Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы хорового исполнительстваСтр 1 из 2Следующая ⇒
Установление унисонов — отправной момент в хоровой работе.!!!
· Характерной формой хорового исполнительства, наиболее полно выявляющей выразительные возможности искусства, является пение без сопровождения — a cappella. Больших успехов оно достигло в XVI—XVJI веках в эпоху расцвета полифонии строгого стиля. По мере развития мелодических, метро-ритмических, гармонических, полифонических средств искусство хорового пения a cappella становилось более совершенным, обнаруживая все новые выразительные возможности. Пение a cappella продолжает занимать ведущее место в практике профессиональных хоров, а также самодеятельных коллективов. Оно определяет уровень их мастерства. Работа над произведениями без инструментального сопровождения требует от исполнителей наибольшей активности и самостоятельности и является лучшей формой воспитания хорового коллектива. Развитие пения a cappella — важнейшая задача современного хорового искусства. 2. Жанры хорового исполнительства
ЖАНР (Франц. genre —род, тип, манера) — вид произв. какого-либо искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилевыми признаками. В широком смысле этот термин применяют к оперн., симф., хоровой музыке, в узком смысле — к разновидностям этих основных разделов (напр., хоровая песня, миниатюра, хор крупной формы; обработка, переложение; кантатно-ораториальн. Ж.— кантата, оратория, месса, реквием, магнификат и т. д.; хор. концерт, поэма, сюита, хор. соната; оперн. хор, сцена), а также — в связи с особенностями исполнения (хор а кап., хор с сопр., вок. ансамбль) или в зависимости от «бытования» произв. (гимн, марш, танец, баркарола, ' серенада, колыбельная, застольная и т. д.; нар. песня — лирическая, трудовая, частушка и др.). Встречается также синтетич. Ж-, напр. симфония-кантата, поэма-кантата, прелюдия-кантата, сценическая кантата, оратория-поэма, кантата-песня, гимн-марш и др.
· Два направления в хоровом исполнительстве
Академический Народный Формы хорового исполнительства Профессиональные, учебные, любительские хоры · Народные хоры · Академические – диапазон. Количество партий и певцов. · Детские хоры - смешанные, мальчиков, девочек и т. д. · Ансамбли песни и танца (пляски) · Богослужебные · Оперные хоры · Массовые хоры · Массовая песня способствует демократизации музыкального языка, интонационной конкретности образов. Это песни – гимны, манифесты. Интонациями советских (массовых песен, творчески переосмысленных композитором, пронизана «Патетическая оратория» Свиридова. Необычайно широк диапазон выразительных средств в 10 поэмах Шостаковича, где органически слились лаконичные броские [приемы массовых песен с инструментальной виртуозностью хоровой фактуры («Девятое января»). · · Народная песня — основа основ музыкальной культуры народа. Она включает в себя главнейшие черты национального музыкального стиля, является необходимым фактором развития демократического искусства, фундаментом композиторского и исполнительского творчества. · · Традиции русской исполнительской школы тесно связаны с творчеством композиторов-классиков, воплотивших в своих сочинениях лучшие черты национальной культуры. Хоровое исполнение классических произведений всегда горячо принимается слушателями, а работа над этими произведениями воспитывает коллектив, оттачивает мастерство, развивает, углубляет и обогащает искусство. · Возросшие требования к хоровым коллективам повлекли значительное расширение исполнительного диапазона, мастерства воплощения произведений самых различных стилей и жанров. · Богатство репертуара профессиональных хоров сочетается с разнообразием творческого почерка певческих колтективов, руководимых такими художниками, как А. В. Свешников, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Б. А. Александров, Г. Г. Эрнесакс, Г. Р. Ширма и другие.
· Не менее разнообразны и самодеятельные хоры, состав которых формируется в значительной степени по возрастным и профессиональным признакам. 1. Академические хоры - в своей деятельности опираются на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, которые выработаны музыкальными академиями [1] и другими аналогичными организациями. 2. Народные хоры - строят свою работу на основе местных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манеры исполнения народных хоров. · В певческой практике некоторых народов используются своеобразные приемы исполнения, которые не свойственны представителям других народов. У башкиров, хакасов, тувинцев и монголов существует, так называемое, горловое пение — своеобразный вид сольного двухголосия: певец одновременно исполняет выдержанные звуки в нижнем регистре и мелодию в верхнем регистре, которую составляют обертоны:
У ряда национальностей, связанных этнографической и языковой общностью, наблюдается сходство исполнительского состава народных хоров и манеры пения. Это присуще, например, египетским, афганским, иранским и сирийским хорам. Другую группу образуют итальянские, испанские и некоторые латиноамериканские народные хоры. Самостоятельную группу составляют народные хоры славянских народов, обнаруживающие несомненное родство и в манере пения, и в складе хорового многоголосия. Если славянские хоры отличаются наличием большого количества мощных низких певческих голосов, то у корейцев, китайцев и японцев низкие голоса в хорах встречаются ' редко. В связи с особенностями фонетики народов этой языковой группы, их голоса звучат очень '«близко», мягко, с некоторым «носовым» оттенком в тембре. Характерной чертой немецких хоров как смешанных, так и однородных является четырехголосие. Основу грузинских мужских хоров составляет трехголосие. · Жанровыми признаками русских народных хоров являются: а) опора на местную областную традицию бытового хорового пения; б) использование натурального регистрового звучания голосов; в) подголосочно- полифонический распев песни как основа хорового многоголосия; г) сочетание пения с народной пантомимой и хореографией.
· В отличие от академических хоров, русские народные хоры не имеют единых норм в количественном соотношении мужских и женских голосов · Различны диапазоны народных хоров · Певцы народных хоров поют «натуральными» голосами и не используют приемы «сглаживания»регистров. Они стремятся петь от начала до конца в одном регистре, при этом нередко расширяют его границы за счет переходных нот и прилегающих к ним звуков смежного регистра. · Распетые в народном хоре произведения не имеют устойчивого количества голосов. Голоса то расходятся, образуя многоголосную партитуру, то сливаются в унисон · Импровизация, лежащая в основе «разведения песни на голоса», в опытном народном хоре всегда имеет свои закономерности, обусловленные содержанием песни, характером мелодии, ритмом, ладом и т. д. Народный хор в большинстве случаев поет на эстраде без дирижера. Руководитель хора отвечает за репертуар, ведет всю репетиционную и Учебно-воспитательную работу в коллективе, подготавливает его к эстрадному выступлению.
|