Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания. 1. Используя указанные источники, проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения» и заполните таблицу
1. Используя указанные источники, проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения» и заполните таблицу, вписав в первый столбец соответствующие определения из источников.
«Процесс обучения»
| На чем сделан акцент
| Что общего
| В чем различие
| Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988
«Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников»
| На решении задач
| Целенаправленность
|
| Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996
Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества»
| На формирование (результат)
|
| Харламов И.Ф. Педагогика.– М., 1999.
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями…»
| На овладение научных знаний.
|
|
2. Изучите принципы обучения, пользуясь различными источниками. Охарактеризуйте пять любых принципов, заполняя таблицу.
Принцип обучения
| Сущность принципа
| Некоторые правила принципа
| Принцип сознательности и активности.
| В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого.
| Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.
| Принцип наглядности
| Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала.
| избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.
| Принцип прочности.
| Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала
| память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
| Принцип доступности
| Разработка содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние.
| Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.
| Принцип научности
| заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся
| Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.
|
3. К какому принципу обучения относятся правила: «От лёгкого к трудному»; «От известного к неизвестному»; «От простого к сложному»?
А. Научности.
Б. Наглядности.
В. Прочности результатов обучения.
Г. Доступности.
4. К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?
А. Воспитывающего обучения.
Б. Систематичности и последовательности.
В. Научности.
Г. Связи теории с практикой
5. К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?
А. Прочности результатов обучения.
Б. Связи обучения с жизнью.
В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Г. Наглядности.
6. Докажите, пользуясь конкретными примерами, что принципы обучения основываются на его закономерностях.
Учитель, зная закономерности процесса обучения, имея представления о целях обучения, содержании и методах обучения, использует свои знания для организации процесса обучения, руководствуясь принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе общественного развития.
7. Что такое форма организации обучения?
1) Согласованное взаимодействие учителя и учащегося, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
2) Система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;
3) Внешняя сторона организации учебного процесса;
4) Способ организации учебной работы учителя и учащихся.
8. Проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.
Определение понятия «форма организации обучения»
| Что общего
| В чем расходятся
| «…Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев)
|
Взаимодействие учителя и учащихся
| Регулируется заранее установленным режимом и порядком
| «…Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов)
| Взаимодействие учителя и учащихся над определенным содержанием материала
| «Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И.Подласый)
| осуществляется в определенном порядке и режиме
| «Форма организации образовательного процесса – это способ, характер взаимодействия педагога и учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени» (В.И.Загвязинский)
| Взаимодействие учащихся с изучаемым материалом.
форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени
|
|