - оживленно, но не очень
· Четвертая группа скорых движений – различные разновидности allegro (быстро) с соответствующими добавочными обозначениями: Allegro con brio – живо, пламенно, с огнем Allegro con moto – подвижно, с движением Allegro agitato - быстро, беспокойно Allegro apassionato - быстро, взволнованно Allegro maestoso - скоро, величественно
· К пятой группе очень быстрых движений относятся: Allegro assai - очень живо Allegro vivo - весьма оживленно Vivace (vivo) - очень скоро Presto - очень быстро
Однако различные словесные обозначения темпов иногда требуют более точного определения скорости движения. Для этого существует довольно простой, но достаточно точный прибор – метроном, изобретенный И.Н.Мельцелем.
В старых нотных изданиях указания метронома обозначаются двумя буквами М.М. Одна из них – сокращение слова метроном, другая – фамилии изобретателя (М.М.=60). В современных записях в большинстве случаев используется одна буква, обозначающая метроном и цифровой указатель скорости. На практике нередко основные метрономические скорости (60 или 120 ударов в минуту) можно приблизительно устанавливать с помощью часов, прослушивая тиканье секунд или зрительно воспринимая движение стрелки на циферблате. Скорости движения, темпам приблизительно соответствуют следующие цифровые показания метронома: очень медленные темпы от 40 до 54-56; умеренно-медленные – от 56 до 86-88; умеренно скорые – от 88 до 130-132; скорые темпы – от 132 до 144; очень быстрые – от 144 до 208.
|