Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции артикуляции. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Музыкальная и речевая арикуляция в пении объединяются. Хормейстер при необходимости работает над каждой. Артикуляция выполняет целый ряд функций: Главная – расчленение или связывание музыкальной ткани произведения. Иными словами, с помощью артикуляции осуществляется фразировка, что важно для осуществления формы произведения, как высшего проявления исполнительского искусства. Важным артикуляционным приемом является цезура. Цезурность это система разделительных обозначений: 1) паузы (частные, мелкие разделительные и более крупные, общие, вплоть до генеральных); 2) дыхание (может быть общим, индивидуальным, цепным и по фразам); 3) собственно цезура(ы) (в узком понимании – специальные разделительные обозначения, короткая люфтпауза. Которая выполняется за счет длительности предыдущей фразы, а не за счет последующей; во время люфтпаузы певец, солист, как правило не берет дыхание, в хоре же лучше добирать дыхание); 4) снятие – укороченные, полные, перетяжки (приемы окончания музыкальных построений, мотивов, фраз, предложений) в одних случаях артикуляционная цезура совпадает с синтаксическим разделением текста, в других – нет, и вводится исполнителем. Важную роль в музыкальной артикуляции играет система штрихов с их разными градациями. Артикуляция может выполнять акустическую функцию, помогая привести звучание хора в соответствие с акустикой зала. При реверберации лучше петь не legato, а non legato, которое в этих условиях будет звучать слитно как legato. Паузы, в этом случае, следует удлиннять. Артикуляция сама может вызвать представление об определенной акустике. С помощью marcato типа “эхо” можно создать впечатление отдаленного звучания. Применением legato или non legato, или staccato можно подчеркивать ритмический контраст фраз. Мелкие длительности часто исполняются legato, а крупные – non legato. Артикуляция может сама подчеркивать интонационную структуру мелодии. Поступательное движение может исполняться legato, а движение по звукам аккорда – non legato. Артикуляция, а именно штрихи, диктуются характером музыкальной особенности фактуры. На практике штрихи часто используются шаблонно. Так если произведение по характеру певуче, то его поют legato; если энергичное, то поют marcato, шутливое и изящное staccato. В музыке же штрихи могут быть гораздо более разнообразны, но их смена должна оправдываться как особенностями произведения, так и замыслом исполнителя. Если текст произведения дан в переводе, то для его выразительности часто необходим творчески осмысленный подход к артикуляции – где-то следует отказаться от неоправданной цезуры, где-то поменять штрих, т.е. необходимы артикуляционные поправки по сравнению с оригиналом.
Музыка с родным исполнителю текстом также требует применения разнообразных артикуляционных средств, для преодоления инерции восприятия, для впечатляющей выпуклости фраз, но при этом все нововведения должны быть оправданы логикой развития текста и музыки. Нельзя также забывать о стилистических особенностях.
|