![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Голоса, обладающие этими качествами, хорошо сливаются в ансамбле. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Под прикрытием звука подразумевается некоторое затемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. Если округление звука производится посредством придания мягкому нёбу куполообразной формы и соответствующих форм артикуляционному аппарату, то прикрытие звука осуществляется путем перестройки (расширения) нижней части глотки. С проблемой округления и прикрытия звука теснейшим образом связан такой важный момент в воспитании певческого голоса, как выравнивание, сглаживание регистров. Сущность, которого состоит в том, что благодаря смешению головного и грудного звучания голос приобретает ровность на всем диапазоне. В занятиях с хором важно связывать некоторые наиболее общие положения, выработанные вокальной педагогикой, с практическим решением проблемы округления, прикрытия звука и выравнивания регистров. Следует помнить:
1. Верхние и нижниеучастки диапазона формируются только после образования хорошей середины голоса, путем постепенного распространения этого звучания вверх и вниз. Причиной неровности звучания регистров, затруднений в овладении верхним регистром в большинстве случаев является перегрузка голоса в средней части диапазона. 2. Певческий звук должен быть округлен и прикрыт на всем диапазоне голоса.Более «натуральное» звучание применяется в нижней части диапазона. Особое внимание нужно обращать на округление звуков, прилегающих к границам регистров. Переходные ноты следует прикрывать. Это — необходимое условие верного звукообразования в верхнем регистре певческого голоса. 3. При изменении гласных изменяется форма нижней части глотки. Так, на гласной «у» она расширена, звук имеет темную окраску. На «а» глотка сужена, звук тяготеет к светлому открытому тембру. Гласные «о», «э», «и» являются промежуточными между «у», «а». Эта особенность произнесения гласных используется для получения различных тембровых оттенков. Вокализируя мелодию на одну из гласных, которая дает желаемую окраску звуку, затем приравнивают к этому звучанию исполнение мелодии с текстом. Иногда в целях достижения прикрытия отдельных гласных рекомендуют петь «а» с призвуком «о», «и» — с призвуком «ю», «е» — с четким переходом в прикрытое «э». Призвуком «у» обычно пользуются осторожно. Распространение формы гласной «у» на другие гласные ведет к прикрытому звучанию голоса. При этом голос начинает звучать глухо, затемненно, нередко ослабляется ощущение певческой опоры, снижается острота интонирования и даже возникает «недобирание», заниженное интонирование верхних нот. Поэтому прямое перенесение принципа формирования «у» па другие гласные не вполне желательно, им можно пользоваться только в сочетании с другими приемами и при наличии у певцов определенных навыков звукообразования.
4. К формированию верхних прикрытых звуков голоса следует переходить лишь после того, как найдено и закреплено нужное звучание в средней части диапазона. Поиск наиболее правильного звучания обычно начинается с примарных тонов. Примарным называют певческий звук, который среди других средних тонов голоса звучит наиболее естественно, свободно и по тембру приближается к правильному певческому тону. 5. При излишне открытом звучании голоса в средней части диапазона верхние звуки оказываются перекрытыми. Если середину формировать слишком компактно, густым звуком, верхний регистр будет трудно прикрыть. 6. Звуки верхнего регистра целесообразно формировать при мягкой атаке, исполнять распевно, но очень активно при хорошем ощущении певческой опоры, свободы и легкости голоса. Категорически недопустимо всякое форсирование звучности в верхней части диапазона. 7. Лирические голоса пользуются более «светлым», прикрытым звуком, чем драматические. При пении прикрытым звуком необходимо сохранять ощущение певческой опоры и головного резонирования. Голос не должен звучать глухо. 8. Крайним высоким звукам голоса свойственно некоторое осветление тембра по сравнению с предшествующим участком диапазона и, особенно, с переходными нотами. 9. При формировании звука нужно всегда учитывать регистровые свойства голоса, границы регистров и использовать то звучание и тот механизм звукообразования, которые присущи данному типу голоса на данном участке диапазона. 10. Формы звуковедения- Legato — непрерывное связное пение — основная форма звуковедения. Для достижения legato необходимо выразительное исполнение интонаций, фраз, ясное ощущение движения. Отчетливое мысленное представление мелодии помогает певцу правильно организовать и подготовить свой голос к исполнению мелодического рисунка. При legato все гласные должны быть плотно «сцеплены» между собой, их артикуляция максимально сближена. Произношение согласных, изменение высоты звук а и формы гласных производится быстро, без нарушения единого потока звука. Сочетание выразительно льющейся мелодии, в которой выявляются лучшие тембровые краски голоса, с инструментальной четкостью интонирования и отчетливой дикцией и создает настоящее legato. При хорошем legato один звук, ровно выдержанный на протяжении всей своей длительности, непосредственно «переливается» в другой, без какого- либо перерыва или толчка.
К наиболее распространенным недостаткам, встречающимся при исполнении legato, относятся: 1. «Смазывание» отдельных звуков, особенно в нисходящих мелодиях, что обычно является результатом ослабления внимания к звучанию голоса и привнесения речевого принципа скольжения. 2. Злоупотребление portamento при переходе от одного звука к другому, что ведет к манерности и интонационном неопределенности в исполнении. 3. Подчеркивание дополнительным толчком дыхания звуковысотных изменений в мелодии.
При исполнении мелодии поп legato звуки не связываются между собой. Разделение звуков производится кратковременной задержкой (без возобновления) дыхания перед новым звуком. В момент задержки дыхания голос быстро и четко перестраивается на новый звук, который начинается без подъездов, имея готовую форму, не требующую корректирования в процессе пения. Остановку, прекращение звучания голоса нецелесообразно выполнять за счет замыкания голосовой щели, так как это ведет к перенапряжению гортани.
При staccato звук исполняется коротко, после чего следует длительная пауза. Как и при других формах звуковедения, возобновление дыхания производится только па границах музыкальных фраз. Поток звуков, исполняемых staccato, должен составлять единую линию.Каждый раз заново организовывать звук не следует. Атака звука происходит посредством дыхания толчком диафрагмы и мягкой, гибкой, очень активной реакции гортани. Гласные формируются высоко, концентрированно. Паузы между звуками не следует производить с помощыо замыкания голосовой щели. Это образует резкий, тяжелый звук. В целом, процесс звукообразования при staccato соответствует мягкой атаке, выполняемой на каждом звуке без возобновлении, а лишь задержкой дыхания. Голос на staccato должен звучать упруго, легко, светло, но не громко. Овладение staccato важно для певцов не только потому, что это один из распространенных видов звуковедения. Работа над staccato способствует воспитанию гибкости голоса, точности атаки звука, исправлению интонации, уничтожению «подъездов» и т. д. Развитие подвижности голоса. Хоровая литература богата произведениями, требующими подвижности певческих голосов, технической беглости хоровых партий. Особенно много таких примеров встречается у старых мастеров. Блестящие виртуозные хоры написаны О. Лассо, И. Окегемом, А Габриели, Г. Аллегри, Жоскеном Депре и другими мастерами строгого стиля. Прекрасные образцы виртуозных хоровых сочинений создали И. С. Бах, И. Гайдн и В. Моцарт. Их произведения показывают, какие огромные требования предъявляли классики к технической подготовке хоровых певцов. Уже с давних пор в вокальной педагогике прочно установилось мнение, подтвержденное исполнительской практикой, что работа над кантиленой и подвижностью голоса — две стороны единого процесса становления певческих навыков и что совершенствование виртуозной техники способствует выработке наилучших качеств кантилены. Развитие подвижности голосов достигается прежде всего работой над соответствующим репертуаром, а также над специальными упражнениями, гаммами, арпеджио, вокализами и т. д.
Определение типа певческого голоса. Правильно определить голоса певцов, распределить их по партиям - важная и далеко не легкая обязанность руководителя хора. Основными признаками типа голоса являются его тембр и диапазон. Однако не всегда эти качества оказываются достаточно выраженными, особенно у начинающих певцов. Нередко бывает и так, что неправильная манера пения или отсутствие элементарных певческих навыков приводит к ошибочному суждению о голосе певца, сделанному на основании ознакомления с тембром и диапазоном голоса.
Поэтому следует обращать внимание и на другие типовыепризнаки: положение зоны переходных нот и примарного звучания, способность к выдерживанию тесситуры, наиболее характерной для этого типа голоса, наконец, естественность артикуляции, произношения поэтического текста при пении в верхнем регистре.
Наиболее часто возникают ошибочные суждения в следующих парах голосов: драматическое сопрано — меццо-сопрано, лирическое сопрано с неполным диапазоном— лирическое меццо-сопрано; драматический тенор— лирический баритон, драматический баритон — высокий бас. Если неточность в определении типа голоса не переходит границ одной партии, эта ошибка еще не приведет к серьезным последствиям. Однако часто в этом случае певец оказывается в другой партии, не соответствующей его голосу. Это уже очень серьезная ошибка, результатом которой может явиться порча голоса. Поэтому во всех сомнительных случаях не следует делать поспешных выводов, и окончательное суждение о голосе составлять в результате.неоднократного его прослушивания, по мере овладения певцом правильными певческими навыками.
|